Оглавление:
153]. Поэтому вопросы последовательного финансирования и обеспечения оптимальной структуры расходов, организации эффективного мониторинга и контроля за целевым использованием средств являются весьма актуальными. В мировой практике выработаны две основные модели в финансировании сферы физической культуры и спорта — американская и европейская.
Для американской модели характерно отсутствие бюджетного финансирования при одновременном наличии всевозможных налоговых преференций субъектам, осуществляющим инвестиции в спортивной отрасли. Для европейской модели характерно сочетание этих двух источников.
В России сфера физической культуры и спорта развивается именно по канонам европейской модели. Если проанализировать соотношение финансирования программы
«Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2023 годы»
на момент ее принятия, то доля федерального бюджета составляет почти 80%, а доля бюджетов субъектов РФ — 17% [1].
Местные бюджеты также несут некоторые обязательства, оказывая поддержку в финансировании массового спорта, помощь желающим заниматься физической культурой и спортом, обеспечивая нормальную эксплуатацию имеющихся инфраструктурных сооружений. Таким образом, развитие физической культуры и спорта является приоритетной национальной задачей.
2. Практика обеспечения финансовыми ресурсами сферы физической культуры и спорта в России В Российской Федерации сложившаяся практика обеспечения финансовыми ресурсами развития физической культуры и спорта свидетельствует о диверсификации источников, поступающих от: — органов государственной власти и местного самоуправления; — профсоюзных объединений; — внебюджетные фонды; — коммерческие и некоммерческие организации; — собственные доходы спортивной отрасли. Также значительные финансовые средства в сферу физической культуры и спорта поступают за счет спонсорской поддержки национальных и международных спортивных мероприятий, научных исследований и благотворительных акций. Спонсорская поддержка, по имеющимся оценкам, может составлять до 30% всех доходов [2, с.
48]. С целью привлечения дополнительных источников финансирования и получения доходов многие спортивные организации осуществляют собственную хозяйственную деятельность. Средства федерального и региональных бюджетов являются основными источниками финансирования материально-технического, научного, методического и медицинского сопровождения спортивных мероприятий и национальных сборных команд. Важным направлением при использовании средств выступает организация и проведение различных межрегиональных и общероссийских мероприятий.
Так, проведение в 2023 году XXI Чемпионата мира по футболу планируется за счет средств федерального бюджета, на это мероприятие выделено 87,5 миллиардов рублей, а на проведение в 2023 году XXIX Всемирной зимней Универсиады выделено 9,5 миллиардов рублей [4, с.
137]. Обращает внимание то, что все мероприятия, проводимые сборными командами страны, получают финансовую поддержку из федерального бюджета.
Когда речь идет об отстаивании
Всего по Центральному Федеральному округу численность занимающихся увеличилась на 1 110 711 человек, по Российской Федерации — на 3 450 005 человек [5]. Таблица 1 Показатели финансирования на 1 жителя iНе можете найти то, что вам нужно?
Москва 19 995 20844 3948417 4201915 Центральный федеральный округ 77 725 80 847 12 453 880 13 564 591 Российская Федерация 290 947 305 288 46 659 209 50 109 214 Физическая культура и спорт как отрасль социальной сферы не участвует непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.
Несмотря на это располагает своими собственными источниками финансирования.
Для решения задач и достижение целей требуются дополнительные усилия по оптимизации подходов к финансированию физкультурно-спортивной сферы, использования всех имеющихся механизмов повышения эффективности организации и способов физкультурно-спортивной деятельности, плодотворного взаимодействия общественных и государственных структур [7]. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта Бюджетное финансирование в нынешних условиях осуществляется в двух основных формах: • финансирование по нормативу. Включает фонд заработной платы, средства на содержание зданий, сооружений, капитальный ремонт; • сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е.
финансовая поддержка конкретных социально-культурных заказов.
