Оглавление:
Каждый человек, хоть раз задумавшийся о возможности взять ребёнка из детского дома, слышал стереотипное мнение о том, что «приёмные дети все вырастут преступниками и наркоманами, генетику не обманешь!». Давайте разбираться вместе, что влияет на формирование отклоняющегося поведения у приёмных детей: гены или всё-таки социальная среда? Безусловно, гены играют свою роль в жизни каждого человека. Многие способности, например, предрасположенность к точным наукам или творческое мышление нередко передаются от родителей к детям.
Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности – тоже обусловлен генетически и напрямую зависит от типа высшей нервной деятельности человека, а вот характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности – зависит от социальной среды, в которой растёт ребёнок, и от особенностей воспитания. Не существует гена преступности так же, как не существует гена доброты.
Причины вредных привычек Тем не менее, действительно, большинство семей с приёмными детьми сталкиваются с рядом проблем, связанных с поведенческими особенностями бывших детдомовцев: враньё, нецензурная лексика, воровство, употребление алкоголя и никотина. Для такого девиантного поведения приёмных детей есть несколько причин. Во-первых, каждый приёмный ребёнок психологически травмирован.
Каждый ребёнок, по каким-то причинам оказавшийся в интернатном учреждении, имеет за плечами свой травматичный опыт. Либо это трагическая потеря родителей – например, если они погибли, а другие родственники по каким-то причинам не смогли воспитывать ребёнка, либо это опыт проживания в неблагополучной семье – родители могли употреблять психоактивные вещества, могли применять по отношению к ребёнку насилие – как моральное, так и физическое.
Какой бы ни была жизнь ребёнка до появления в ней приёмной семьи, она была субъективно очень тяжёлой. Даже если ребёнок попал в дом малютки сразу после рождения и был лишён любви матери с первого дня, он переживают тяжелейшую травму депривации.
Во-вторых, некоторые дети растут в условиях коллективного воспитания в интернатном учреждении многие годы. Нужно понимать, что ребёнок, воспитывающийся в условиях семейной депривации, не усваивает семейных ценностей и норм, ему неоткуда взять примеры для подражания, он не видит, какой должна быть роль мужчины, женщины, матери, отца, сына или дочери, он может почерпнуть эти знания только из литературы или кинематографа, а также из рассказов товарищей по детскому дому. И не все товарищи воспитывались в благополучных семьях, многие видели перед глазами совсем не те примеры, которым нужно подражать.
В-третьих, большинство приёмных детей имеют опыт воспитания в своей родной семье. Даже если эта семья была благополучной, скорее всего, не все ценности, которые кровные родители прививали своему ребёнку, совпадут с теми, которые важны для приёмной семьи. А если семья была неблагополучной, то ребёнок видел только деструктивный пример поведения, он не знает, что бывает по-другому.
И тут возникает два противоречия: приёмная семья недовольна тем поведением ребёнка, которое в его родной семье было нормальным, а приёмный ребёнок теряется и не понимает, как ему нужно вести себя, чтобы получить одобрение новых родителей.
Эта стадия проверки при благоприятном её прохождении сменяется принятием и стабилизацией отношений внутри семьи. В большинстве случаев, девиантное поведение приёмных детей вызвано не генетической предрасположенностью и даже не одной перечисленной выше причиной, а сразу несколькими. Комплекс травматичного опыта в прошлом, воспитание в условиях семейной депривации, опыт воспитания в неблагополучной семье, а также тяжёлая стадия проверки во время адаптации вызывают у ребёнка ряд поведенческих проблем, которые настораживают и откровенно пугают родителей, ведь они ожидали совсем не этого, когда забирали ребёнка из детского дома.
Чтобы справиться со сложностями, семьям, взявшим на воспитание ребёнка из детского дома, стоит посещать консультации квалифицированного психолога, специализирующегося на работе с приёмными семьями. Специалисты каждый случай рассматривают индивидуально, они подбирают для каждой приёмной семьи свою стратегию поведения, исходя из психологических особенностей каждого члена и опыта приёмного ребёнка. Нередко генетические предрасположенности детей можно использовать во благо, ведь это те самые ресурсы, которые есть у каждого ребёнка.
