Оглавление:
В нем дано определение расходов: это затраты, которые произведены для деятельности, направленной на получение дохода. А целевые траты будущих доходов не предполагают. Более сложный вариант, когда средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом.
Здесь надо отдельно рассмотреть два вида поступлений. Первый – это деньги и другое делимое имущество. Второй – неделимое имущество и денежные средства, истраченные на его покупку.
Денежные поступления. Надо ли облагать налогом на прибыль всю сумму целевых поступлений или только деньги, использованные не по назначению?
Аналогичным образом можно рассуждать и относительно расходования средств. Сумма, которая используется на предусмотренные цели, при расчете налога на прибыль в качестве расходов не учитывается.
Средства, истраченные на прочую предпринимательскую деятельность, налогооблагаемую базу уменьшают. Заметим, что средства, используемые не по назначению, но не на коммерческую деятельность, в налогообложении не участвуют. Ведь при этом они не удовлетворяют признакам расходов.
Заметим, что инспекторы наверняка в описанной ситуации потребуют всю сумму поступлений включить в облагаемые доходы.
Неделимое имущество. В отличие от денег, имущество, полученное или купленное на поступившие средства, нельзя разделить на целевую и нецелевую части. Но что если оно одновременно используется и по назначению, и для прочей деятельности?
Инспекторы, естественно, скажут однозначно: такие целевые поступления облагаются налогом на прибыль. Давайте разберемся, насколько обоснована их позиция.
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ сказано, что целевые поступления должны быть использованы «по назначению». Но нигде в кодексе не предусмотрена обязанность тратить такие средства только по назначению.
Согласитесь, если имущество эксплуатируют в том числе и в целевой деятельности, то его уже применяют «по назначению». И от того, что имущество заодно работает и на другие цели, оно не становится используемым нецелевым образом. Поэтому, по логике, соответствующие поступления налогом на прибыль облагаться не должны.
Теперь что касается расходов по имуществу, которое эксплуатируется целевым и нецелевым образом. Мнение налоговиков предугадать несложно: они заявят, что такие расходы в налогообложении прибыли не участвуют.
И здесь чиновники скорее всего будут правы. С одной стороны, действительно данное имущество используется для получения дохода. То есть в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ его стоимость можно признать расходами.
Но пункт 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ не разрешает амортизировать объекты, полученные в качестве целевых поступлений и работающие на некоммерческую деятельность.
Несколько слов о пожертвованиях.
Статьей 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться как гражданам, так и юридическим лицам (лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям соцзащиты и иным аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом), а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст.
124 ГК РФ. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению, при этом такое назначение должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ, на что указано в Письмах Минфина России от 20 апреля 2012 г. N 03-07-11/121, от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/4/89. Например, в Письме Минфина России от 24 марта 2010 г.
N 03-03-06/4/32 сказано, что полученные учреждениями культуры пожертвования при выполнении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, рассматриваются как целевые поступления и не являются объектом обложения налогом на прибыль.
В Письме УФНС России по г. Москве от 19 октября 2011 г. N 16-15/101183@ был рассмотрен вопрос о том, признаются ли в целях налогообложения доходами для государственного бюджетного образовательного учреждения пожертвования, поступающие от родителей. По мнению налоговиков, если пожертвования физических лиц, произведенные в пользу образовательного учреждения, отвечают требованиям ГК РФ и Федерального закона от 11 августа 1995 г.
N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, то доход в виде рассматриваемого пожертвования не учитывается учреждением при налогообложении прибыли при условии, что полученные пожертвования использованы в соответствии с их целевым назначением, которое определяет жертвователь, а также при условии ведения раздельного учета таких доходов и их расходования; – целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике” (далее – Закон N 127-ФЗ) (пп.
1.1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Напомним, что согласно п.
4 ст. 15 названного Закона финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее – государственные фонды), созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами (далее – негосударственные фонды).
Кроме того, в Плане счетов бюджетного учета (в редакции Приказа Минфина РФ № 25н) изменено название счета 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Теперь он называется
«Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
.
