Оглавление:
Данный документ решает проблему возмещения убытка в случае недостачи ТМЦ доверенных работнику. Невзирая на то, что вероятность нанесения вреда имуществу организации существует постоянно, ответственность несут лишь конкретные категории работников.
Список, их определен . Следует отметить, что в данном документе отсутствует информация о водителях. Однако если их деятельность, связана с доставкой груза или инкассацией, то работодатель вправе заключить соглашение. Договор о полной материальной ответственности водителя
Договор о матответственности может быть заключен только при соблюдении следующих условий:
Несоблюдение вышеперечисленных условий делает составление документа невозможным.
Внимание! Если должность сотрудника или виды работ, которые выполняет подчинённый, не внесены в Перечень специальностей и работ, организация не должна подписывать договор материальной ответственности с наёмником. Закон это трактует как противоправные действия со стороны работодателя. Кроме того, сотрудник не может быть призван к материальной ответственности в случае если:
предусмотрено два вида договора о наступлении материальной ответственности:
Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен в рамках законодательства.
После подписания документа, компенсация урона, причиненного организации, становится обязательна. Сотрудник возмещает расходы в порядке, предусмотренном . Выплата производится из заработной платы, при этом сумма удержания не должна составлять свыше 20%.
Удержание средств из заработной платы сотрудника, должно иметь четкое обоснование.
Работодателю следует установить, что именно повлекло возникновение инцидента, подтвердить вину водителя, произвести расчет материальных потерь. Со стороны сотрудника требуется объяснительная написанная в свободной форме, без конкретного образца.
В случае его отказа от предоставления документа, возможно составление акта в присутствии очевидцев.
2 настоящего Постановления регламентирует, что договор о ПМО может быть заключен с лицами, осуществляющими инкассаторские функции, в том числе, и перевозку (транспортировку) денежной наличности. Таким образом, к лицам, с которыми работодатель может заключить договор о ПМО, относятся водители-инкассаторы.
Аб. 12 Постановления гласит, что с работниками, осуществляющими доставку грузов, багажа, почтовых отправлений или прочих ценностей, работодатель имеет право заключить соглашение о ПМО.
Значит, еще одна категория водителей подпадает под полную мат. ответственность – экспедиторы, дальнобойщики и др.
Наконец, аб. 13 Постановления устанавливает, что должности, предполагающие реализацию работ по перевозке драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, являются должностями с полной материальной ответственностью.
На основании аб.
12 Постановления водители-экспедиторы могут быть полностью материально ответственными гражданами. Для этого работодателю необходимо заключить с такими лицами соответствующий договор. В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю.
Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.
Работодатель вправе заключить договор о ПМО с экспедитором за сохранность перевозимого груза как на основании ч. 1 , так и в силу положений ч. 2 этой же статьи. Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за:
ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:
определяет, что работодатели, решившие заключить со своими водителями контракты о ПМО, и проверившие, что выполняемые водителем работы включены в перечень Постановления, в отношении которых может быть наложена ПМО, обязаны заключать соглашение по унифицированной (типовой) форме.
Типовая форма состоит из двух разделов: особенная часть и общая.
В особенной части указываются следующие сведения:
В общей части приводятся условия договора о ПМО.
Они должны быть оговорены в каждом случае.
Текст соглашения идентичен представленному в предыдущем пункте: Автобус так же, как и грузовик, является собственностью работодателя. Он имеет значительную цену. В силу этого работодатель заинтересован в возмещении вреда при повреждении автобуса.
Одним из условий обязанности по компенсации является наличие вины в действиях работника. То есть работник должен либо прямо хотеть наступления вреда, либо относиться к этому легкомысленно. Это принципиально важное условие.
Именно наличие умысла и обуславливает обязанность по возмещению или ее отсутствие.
В этом смысле следует указать несколько условий:
В результате таких действий или бездействия причиняется вред, для которого и требуется возмещение. Договор о материальной ответственности заключается обязательно, поскольку автокран — дорогостоящая спецтехника. Работа на автокране требует высокой квалификации и опыта.