Екатерина Сафонова
Некоторые детские учреждения с разрешения органов опеки создают собственные сайты, где помещают сведения о детях. Однако, если вас заинтересовал ребенок с одного из этих ресурсов, вам все равно следует сначала обратиться за направлением на посещение к специалисту ООП по месту нахождения детского учреждения, контакты которого всегда есть на подобных сайтах. — Как устроена российская система распространения информации, подбора и поиска детей для кандидатов в усыновители?
Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, ООП обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью.
В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра. Если в течение месяца ребенок не устроен в семью, то ООП обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона.
За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в ООП по месту нахождения ребенка. Если в течение месяца подобрать семью ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути — дублируется) на самый высокий уровень — Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на .
Таким образом, во многом от профессионализма ООП зависит оперативность появления информации о ребенке в банке данных. Также, картотеки ООП по определению более подробны и информативны, чем данные банков всех уровней. Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых , непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.
Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв.
Постановлением Правительства № 275 Федерального закона РФ
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, ООП по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.
— Я могу сразу же обратиться в ООП или банк данных другого региона или надо сначала просмотреть все дела детей из моей районной опеки?
Если на территории вашего района есть дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, то сведения о всех детях-сиротах, находящихся там, в обязательном порядке передаются в ООП по месту вашего жительства, и вы можете начать поиск именно там. Но если на территории вашего района нет соответствующих детских учреждений или вы по каким-то причинам не хотели бы подбирать ребенка из своего района, это совсем не значит, что у вас нет альтернативы.
Да-да, такая простая для обычного человека вещь, как соломинка для напитков, удивит нового члена семьи.
Приемные родители должны быть готовы к тому, что лексика малыша не соответствует той норме, которая принята в вашей семье. Если ребенок достаточно большой, то его речь возможно будет пестрить ругательствами, которые широко распространенны в детских домах.
Плохие слова в определенном возрасте знают все, но их не произносят вслух, при родителях и взрослых. Это табу. Но для детдомовца такие ограничения в речи непонятны. Если его старый дом не находился в центре крупного города и не опекался добровольцами из какого-нибудь вуза-консерватории-института с вытекающими отсюда поездками в театр и концертный зал, то простая и неприхотливая речь может быть не только у воспитанников, но и у тех, кто работает с детьми.
И ругательства не воспринимаются им как что-то из ряда вон выходящее. Нецензурная речь – не единственное, что возможно будет резать вам слух. Просторечья и неправильные ударения, неграмотно построенные фразы и очень ограниченный набор слов – вот, с чем вам придется работать много месяцев, чтобы речь вашего приемного ребенка не отличалась от речи всех других членов семьи.
Пройдет немного времени, может быть, несколько месяцев, он перестанет проситься обратно, привыкнет к новому распорядку жизни, и вам покажется, что основные сложности позади.
Но вскоре выяснится, что миновал лишь первый этап привыкания.
Ребенок вдруг поймет, что наступила пора проверить подлинность ваших слов.
«Они говорят, что любят меня, но ведь я не всегда буду таким хорошим, как сейчас. Смогут ли они любить меня другим – плохим, непослушным, неприятным», — примерно так подсознательно решает внутри себя маленький человек. И в вашей жизни после этого начинается новый период.
Возможно, вы готовы к его капризам или спорам, вы понимаете, как трудно ему сейчас. Но вряд ли вы спокойно смиритесь с тем, что вдруг, в какой-то момент, он перестанет посещать туалет, его штаны регулярно будут мокрыми и постель тоже. Вы потерпите один раз, другой, и третий.
Но потом взорветесь:
«Ты такой большой ребенок, прекрасно умеешь пользоваться туалетом, почему…»
Он будет молча смотреть на вас, не способный объяснить, что это просто проверка на ваше умение принять его любым. Как-нибудь вы поведете его в магазин игрушек, и он попросит купить вас игрушечный мотоцикл (или куклу, или конструктор).
Вы обрадуетесь – это ведь такое естественное для нормального домашнего ребенка желание.
Если приемный ребенок не единственный в вашей семье, то надо быть готовым к тому, что, так или иначе, он начнет оттеснять ваших кровных детей от вас.
Он подсознательно создаст такие ситуации, когда ваше внимание должно будет уделяться только ему и никому другому.
Звонки принимаются круглосуточно.