Заказ предполагает гибкую и надежную форму договорных отношений между государственными и муниципальными органами управления. По данным представленным в документе «Бюджет для граждан», который создан на основании проекта закона Московской области «О бюджете Московской области на 2023 год и на плановый 2023 и 2023 годов» сформирована таблица (табл. 2). Таблица 2 iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . Сведения о расходах бюджета по разделам классификации расходов на 2023 год Наименование Бюджет (млн рублей) Доля средств в бюджете 1 2 3 Общегосударственные вопросы 45 409,2 8,92 Национальная оборона 190,6 0,04 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9 511,1 1,87 Национальная экономика 57
Объем финансирования программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020гг.» № Источник финансирования Сумма финансирования 1 Федеральный бюджет 72 млрд. 455 млн. 770 тыс. руб. 2 Бюджеты субъектов РФ 15 млрд. 852 млн. 140 тыс. Проект предусматривает инвестиции федерального бюджета на реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа в размере 4,5 млрд.руб., при этом будет построено и введено в эксплуатацию 8 объектов спортивной инфраcтруктуры.
Кроме того, сoгласно программе развития спорта в РФ на строительство и реконструкцию инфраcтруктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменoв сборных команд будет выделено 14 млрд.
609 млн. руб. Большое внимание в современных условиях уделяется развитию детскo-юношеского спорта.
Построено много спортивных площадок, что служит пробуждению и развитию интереса к спорту у молодого поколения.
Тем не менее, эффективность приоритетного финансирования спорта высших достижений часто ставится под сомнение в связи с тем, что увеличение государственного финансирования спорта не приводит сегодня ни к росту популярности массового спорта, ни к увеличению количества побед российских спортсменов на международных соревнованиях.
При этом основные денежные потоки направлены на развитие спорта высших достижений, а объемы денежных средств выделяемых на развитие массового спорта снижаются. Между тем, спорт высших достижений действительно требует существенного объема финансовых вложений.
Ведущим спортсменам необходимо постоянно повышать свое мастерcтвo, ездить на сборы, использовать при подготовке дорогостоящее оборудование и экипировку. Все мероприятия, проводимые сборными командами страны, финансируются за счет средств федерального бюджета. За последние годы значительно возросла конкуренция в международном спорте, страны — лидеры стремятся использовать весь экономичеcкий и политичеcкий потенциал для эффективного выступления своих представителей-спортсменов.
Завоевание высших спортивных наград является одной из реальных возможностей заявить о себе на международном уровне.
Высокие спортивные результаты отражают результаты coциально-экономического развития страны. Для достижения целей в спорте требуется мобилизация всего потенциала государства, а победы в спорте способствуют созданию положительного имиджа страны.
Эти факторы нельзя не учитывать, они обусловливают приоритетность государственной политики в области спорта и физической культуры, акцент на достижение высоких спортивных результатов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и успешное их проведение в РФ. Переход российских спортивных организаций на рыночные принципы функционирoвания в современных условиях, когда бюджетное финансирование необходимо эффективно сочетать с самофинансированием, поставил для всей системы спорта в стране несколько основополагающих проблем [9]: во-первых, кадровую проблему, поскольку механизм подготовки спортивных менеджеров, которые должны будут организовывать и запускать механизм финансирования спорта, находится в процессе формирования.
В международных правовых документах, регулирующих вопросы связанные с развитием спорта, таких как Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 года), Спортивная хартия Европы (Греция, 15 мая 1992 года), Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (Лиссабон, 18 мая 1995 года),Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление» (Венгрия, 3 февраля 1996 года), Резолюция девятой Европейской конференции министров спорта (Братислава, 31 мая 2000 года) и др., термин «физическая культура» не используется.
Необходимым условием развития физической культуры и спорта является его финансовое обеспечение.
Структура бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта в 2014 году на рис.1. Рис.1. Структура бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014–2016 годы [4] Как видно из приведенной диаграммы, приоритеты государственно политики находятся на стороне спорта высших достижений (86 %).
В структуре общих расходов федерального бюджета расходы на физическую культуру и спорт в 2014 году составили 0,6 %, занимая десятое место и опережая расходы на средства массовой информации (0,5 %).
Общая сумма финансирования физической культуры и спорта на 2014 год из федерального бюджета РФ запланирована в объеме 79 868 051,50 тыс. р., на 2015 год предусмотрено увеличение до 100 482 054,40 тыс. р., 2016 год — 98 554 742,60 тыс.