Поэтому договор заключается в операторами кранов во всех случаях.
Текст соглашения соответствует содержанию документа, посвященного использованию работником машины. Ознакомиться с ним можно здесь:
—> Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
(6 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка.
Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность.
Поэтомудоговор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным. Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль. Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне.
Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант:договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне.
Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК. Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поделитесь с друзьями: Вместе с эти материалом часто ищут: Договор о материальной ответственности — это дополнительное соглашение к трудовому договору.
Составляют его для того, чтобы с работника можно было взыскать ущерб, который тот причинит.
Это может быть, например, порча имущества или растрата.
18 марта 2023 Положение об организации работы по охране труда — обязательный документ для бюджетного учреждения. Разберемся, как его разработать и утвердить. 11 декабря 2017 Разбираемся с матответственностью кассира.
Узнайте, в каких случаях она наступает, когда виновный освобождается от взысканий, а также как составить образец договора о материальной ответственности кассира 2023 года.
13 января 2023 Продавец имеет дело с ценностями организации и должен ответственно относиться к их использованию и хранению.
Предлагаем образец договора материальной ответственности продавца.
Запомните, что подпись является свидетельством добровольного согласия. Если договор материальной ответственности водителя-экспедитора за автомобиль не был составлен на начальном этапе сотрудничества, то он не обязан возмещать ущерб в случае форс-мажорных ситуаций.
Трудовой договор не является основанием привлечения к ответственности.
Это возможно только при наличии двух подписанных водителем документов. Есть множество сайтов, на которых можно бесплатно скачать договор материальной ответственности водителя грузового автомобиля, после чего внимательно ознакомиться с его положениями. Согласно этому документу человек, осуществляющий транспортировку, обязуется следить за техническим состоянием грузового автомобиля и сохранностью/качеством вверенных ему материальных ценностей.
Что касается ремонта за собственные средства, это требование со стороны работодателя не является обоснованным и правомерным.
Есть ряд ситуаций, предусматривающих исключение из этого правила.
К ним относится: Согласно договору материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль, при описанных выше обстоятельствах с него требуется возмещение нанесенного вреда в полном объеме.
Если вины работника нет, или он просто был неосторожен, тогда ущерб оценивается одним среднемесячным заработком (официальным). Если взять образец договора о материальной ответственности с водителем, мы видим, что он содержит в себе 11 основных пунктов и чуть больше подпунктов.
Первым идет предмет договора, в этом разделе указывается, кто является работодателем и, кто принимает на себя ответственность за вверенный ему груз. Далее идут такие пункты:
Имея образец бланка о полной материальной ответственности водителя на руках, вы сможете более подробно изучить его основные положения, а также вникнуть в детали документа.
Транспортное средство — имущество дорогостоящее.
Документ обычно содержит такую информацию:
При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.
Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств).
Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК.
Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.
Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника.
Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки. Оцените статью
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка. Рекомендуем по теме 16.07.2018 19.08.2017 26.08.2017
→ → Актуально на: 22 августа 2017 г.
О видах материальной ответственности мы рассказывали в нашей .
А можно ли заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем?
В общем случае за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (). А прямой действительный ущерб в полном размере может быть взыскан с работников не всегда. Один из случаев – когда с работником заключен договор о полной материальной ответственности.
В то же время заключать такой договор ТК РФ разрешает не со всеми.
Перечень работ или категорий работников, с которыми договор о полной матответственности можно заключить, предусмотрен (). В указанном Постановлении поименованы, к примеру, водители-инкассаторы и иные аналогичные работники, которые выполняют инкассаторские функции и перевозку денежных средств и иных ценностей.
Если работника нельзя отнести к выполняющим инкассаторские функции, договор о полной материальной ответственности заключить с ним не получится. Но значит ли это, что ущерб в полной сумме взыскать с водителя не получится ни при каких обстоятельствах? Независимо от наличия или отсутствия договора о полной материальной ответственности, прямой действительный ущерб можно взыскать с водителя, который причинил ущерб ():
Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в к Постановлению Минтруда от 31.12.2002 № 85.