Большую часть работы по обучению родителей проводят центры подготовки при органах опеки, устанавливающие тестами истинные мотивы опекунов, оценивающие социально-психологический портрет и проводящие разъяснения по приёмной семье.
Распространение получило такое понятие, как школа приёмных родителей, действующая как коммерческое (реже некоммерческое) учреждение, предоставляющее комплексный подход к нюансам приёмных семей, обучающее взаимодействию с данной категорией детей и проводящее консультации по юридическим вопросам. Институт приёмных и патронажных семей складывается также благодаря значительным государственным социально-экономическим гарантиям. Права и обязанности приемных родителей:
Несмотря на гарантии, существует большой перечень обязательств:
Права и обязанности приёмных родителей ограничены , в отношении которых действует юридический приоритет.
Вместе с правом представлять ребёнка в суде, лицо также обязуется не злоупотреблять этим правом в ущерб ребёнку.
Этапы оформления:
Генетика и воспитание
И может,в объединении. В прошлом веке такие ценности в России привносил коммунизм.Ещё раньше-отчёт перед царём и Богом.И хотя эти «религии» в корне разные,но они несли одну и ту же мораль.Братство,помощь ближнему,честь и совесть.Это очень трудный путь-жить по-совести.Что же, разрушать — не строить. Давайте же ценить,по-возможности следовать наставлениям и правилам данным нам мудрыми людьми,пророками и мессиями.
Людмила Кипрей. Иногда думаешь, вот оно счастье!. Ан нет, опять опыт. Реклама Мастер
Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 23.03.2013 Откуда: Поволжье » 08 май 2013, 14:18 Если кто помнит, раньше в маленьких городках и деревнях знали друг друга во многих поколениях. И вот родившая в девках или беспутный, неработящий парень были не только позором родителей, но и проклятием остальных детей этой семьи.
Девушек из такой семьи не хотели брать в жены — матери женихов судили, что в этой семье «дурная кровь». Парень не мог надеяться взять жену из порядочной, работящей и строгой семьи — кто отдаст дочь возможному пьянице или убийце? На Востоке, на Кавказе, кстати, эти обычаи до сих пор существуют.
Помню разговоры бабки с дедом моего мужа, вспоминали былые времена, соседей, родственником. И нередко говорилось: ты про кого? Про Ивана Иванова? Дык и не будет доброго из той семьи, помнишь, дед их .
Или — помнишь, тетка их . Т.е. люди давно знали о генетике, что черты характера могут проявиться через несколько поколений. А люди сейчас «Иваны, не помнящие родства» — встретились, сошлись, народили, разбежались.
Ежели что — вон к психологу пойдем, он все может, все наладит и на место поставит. Корней своих не знают, чем болели и как жили деды и прадеды — тоже не знают. Мамы как пуговки — на них все держится.
Модератор Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 23.03.2013 Откуда: Пермский край » 08 май 2013, 16:00 В деревне подобное до сих пор сохранилось.
Сужу по нашей. У нас есть две основные улицы, и так получилось, что на одной (Полевой) изначально получили квартиры специалисты совхоза со средним или высшим образованием, приехавшие из городов, в том числе и из Перми. А на другой (Молодежной) десятилетием раньше — рабочие совхоза, в основном доярки и трактористы.
Уже давно это два разных мира. И с нашей улицы никто не берет себе в супруги кого-то с Молодежной, после школы ребята уезжают в Пермь.
Там обустраиваются. Даже дети не дружат, не общаются, пока маленькие. Потом уж начинают все вместе учиться в городской школе — там появляется какое-то землячество.
А вот на Молодежной все после 9 класса остаются, шабашат, спиваются, сходятся-расходятся, размножаются, дети бегают чумазые-раздетые — и никакие хвори их не берут.
Нет, вспомнила: там часто жизнь заканчивают самоубийством. Лиза была еще маленькой, но я уже говорила с мужем, что выдам ее замуж только в одну из деревенских семей.
Остальные — никак не пара. У родителей есть не только обязанности, но и права!
И чем раньше ребёнок из приюта попадёт в семью, тем легче и быстрее будет проходить процесс коррекции всех этих дефектов. Длительность периода адаптации в новой семье воспитанника детского дома будет зависеть, в первую очередь, от его возраста и предыдущего жизненного опыта.