р. [4] За исследуемый период расходы Федерального бюджета в целом на физическую культуру и спорт увеличились на 23,40 % (18,68 млрд. р.). Увеличение расходов в разрезе отдельных статей раздела «Физическая культура и спорт» наблюдается по направлению «Спорт высших достижений» — 36,88 % (на 24,628 млрд. р.). По таким направлениям как: «Массовый спорт» и «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» запланировано сокращение финансирования на 57,69 % (5,331 млрд.
р.) и на 56,1 % (0,730 млрд. р.) соответственно.
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» приведена на рис.
2. Рис.2. Динамика бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014–2016 годы, тыс.
руб. За исследуемый период расходы Федерального бюджета в целом на физическую культуру и спорт увеличились на 23,40% (18,68 млрд.
руб.). Увеличение расходов в разделе «Физическая культура и спорт» наблюдается по направлению «Спорт высших достижений» — на 36,88% (24,628 млрд. руб.). По таким направлениям как «Массовый спорт» и «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» запланировано сокращение финансирования на 57,69% (5,331 млрд. руб.) и на 56,1% (0,730 млрд.
руб.) соответственно [2]. Согласно структуре бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта в 2014 году 86% от общего объема финансирования направляется на спорт высших достижений, лишь 12% — на массовый спорт и 0,6% на финансирование прочих расходов (рис.
2).
Рис. 2. Структура бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014-2016 гг. Бюджет Министерства спорта Российской Федерации на 2014-2016 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1 Бюджет Министерства спорта Российской Федерации на 2014-2016 гг.
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика бюджетных ассигнований Федерального бюджета на финансирование физической культуры и спорта на 2014-2016 гг., тыс. руб. Отметим, что наиболее значимыми мероприятиями, реализация которых финансировалась за счет бюджета Правительства РФ, являются проведение Всемирной летней Универсиады в г.
Казани, а также Олимпийских и Паралимпийских зимних игр.
Так, если средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств на 1 человека в год составила в 2003 году 169,5 руб., то в 2014 году в расчете на каждого россиянина пришлось 555 руб.
в год. Несмотря на положительную динамику в 3,27 раза, финансирование рассматриваемой сферы остается недостаточным.
д.
При проведении компании важно пользоваться следующими рекомендациями:
Для успешной реализации Обращения необходимо определить источники получения денег, сформировать руководство и состав Комитета Обращения, провести компанию по разъяснению необходимости пополнения Фонда.
Рассмотрим эти мероприятия: A) Источники получения денег. Надо установить возможные источники денежных взносов, добиться, чтобы все они сделали взносы.
К возможным источникам финансирования относятся: Правительство и правительственные агентства, индустриальные компании, профсоюзы, состоятельные люди, благотворительные организации, добровольцы и общественные организации, заинтересованные граждане и др.; Б) Руководство Обращением.
Главным человеком, обеспечивающим успех Обращения и сбор необходимой суммы, является его руководитель. Идеальным кандидатом для руководителя является известный, уважаемый в спорте человек, обладающий не только «силой убеждения», но и способный набрать себе хороших помощников. Очень часто люди делают взносы только потому, что их об этом просит авторитетный человек, имеющий успех на спортивном поприще; B) Комитет Обращения.
В Комитет Обращения следует набирать людей двух категорий — тех, кто своим присутствием сделает его престижным и тех, кто будет работать. Из числа не работающих выбирается «Патрон» или «Глава», тогда как работающие становятся членами Комитета, или членами Совета Обращения.
Для успешной работы в состав Комитета включают до 100 человек из числа бизнесменов и руководителей общественных организаций.
Важным направлением использования средств является организация и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий и т.д.
Так, за счет средств федерального бюджета обеспечивается проведение XXI Чемпионата мира по футболу выделено 87,5 млрд. руб., на проведение 2023г. XXIX Всемирной зимней Универсиады 9,5 млрд.