Скачать форму договора можно . Использовать эту форму можно для подготовки договора о полной матответственности, к примеру, с водителем-инкассатором.
В договоре целесообразно указать конкретное вверяемое для инкассации имущество. Можно также сделать ссылку на или акт инвентаризации, подписанный сторонами договора. Сохранность транспортного средства при этом не может быть предметом такого договора.
Необходимо учитывать, что даже заключенный договор о полной матответственности с «обычным» водителем, когда такое право для работодателя не предусмотрено, не будет иметь законной силы (). Также читайте:
Форум для бухгалтера: Поделиться:
Подписывайтесь на наш канал в
1. Можно при условии, что ГСМ выдается для хранения, а не для использования.
2. Можно. Подробно об этом см. материалы в обосновании. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
Ситуация: Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем автомобиля, принадлежащего организации.
Предмет договора — возмещение материального ущерба, нанесенного организации в результате ДТП, которое совершено по вине водителя «Нет, нельзя. Для возмещения указанного ущерба нет необходимости заключать подобный договор.
Заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в , утвержденном . Должность водителя в данном Перечне отсутствует.
Следовательно, заключение подобного договора неправомерно. Аналогичной вывод сделал Верховный суд РФ в , а также в , утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 г.
Аналогичную позицию занимают и нижестоящие суды, см., например, , . Заключить с водителем договор о полной материальной ответственности можно только в том случае, если на него возлагают функции экспедитора, сопровождающего груз.
Должность экспедитора предусмотрена в ранее упомянутом . Однако и в этом случае заключить договор о материальной ответственности можно лишь в отношении вверенного экспедитору для перевозки имущества, то есть сопровождаемого груза, а не в отношении автомобиля*.
Автомобиль представляет собой лишь материально-техническое средство, которое водитель использует для исполнения своей трудовой функции, а не вверенное ему для доставки и сопровождения имущество.
На это указывают и суды, см., например, . Вместе с тем, необходимо отметить, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный организации материальный ущерб он должен возместить в полном объеме без какого-либо дополнительного договора о материальной ответственности ()». 29.01.2017 Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.
Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать. Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности.
В остальных случаях она общая. Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:
Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно.
Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.
А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях. Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме.
Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.
Теперь непосредственно о грузе.
Обратите внимание Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз.
Другое дело экспедитор. Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.
Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя. Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.
Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.
Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов. Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
Материалы по теме Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (). Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков. В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ().
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания. Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности.
Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!
Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её. КАДРОВИКУ: СТАТЬИ КАДРОВИКУ: СТАТЬИ Подпишитесь на ежедневную рассылку Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера Вы ничего не пропустите!
Подписаться Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях.
Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен
Тематика документа: Файл текстовой версии: 6,4 кб Сохранить документ: г.
______________ «___»__________ _____ г.
_________________, именуем__ в дальнейшем «Работодатель», в лице _____________________, действующ__ на основании ______________________, с одной стороны, и ______________________, выполняющий работы, непосредственно связанные с эксплуатацией в служебных целях на постоянной (или временной) основе автомобиль, принадлежащий (или находящийся в распоряжении) ___________________________, в дальнейшем именуемый «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем: 1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется: а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба; б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества; г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.
2. Работодатель вверяет, а Работник принимает ответственность за недостачу материальных ценностей, находящихся в фактическом наличии по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей от «___» __________ ____.
Кроме того, в связи со спецификой работы Работника ему вверяются все товарно-материальные ценности, полученные им от Работодателя и/или сторонних поставщиков на основании накладных.
3. Работодатель обязуется: а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества; б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом; в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества. 4. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
5. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине. 6. С перечнем вверенных товарно-материальных ценностей, имеющихся в фактическом наличии по результатам инвентаризации от «___»_________ ____ г.
Работник ознакомлен и согласен. 7. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания.
Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя. 8. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй — у Работника. 9. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Работодатель: Работник: ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ М.П.
03 сентября 2023 / / / , используемый названным лицом для выполнения трудовых функций, не влечет юридических последствий.