Совсем маленькие дети в возрасте до 3-х лет привыкают к семье довольно быстро, они способны полюбить приёмных родителей, как родных. Если же ребёнок находился в детском доме до 6-7 лет или дольше, привыкать к новым условиям жизни ему будет трудно. Как утверждают психологи, процесс адаптации приёмного ребёнка в семье делится на несколько периодов.
Для того, чтобы успешно преодолеть все трудности периода «Возврата в прошлое», замещающим родителям нужно понять, почему ребёнок так себя ведёт. Спокойное поведение родителей, их достаточное внимание, ласка, умеренная строгость и справедливость – залог успешного перехода к новому периоду адаптации.
Воспитание приёмных детей в семье после их полного привыкания никак не отличается от воспитания родных сыновей и дочерей.
Оно должно быть направлено на формирование самостоятельной личности, способной принимать решения и отвечать за свои поступки.
И позже ребенок сам учится контролировать свои переживания.
Некого любить? Есть и еще один важный момент. Ребенок, у которого с детства есть родители, умеет любить, не боится привязываться к людям. Если у ребенка в жизни были только сменяющие друг друга воспитатели и медсестры (пусть даже самые добрые и хорошие), то у него может нарушаться способность устанавливать отношения привязанности и близкие отношения с другими людьми.
При этом страдает самооценка, мотивация к учебе, и возникают сложности в общении с другими людьми. Приходит «приемыш» в новую семью, и не знает, как себя вести – кому можно доверять?
Он ведь одиночка, он привык выживать, сам справляться со всеми ситуациями. Поэтому же приемный ребенок может решить, что слушаться новых родителей совсем не обязательно.
Родные дети слушаются маму с папой, потому что им важна связь с родителями, для сохранения этих отношений они готовы следовать правилам, внутри этих отношений они развиваются.
Приемных родителей может удивить поведение нового члена семьи.
Почему он не слушается? Почему так резко реагирует на нежность и ласку? Не пугайтесь, это нормально, ребенок просто не привык быть кому-то нужным, не знает, что такое отношения с родителями.
И всему этому приемным родителям придется терпеливо учить своего нового ребенка.
Они не злые, они сильно пострадали в жизни Дети могут выплескивать боль и злость на окружающих их людей и мир в целом, поведение может выглядеть жестоким, но это не потому, что дети «злые», а оттого, что с ними было… За этим, как правило, стоит очень большая боль, с которой ребенок один справиться не может. Дети могут умело манипулировать взрослыми, потому что это помогало им выживать в детском доме.
Детям сложно расстаться с теми привычками, которые появились у них в детском доме. «Я плохой» Не ждите от приемного ребенка, что он будет веселым, любопытным и успешным в школе. У детей, которые жили в детском доме, самооценка и вера в себя «на нуле», к сожалению, они чувствуют свою непохожесть на других детей, знают свой статус «детдомовских».
А, поскольку у детей все просто, они быстренько «вешают на себя ярлык» — «я плохой». Ведь от других, хороших, не отказывались, а от них отказались, значит, они плохие.
«Мне все должны» Иногда родители приходят к психологам с таким наблюдением – приемные дети ведут себя, как «потребители», с уверенностью в том, что им «все должны». Они сами не желают ни во что вкладываться, не желают стараться.
Почему так? Во-первых, опыт жизни в детских учреждениях напрямую этому учит. Все появляется само собой, у ребенка практически нет своих личных обязанностей и зоны ответственности, как это происходит дома (убирать свою комнату не надо, помогать маме не надо, получать подарок за какое-то достижение он не привык). Во-вторых, у детей в учреждении сама жизнь – это пассивное существование.
Младенцы в базе бывают редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление. Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.
Проблемы приемных детей Одна из первых и серьезных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому вопросу следует отнестись весьма серьезно.
При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит очень внимательно изучить его медицинскую карту.
При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней верны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно обследовать ребенка.
Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на данный момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новой семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.
Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.
Одной из проблем может оказаться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не сразу и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового образа жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родными и приемными детьми. Психологические особенности приемных детей Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку.
Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.
Это значительно влияет на психику ребенка.
Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы.
Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб.
Не на кого рассчитывать и не с кем разделить переживания. В детских учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу.
Даже если они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет. Адаптация ребенка в приемной семье Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело.
Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия.
Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви. Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:
Лучший способ заранее «подстелить соломы» — это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.