Следовательно, можно предположить, что для бюджетных организаций законодатели исключают возможность осуществления операций с товаром. Однако, по моему мнению, в целях применения гл. 25 НК РФ товаром может быть признана готовая продукция бюджетных учреждений, если она предназначена для реализации.При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Так, если приносящая доход деятельность учреждения облагается НДС, то в налогооблагаемый доход не нужно включать указанный налог.
Итак, доходом от реализации считается выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.
А что же, собственно, означает реализация? Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Таким образом, реализация – это передача права собственности на товары, работы либо оказание услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе.
Как определяется выручка? Во-первых, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права как в денежной, так и в натуральной форме. Во-вторых, она признается либо по методу начисления либо по кассовому методу, который должен быть утвержден в учетной политике организации. При использовании метода начисления доходы учитываются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств.
При кассовом методе учета датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу. Внереализационные доходы К доходам, учитываемым при определении прибыли, относятся также внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Перечень внереализационных доходов довольно обширный.
Применительно к бюджетным организация можно отметить следующие внереализационные доходы: 1. Положительную (отрицательную) курсовую разницу, которая образуется вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.2.
Признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.3.
248 НК РФ относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.Статья 251 НК РФ содержит перечень доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, причем перечень этот закрытый, таким образом, средства целевого финансирования, о которых мы ведем речь, не учитываются в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций.Говоря о средствах целевого финансирования, нельзя не обратить внимания на очень важный момент — организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль и получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.Неисполнение обязанности по ведению раздельного учета приведет к тому, что полученные средства целевого финансирования будут рассматриваться в целях налогообложения как подлежащие налогообложению и, соответственно, налогоплательщик обязан будет исчислить и заплатить налог на прибыль.В Письме Минфина России от 11 апреля 2008 г.
N 03-03-06/4/26 обращено внимание на то, что, применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из базы налога на прибыль организаций.Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления.Источник средств целевого финансирования может определить, в частности, допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода.
Соблюдение этих условий обязательно для предоставления освобождения, предусмотренного пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.Теперь приведем разъяснения контролирующих органов, касающиеся налогообложения некоторых видов средств целевого финансирования.Доходы бюджетов, согласно ст.
41 Бюджетного кодекса, формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Неналоговыми доходами являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты установленных законодательством налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.Доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу имущества в возмездное пользование, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.Полученные бюджетными учреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются доходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл.
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте.
Это правило, в частности, относится:
При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий.
В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если учреждение использовало их в течение одного календарного года с момента получения (абз.
А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п.
8 ст. 250 НК РФ). Помимо средств целевого финансирования, в состав доходов (при соблюдении прочих условий) не включаются целевые поступления, полученные учреждениями на ведение своей уставной деятельности (п.
2 ст. 251 НК РФ). Ситуация: что понимается под целевыми поступлениями в целях расчета налога на прибыль Целевые поступления — это имущество (в т. ч. денежные средства), полученное безвозмездно на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Целевые поступления могут быть получены:
Об этом сказано в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевыми поступлениями, приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Главным условием признания средств целевыми поступлениями является их использование в уставной деятельности.
В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».
Внимание Это следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
В нем дано определение расходов: это затраты, которые произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
А целевые траты будущих доходов не предполагают. Более сложный вариант, когда средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом.
Важно Здесь надо отдельно рассмотреть два вида поступлений.
Первый – это деньги и другое делимое имущество. Второй – неделимое имущество и денежные средства, истраченные на его покупку. Денежные поступления. Надо ли облагать налогом на прибыль всю сумму целевых поступлений или только деньги, использованные не по назначению?
Налоговый кодекс РФ прямого ответа на этот вопрос не дает. Но логично предположить, что налог следует начислять только на часть, используемую нецелевым образом. Оснований считать «целевые поступления» неким неделимым понятием нет.
Здесь можно открыть два субсчета:
«Целевое финансирование, учитываемое в базе по налогу на прибыль»
и «Целевое финансирование, не учитываемое в базе по налогу на прибыль». Это делают, если у организации есть целевые поступления, облагаемые налогом. В частности, когда какие-то средства были использованы не по назначению.