руб. 2023 г. Следует отметить, что все мероприятия, проводимые сборными командами страны, финансируются за счет средств федерального бюджета. Государственное финансирование может осуществляться в форме: субсидий, как адресная поддержка определённых программ, в форме полного или частичного освобождения от налогов, в виде предоставления ассигнований на поддержку отдельного спортсмена. Существуют и различные внебюджетные финансирования: — доходы организаций футбольных клубов и спорт-залов от платных форм деятельности; — платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами (социальные заказы); — поступления из внебюджетных фондов содействия развития футбольных клубов и спорт-залов; — спонсорство и меценатство; — средства от проведения целевых и благотворительных лотерей; — доходы и поступления от использования имуществом (сдача в аренду помещений, торговля, оказание посреднических услуг, доходы от финансовых активов и т.д.); — налоговые и иные льготы; — другие доходы, незапрещенные действующим законодательством.
Существующая практика финансирования исходит, прежде всего, из соответствия мобилизованных денежных средств общему объему затрат на развитие физической культуры и спорта.
Вместе с тем она подтверждает правильность и целесообразность использования физкультурными и спортивными организациями выделяемых им средств, в интересах общества, региона, государства.
Этим же целям служит и финансовый контроль, осуществляемый вышестоящими организациями, такими как ревизионными комиссиями, органами финансового и бюджетного контроля и т.д.
Государственное управление осуществляется через систему спорткомитетов и подразделений Министерства спорта РФ. Их деятельность финансируется из государственного бюджета и доходов принадлежащих им организаций и предприятий. Что же касается физкультурных коллективов, управляемых союзами и общественными организациями, то они финансируются как министерством, профсоюзами и частично за счет привлечения средств населения.
В зависимости от принадлежности и вида собственности спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального, местного значения и принадлежащие физическим лицам, если эти сооружения приобретены или построены за их счёт. Сооружения, относящиеся к федеральному, региональному и местному имуществу не могут быть использованы как объекты другого назначения, так как они не подлежат приватизации и коммерческой эксплуатации [4]. Программа развития физ.
Кроме того, исчезнет проблема, связанная с длительными задержками выплаты зарплаты.
Все это, без сомнений, является плюсом. С другой стороны, бюджетные деньги становятся в некотором смысле “помеченными”: на трансферы клубам придется искать другие средства. Таким образом, перед спортивными клубами появляется еще одна проблема, связанная с финансированием.
Однако, конечно, есть способы обойти запрет, они всем известны: это и создание промежуточного фонда между государственным бюджетом и клубом, и финансирование через так называемые дочки госкомпаний.
Также заключаются договоры рекламных услуг: спонсоры дают деньги, а клубы тратят их по своему усмотрению.
На мой взгляд, нынешняя система финансирования спортивных команд практически исчерпала свои возможности и является одной из главных причин плачевного финансового положения большей части российских клубов.
Достаточно посмотреть на то, как это устроено в Европе. Большинство европейских спортивных клубов являются частными и не зависят от кого-либо, в результате чего они имеют устойчивый бюджет.
В России же частных клубов крайне мало, и реалии таковы, что даже наличие частного капитала не обеспечивает самоокупаемость клубов. Примером клуба с устойчивым финансовым положением может служить ФК «Краснодар, владельцем которого является С.
Галицкий. Команда не имеет задержек по зарплате, постепенно развивается инфраструктура клуба и огромное внимание уделяется детским футбольным школам.
Но нужно понимать, что для этого выделяются огромные средства, которые на данном этапе окупить просто невозможно [8].
В нынешних условиях важнейшей задачей руководства спортивных клубов является поиск спонсоров.
Фактически ключевая роль в финансировании команд отводится именно им. Как известно, спонсор, в отличие от инвестора, осуществляет финансирование без цели получения какой-либо материальной выгоды, а спонсирование является одним из важнейших инструментов маркетинга. А выгодно ли спонсорство в России?
Я считаю, что лишь в редких случаях. К сожалению, интерес к спорту в нашей стране, по сравнению с Европой, крайне низок, а отдельные виды спорта абсолютно не пользуются популярностью.
В таких условиях говорить о существенной популяризации компании, к которой стремится спонсор, создании имиджа и рекламе, на мой взгляд, неуместно. Поэтому задача поиска спонсоров является не только важнейшей, но и сложнейшей. Нельзя сказать, что все настолько плохо.