Как стать приемными родителями Какие дети передаются в приемную семью:
Алгоритм создания приемной семьи
образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки). Содержание договора по передачи ребенка сироты на воспитание в новую семью установлено статьей 153 СК РФ.
В договоре указываются: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика.
Но данные ситуации случаются.
Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ. Итак, договор о приемной семье разрывается если:
Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.
Опека всегда следует исключительно интересами ребенка.
Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки. По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:
На фоне нехватки ресурсов у них наступает истощение.
Однако это перспективная ситуация, когда можно помочь», – говорит Наталья Степина.
Если приемная семья так истощена, что им не до освоения новых компетенций (в состоянии аффекта учиться почти невозможно), специалисты центра становятся их ресурсом. Часто бывает нужна социальная помощь – куратор едет в школу и говорит, чтобы теперь за поведение ребенка ругали не маму, а его; психолог центра работает с ребенком и с его приемными родителями, если они на это согласны.
Если нужно, для ребенка найдут другую, более принимающую его особенности школу.
Всесторонняя диагностика особенностей ребенка происходит параллельно. «Постепенно мы начинаем рассказывать и показывать родителям, что можно сделать с их ребенком.
Во взаимодействии с ребенком мы видим его поведенческие стратегии и отвечаем на них.
Когда родители видят, что хотя бы у нас ребенок может долго сидеть на одном месте и слушать, и плюс он ничего ни у кого не стащил, они видят свет в конце туннеля, начинают больше доверять нам, и мы можем помочь семье», – говорит Наталья Степина. Иногда родители, получившие новую стратегию взаимодействия с ребенком, через месяц-другой говорят:
«о, мы вам не верили, а оказывается, и от психологов есть польза»
. Бывают, впрочем, и люди, не готовые или не способные учиться, им нельзя помочь.
Нередко от опеки отказываются бабушки, оформившие ее над внуками после лишения детей родительских прав. Когда дело доходит до подростковых кризисов, бабушки не знают, что делать, и уже не готовы перестраиваться, усваивая новые представления о воспитании.
С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально. Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет.
Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей.
Иногда возрастной кризис ребенка настигает даже опытные приемные семьи, воспитавшие до того других детей. Родители часто не готовы к подростковым кризисам. Есть прекрасные молодые приемные семьи, которые сначала ездят в детский дом помогать как волонтеры, потом берут под опеку детей, которые всего лет на 10-15 моложе их самих.
У них выстроились детско-родительские отношения, пока ребенок был мал, но он «выскочил» из таких отношений, когда стал подростком. Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).
Присутствие в жизни приемного ребенка кровных родственников – тяжелый груз для приемных родителей. В школе приемных родителей все декларируют, что готовы принять ребенка со всем его прошлым. Но на практике получается не у всех.
Кровные родители ребенка могут активизироваться
Текстовая расшифровка вебинара
При усыновлении приемные родители полностью заменяют кровных родителей, и усыновленные дети приравниваются в имущественных и неимущественных правах к детям по происхождению, или кровным детям. При этом у детей возникают имущественные и неимущественные права не только по отношению к своим усыновителям, но и по отношению ко всем родственникам по восходящей и нисходящей линии.
Но вне зависимости от формы семейного устройства, приемная ли это семья, опека или патронатное воспитание, закон никогда не запрещает нам воспитывать наших подопечных детей так же, как родители воспитывают своих кровных детей, и строить наши отношения соответствующим образом. Именно поэтому дети под опекой в смысле взаимоотношений в семье, финансовых вопросов, отношений с другими родственниками воспринимаются как кровные дети, а остальные вопросы можно решать отдельно, другими правовыми способами. Действительно, при усыновлении возникают более прочные, именно с правовой точки зрения, связи – в частности, усыновители имеют право менять фамилию, имя, отчество, вписывать себя в качестве родителей в свидетельство о рождении, в книгу актов записи гражданского состояния в органах ЗАГС.
Именно поэтому усыновление считается законодателем приоритетной формой устройства и об этом говорится в ст.
124 Семейного кодекса. Но в действительности обеспечить приоритет усыновлению в реальной жизни довольно сложно. Просто потому, что детей, оставшихся без попечения родителей, довольно много, и я, как юрист, могу прокомментировать, что реальный приоритет можно обеспечить только тогда, когда есть родители, претендующие на одного и того же ребенка, и при этом одни хотят приемную семью, другие — усыновление. Тут можно говорить о реальном приоритете усыновления.