А вот отдельные субсчета для каждой целевой программы надо открыть обязательно. Иначе будет трудно проследить расходование каждого вида целевых средств.
Доход же от предпринимательской деятельности отражается на счете 90 «Продажи» или счете 91 «Прочие доходы и расходы» в зависимости от операции.
Учет расходов. Расходы по уставной деятельности отражаются на счете 20 субсчете «Расходы по некоммерческим операциям». Если ведется еще и предпринимательская деятельность, то здесь же открывают еще один субсчет «Расходы по коммерческим операциям». Дебет 86 Кредит 98-2 – в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств; Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 – начислена амортизация и одновременно:
» » Средства целевого финансирования не учитываются при расчете налога на прибыль.
Для этого нужно использовать такие средства по целевому назначению и вести раздельный учет.
Полученные средства целевого финансирования не облагаются налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).У передающей стороны средства целевого финансирования не учитываются в расходах при расчете налога (п.
17 ст. 270 НК РФ).Что понимается под целевым финансированием для целей налога на прибыльК средствам целевого финансирования относится имущество, которое получено и используется по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. Перечень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к ним относятся:
Обязательные условия для того, чтобы такие средства не облагались налогом на прибыль, — использовать их по целевому назначению и вести раздельный учет таких доходов, а также расходов, которые произведены в рамках целевого финансирования (пп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ).Если отсутствует раздельный учет средств целевого финансирования, то их следует облагать налогом на прибыль с даты их поступления (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).Целевое финансирование, которое вы использовали не по назначению, нужно учесть во внереализационных доходах.
Это правило не касается бюджетных средств.
По ним применяются нормы бюджетного законодательства (п.
14 ст. 250 НК РФ).Дата признания такого дохода зависит от применяемого метода учета: начисления или кассового.При методе начисления доход признается с даты, когда средства начали использоваться не по назначению либо были нарушены условия, на которых они предоставлены (пп.
9 п. 4 ст. 271 НК РФ).Для кассового метода конкретной даты Налоговый кодекс РФ не устанавливает.
14 ст. 250, п. 1 ст. 285 НК РФ).
Для этого в состав декларации по налогу на прибыль включите лист 07 (п.
1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
См. также: У вас может образоваться остаток средств, которые не будут использованы по целевому назначению. Если эту экономию вы не будете возвращать источнику целевого финансирования, то включите ее во внереализационные доходы в момент утраты средствами статуса целевых (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251, пп.
9 п. 4 ст. 271 НК РФ). См. также: Средства целевого финансирования, полученные коммерческой организацией, не облагаются налогом на прибыль при условии их использования по целевому назначению и ведения раздельного учета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).К ним применяются те же правила, что и для всех средств целевого финансирования.Что понимается под целевым финансированием коммерческой организации в целях налога на прибыльПеречень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к целевому финансированию коммерческих организаций можно отнести:
Если полученные вами средства в данном перечне не содержатся, то считать их целевым финансированием нельзя. Такие средства нужно включить в состав доходов, к примеру, как безвозмездно полученное имущество (п.
8 ст. 250 НК РФ). В то же время эти средства могут не облагаться налогом по другому основанию.
Например, не облагается финансирование, которое получено от единственного учредителя (пп.
11 п. 1 ст. 251 НК РФ).Расходы, которые понесены за счет целевого финансирования, при расчете налога на прибыль не учитываются (Письма Минфина России от 14.09.2018 N 03-03-06/1/65837, от 01.12.2017 N 03-03-06/1/79964). Например, не амортизируются основные средства, которые приобретены за счет средств целевого финансирования (пп.
7 п. 2 ст. 256 НК РФ). См. также: Раздельный учет должен подтверждать не только отдельный учет полученных средств целевого финансирования, но и расходов, которые понесены в рамках такого финансирования (пп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ).Организовать такой учет вы должны самостоятельно.