Нюансы матответственности водителя рассмотрены далее.
Фото: Ст. 243 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ уточняет: договор о полной матответственности может быть заключен только с определенными категориями работников.
Так, названный договор может быть предложен работодателем к заключению с работником, должность которого или выполняемый трудовой функционал включен в «Перечень должностей и работ…», утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее по тексту – Перечень).
При этом:
Вывод: договор о полной матответственности может быть заключен с водителем-инкассатором, водителем-экспедитором и водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей. В остальных случаях договор о полной матответственности с водителем юридической силы не имеет (см.
решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).
Случаи, когда нормы о полной матответственности распространяются на всех без исключения работников в силу закона (т. е. наличие соответствующего договора об ответственности не обязательно), перечислены в ст.
243 ТК РФ. Типовая форма соглашения о полной матответственности сотрудника утверждена постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование типовых бланков при оформлении названных договоров считается обязательным (например, определение Красноярского краевого суда от 30.01.2013 № 33-814). Вместе с тем внесение в типовую форму дополнительных уточнений считается допустимым (перечень ТМЦ или иного вверяемого имущества, круг обязанностей и т.
д.). Исключение из типовой формы отдельных положений может быть трактовано судом как несоответствие договора установленным законом требованиям, что может повлечь принятие решения в пользу работника (см. определение ВС Республики Башкортостан от 03.03.2011 по делу № 33-2549/2011). Типовой договор материальной ответственности водителя-экспедитора (образец) представлен ниже: Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т.
е. является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор). Если автомобиль получил повреждения во время выполнения водителем или водителем-экспедитором своих трудовых функций, применение мер полной матответственности по отношению к нему недопустимо по следующим основаниям (см. апелляционное определение Ростовского облсуда от 14.05.2015 по делу № 33-6963/2015):
Разумеется, в регламентированных ст.
243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.). О других нюансах полной мат ответственности сотрудников читайте в статье . *** Итак, образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, подразумевающий возмещение полной стоимости ущерба, не имеет юридического смысла.
Договор о полной матответственности за вверенные ценности с надлежащим лицом составляется в произвольной форме. Автор:
При их определении особенно важно обратить внимание на статью 796 ГК РФ. Ведь в соответствии с ней ответственность по договору строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны.
Это значит, что в любом происшествии с грузом, пока не доказано обратное, виноват перевозчик.
Правда, его ответственность, как правило, ограничена пределами стоимости груза. Но если стороны смогут доказать в суде причинно-следственную связь между тем, что произошло с грузом и виной перевозчика, они также могут требовать возмещения убытков. Какие именно ситуации приводят к возникновению ответственности?
Их может быть несколько:
При этом, полной утратой груза считается невозможность выдать его получателю в течение сроков, установленных договором или действующими НПА. Для разных типов перевозки эти сроки отличаются:
Порчей или повреждением груза является ухудшение его качества из-за изменения физических, химических и других свойств, делающее невозможным использование товара или материалов по назначению.
Если ситуация привела к полной невозможности использования, то в силу статьи 796 ГК РФ такая порча принравнивается к утрате. Таким образом перевозчик отвечает за необеспечение сохранности груза в случае:
При этом, грузоотправитель или грузополучатель обязаны доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением договорного обязательства и их возникновением, а перевозчик — отсутствие своей вины.
Если ему этого не удалось, то он может быть наказан: За нарушение сроков доставки или невывоз со склада Штрафом и возмещением причиненных убытков (размер штрафа обычно прописан в НПА, но может быть уменьшен или увеличен по соглашению сторон). Обычно сумма взыскания зависит от времени просрочки и исчисляется в процентах от стоимости товара либо суммы оплаты по договору.
Повреждение либо утрата Возмещение суммы ущерба, причиненного заказчику в сумме полной либо частичной стоимости товара. Практически во всех кодексах и НПА содержится перечень обстоятельств, наступление которых освобождает перевозчика от последствий утраты или порчи груза, а также нарушения условий его перевозки.