В тех случаях, когда не стоит очередь из желающих его принять и ребенка хочет кто-то взять в семью, то требования взять ребенка на форму усыновления на законе не основаны.
Приоритетом для ребенка является ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ.
Если в данный момент невозможно усыновление, то возможно применение любой иной формы семейного устройства.
Я полагаю, что это так, и у нас существует единственное ограничение, и оно как раз касается усыновления.
Не могут быть усыновлены дети в течение полугода после того, как родители были лишены родительских прав, но конечно, они могут быть устроены на другую форму устройства. ЕСЛИ РОДСТВЕННИК ДЕТЕЙ НЕ СОГЛАСЕН НА ИХ УСЫНОВЛЕНИЕ Вопрос от Ирины: я оформляю в приемную семью 2 мальчишек 8 и 10 лет.
Они очень привязались и хотят жить со мной. Но у них есть старший брат, 23 года, который обещает им забрать их.
Но пока у него нет такой возможности. Опека требует его согласие. Он не дает категорически. Дети с ним общаются и скучают.
Я всячески пытаюсь с ним дружить – не получается. Младший мальчик считает дни, когда я его заберу. Что делать? Наталья Карагодина, юрист: К сожалению, более 90% детей, находящихся в детских учреждениях и подлежащие семейному устройству, являются «социальными сиротами», это значит, что они имеют родственников – родителей, бабушек, дедушек.
Воспитание приемных детей
Младшие школьники начинают задавать родителям «неудобные» вопросы, например: «Откуда берутся дети?» Когда родители отвечают на такие вопросы, у них появляется прекрасная возможность поговорить с ребенком о его происхождении.Что же следует сказать ребенку в подобной ситуации?
Все ваши объяснения должны быть простыми, доступными для ребенка и предельно искренними. Скажите ребенку, что вы не являетесь его биологическими родителями, что его настоящие родители, к сожалению, не в состоянии были о нем позаботиться.
Объясните ребенку, почему вы захотели усыновить его, при этом подчеркните, с каким нетерпением вы ожидали его появления в вашей семье.
Коротко расскажите о тех юридических трудностях, через которые вам пришлось пройти.Позвольте ребенку задавать вам любые вопросы. Ребенок может, например, спросить вас: «Что же случилось с моими настоящими родителями?
Где они теперь?» Можете поделиться с ребенком той информацией, которой вы располагаете по этому поводу, не вдаваясь, однако, в подробности. Отвечая на вопросы, обязательно учитывайте уровень интеллектуального развития вашего приемного ребенка. При усыновлении приемным родителям обычно предоставляют информацию о биологических родителях ребенка, а также об имеющихся в его семье наследственных заболеваниях.
Наступит день, когда вы захотите поделиться этой информацией с вашим приемным ребенком. Вам будет гораздо легче разговаривать с ним, если у вас имеется его «автобиография». В толстую общую тетрадь записывайте всю имеющуюся у вас информацию о ребенке (его родителях, родственниках, раннем детстве, тех семьях, где он жил прежде).
Такое своеобразное досье поможет ребенку разобраться в своем происхождении.
По мере того как ваш ребенок будет становиться старше, вы будете знакомить его с новыми фрагментами его биографии.
Приемный ребенок обязательно должен знать правду о своем происхождении. Если ваш приемный ребенок уже пошел в школу, вам необходимо как можно скорее поговорить с ним о его происхождении. Ни в коем случае не скрывайте от ребенка факт усыновления.
Когда приемный ребенок не знает, что его усыновили, он все равно интуитивно ощущает свою непохожесть на других детей, и это ощущение может серьезно повлиять на его мировосприятие.
Чем дольше вы откладываете неприятный для вас разговор, тем сложнее вам будет провести его. Помимо всего прочего существует вероятность, что ребенок узнает о своем происхождении от кого-нибудь другого (например от соседского мальчишки).Ваша новость может расстроить, огорчить ребенка, но это нормальная, естественная реакция. Позвольте ребенку открыто выразить свои эмоции.
Скажите ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, при этом обязательно подчеркните, что вы и ваш супруг очень любите его.