Довольно часто можно встретить удачные примеры спонсорства спортивных клубов в России, как для команд, так и для самих спонсоров.
Например, можно отметить многолетнее сотрудничество ПАО «Аэрофлот» и ПФК «ЦСКА» [3].
Однако нужно понимать, что это крупная авиакомпания и один из лучших футбольных клубов страны.
Команды более низкого уровня испытывают серьезные проблемы при поиске спонсоров.
Важно отметить, что финансирование спортивных команд различными субъектами экономической деятельности осуществляется неравномерно.
Иными словами, идет соперничество не между клубами, а между
Таким образом, налоговые платежи от физических и юридических лиц государственные и муниципальные органы направляют на развитие физкультуры и спорта в стране.
Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, – осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования.Федеральный бюджет, как известно, рассматривается и утверждается Государственной Думой России.
Прежде чем утвердить заявленные на развитие физической культуры и спорта суммы, Государственная Дума принимает бюджет поэтапно, в нескольких чтениях.
Перед этой процедурой и непосредственно в момент ее прохождения, над бюджетом работают соответствующие комитеты и комиссии, которые, в свою очередь, привлекают к своей работе экспертов и специалистов по физической культуре, спорту, туризму и финансам. Пройдя все согласительные и законодательные процедуры, федеральный бюджет страны в части физической культуры и спорта принимается в окончательном, четвертом чтении.
После того, как утвержденный Государственной Думой федеральный бюджет одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом России, он должен быть выполнен исполнительной властью по всем статьям расходов. Так, федеральный бюджет на 2005 г. предусматривает финансирование через структуру Министерства здравоохранения и социального развития физической культуры и спорта (совместно со здравоохранением) в размере 82, 5 млрд.
руб. В эту сумму включаются расходы на содержание аппарата управления, учреждений образования и науки в области физической культуры и спорта, а также ряд других статей.Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности.Прохождение бюджетов на уровне субъектов федерации (краев, областей, республик) происходит по определенным образом установленному порядку.
Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе.
При этом учитывается календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество ДЮСШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы.Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти – с финансовым управлением, с юридическим отделом и другими департаментами.
Бюджетные физкультурно-спортивные организации на аналогичных условиях также осуществляют предпринимательскую деятельность. По данным российских специалистов (Сахиуллин А.А., Лин Бей Н.П., 1998), структура и объем внебюджетных доходов Иркутского техникума физической культуры в 1997 г.
выглядели следующим образом: арендная плата за использование учебных аудиторий — 28,1 %; платное обучение-10,2 %; плата за пользование услугами лыжной базы- 8,4 %, бассейна — 7,5 %, физкультурно-оздоровительного комплекса — 7,3%; детско-юношеский спортивный клуб «Спартак» — 6,5%; благотворительный Иркутский фонд содействия спорту и туризму — 3,5%; плата за проживание в общежитии — 2,9%; арендная плата за использование спортивных залов — 1,3 %; доход от курсов телохранителей — 0,7%; плата за пользование услугами медицинского кабинета — 0,3%; прочие доходы — 23,3%. Поступления из внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта В настоящее время в России создан целый ряд разнообразных по масштабам и характеру деятельности внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта. На общероссийском уровне успешно действуют такие известные фонды, как Фонд «Спартак» имени братьев Знаменских, Фонд «Возрожденный «Спартак», Российский Фонд милосердия «Физкультура и здоровье», Фонд развития тенниса в России и многие другие.
Внебюджетные фонды содействия развитию физической культуры и спорта создаются не только на общероссийском уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, а также на местном уровне. Закон города Москвы «О физической культуре и спорте» (1996 г.) предусматривает, например, создание как городского Фонда физической культуры и спорта, так и различных внебюджетных фондов в административных округах и районах города в целях объединения средств, поступающих из внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий, связанных с реализацией городских и иных программ в области физической культуры и спорта. В соответствии с названным законом в 1996 г.
был создан Фонд развития физической культуры и спорта «Восточный округ».
Данные исследования (Сапронов О.П., 1999) свидетельствуют о том, что фондом в 1997 г.
было аккумулировано 1201,0 тыс.
руб., а в 1998 г. — 1700,0 тыс.