Если данных бухгалтерского учета для этого недостаточно, разработайте отдельные формы регистров налогового учета и закрепите их в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).Такие регистры вы можете составить, взяв за основу Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями, предложенные в Рекомендациях МНС России.Важно организовать раздельный учет таким образом, чтобы по каждому адресному расходу прослеживалась четкая связь с поступившими средствами и их целевым использованием.
Это должно быть подтверждено документами (договорами, актами, товарными накладными, бухгалтерской справкой и т.п.). Все подтверждающие целевые доходы и расходы документы целесообразно хранить отдельно.При этом раздельный учет ведите в разрезе каждого вида целевых средств, а также средств, по которым установлен срок использования (если он есть).
Данные такого учета понадобятся вам при заполнении листа 07 декларации по налогу на прибыль (п. 15.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). 218 просмотров
Действующее законодательство не содержит универсальных определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления».
Между тем государственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто приходится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации. На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ.
Обратимся к вопросу налогового учета данных доходов. Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, в частности, относятся средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целевые поступления (п.
2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям. Рассмотрим особенности применения государственными (муниципальными) учреждениями указанных норм налогового законодательства в отношении отдельных видов доходов.
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования; федеральными законами. К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:
Бюджетным и автономным учреждениям на основании п.
1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц. В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важных изменений.
В рамках данной статьи обратим внимание только на положения действующих редакций подп.
1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреждениями работ (услуг) могут отражаться в налоговом учете в качестве целевых поступлений на основании соответствующих договоров.
Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования). Инструкция № 157н предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т.
д.). Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обособленного учета соответствующих приходных и расходных хозяйственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятельности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим параметрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке. Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицироваться при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.
Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.
Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш по заполнению кадровых документов со . Куча образцов документов и советов от практиков.
Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.
Успейте купить ().
Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».
Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению, при этом такое назначение должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ, на что указано в Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2011 года № 03-03-06/4/89.
На основании статей 7, 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Имущество общественного объединения формируется, в том числе, на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований, что установлено статьей 31 названного выше закона.
В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2011 года № 03-03-06/4/91 отмечено, что пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений. В иных случаях поступления в пользу общественной организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2012 года № 03-07-11/121).
В Письме Минфина Российской Федерации от 15 апреля 2013 года № 03-03-06/4/12497 сказано, что денежные средства в виде субсидий, получаемые некоммерческой организацией из бюджета на возмещение затрат, не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 3пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности понимаются, в частности, граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.
Благотворительной организацией
Целевое финансирование представляется в виде начисления на счета третьих лиц, а не на юридические расчётные реквизиты организаций. В таком случае в налоговом учете обязательно должны отражаться задолженности по финансированию и этап погашения задолженности. Для отражения в бухгалтерской отчетности полученных таким образом бюджетных средств используются такие направления возможного их расхода:
Замечание 2 Все этапы использования и расхода возможной государственной помощи строго контролируются и исследуются законодательными органами государства.
Все полученные средства организация в обязательном порядке должна отразить в бухгалтерском учете с целью подтверждения их получения. По окончанию определенного установленного срока, организация должна составить специальный отчет, который используется для подтверждения расходов организации на установленные цели.
Благодаря этому пресекается возможность нецелевого использования финансовых ресурсов. Всё это в совокупности дает хороший результат и высокую эффективность используемых организациями средств. Используется также метод целевого программного финансирования, который включает в себя тщательное планирование и попытки предусмотреть все возможные последствия использования ресурсов для повышения качества их использования.
Предметом рассмотрения данной статьи является порядок отражения в бухгалтерском учете коммерческих организаций получения и использования средств целевого бюджетного финансирования, предусматриваемых в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ в соответствии со ст.ст.85, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ. Долгое время, среди прочих, одним из наиболее актуальных является вопрос о необходимости отражения полученных средств бюджетного финансирования с использованием счетов реализации в составе выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При рассмотрении данной проблемы необходимо определить объект выделения бюджетных средств (направлением финансирования), т.е. выяснить статус полученных организацией средств и, соответственно, решить вопрос о сфере применения положений ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи» (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
На основании п.4 ПБУ 13/2000 формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств)
Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:Дебет 08 Кредит 60 – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;Дебет 01 Кредит 08 – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;Дебет 86 Кредит 98-2 – отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):Дебет 20 (23, 25, 26, 44.) Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования;Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования.Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет текущие расходы (например, выплату премий сотрудникам), отражайте это следующим образом:Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, 76…) – отражены текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования;Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов;Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.Такая корреспонденция счетов следует из Инструкции к плану счетов (счета 98, 91).Особый порядок отражения в бухучете использования средств целевого финансирования предусмотрен в отношении договоров участия в долевом строительстве. Организация-застройщик может получить целевые средства от дольщиков на финансирование строительства. Такая сделка предполагает в конечном итоге передачу инвесторам объекта строительства или выплату им дохода от инвестиционной деятельности.
Поэтому бухучет организуйте следующим образом.Средства на финансирование строительства учитывайте на отдельном субсчете к счету 76, например «Расчеты с инвесторами».
В момент их получения делайте проводку:Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с инвесторами» – получены средства дольщиков на строительство объекта.Все затраты, связанные со строительством объекта (стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.), отражайте на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств» в общем порядке:Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 07, …) – отражена стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.После того как готовый объект будет передан инвесторам, в бухучете сделайте проводку:Дебет 76 Кредит 08-3 – отражена передача инвесторам построенного объекта.
Учет получения средств в рамках таких договоров регламентируется ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Вместе с тем, согласно п. 17 ПБУ 13/2000, если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученного бюджетного кредита и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000. Поступление средств целевого бюджетного финансирования отражается на счете 86 «Целевое финансирование» в зависимости от учетной политики организации.
Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 организация имеет право выбора между двумя способами учета поступления целевого финансирования: 1.
По мере фактического получения ресурсов (Дебет 51, 55, 10, 08,. Кредит 86); 2. По мере возникновения уверенности в получении бюджетных средств (Дебет 76 Кредит 86, далее при получении ресурсов — Дебет 51, 55, 10, 08,. Кредит 76). Аналогично если целевое финансирование предоставляется не в виде перечисления денежных средств непосредственно на счета предприятия, а на счета третьих лиц (поставщиков, прочих контрагентов), то в учете отражается задолженность по целевому финансированию и погашение задолженности перед поставщиками: Дебет 60, 76 Кредит 86 (76).
В отличие от действовавшего до 2000 года порядка средства целевого финансирования списываются со счета 86 на увеличение финансовых результатов организации, а затраты, произведенные за счет бюджетных средств, отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе расходов организации.
Следует подчеркнуть, что порядок учета в ПБУ 13/2000 основан на допущении временной определенности (п. 6 ПБУ 1/98) и принципе соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99). Так, если организация осуществляет капитальные вложения или текущие расходы, то целевое финансирование признается доходами вне зависимости от того, были ли на момент признания расходов уже оплачены счета поставщиков.
Аналогично при перечислении полученных средств поставщикам (исполнителям) авансом внереализационные доходы не отражаются до фактического признания расходов. И еще одно очень важное замечание.
Учитывая принцип соответствия доходов и расходов, внереализационные доходы от целевого финансирования должны признаваться не при начислении амортизации, отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, начислении оплаты труда и признании других расходов, как того требует п. 9 ПБУ 13/2000, а при признании этих расходов в отчете о прибылях и убытках.
Например, при отпуске материалов в производство часть расходов может не быть признана в отчете о прибылях и убытках при наличии незавершенного производства. Тогда признание внереализационных доходов в полном объеме приведет к дисбалансу доходов и расходов и искажению финансовых результатов нескольких отчетных периодов. Таким образом, признание расходов в бухгалтерском учете не является достаточным основанием для отражения внереализационных доходов: определяющим фактором, на взгляд автора, должно являться признание расходов в отчете о прибылях и убытках.
Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в Гражданского кодекса.
При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в НК РФ.
Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели. Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 НК РФ.
Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме . А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии. Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России .
Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 НК РФ.
Согласно подпункту 22 пункта 1 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования. Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя.