Оглавление:
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.4.
Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.6.
В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся).
Организацио́нно-правова́я фо́рма (ее, в соответствии с действующим законодательством, должен иметь любой хозяйствующий субъект) — это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности. С 1 января 2013 г. принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012.
Согласно этому документу выделяются три группы хозяйствующих субъектов со своими ОПФ. Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – коммерческими организациями присущи ОПФ: товарищества, общества (в том числе акционерные), унитарные предприятия, фермерские хозяйства, производственные кооперативы. Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – некоммерческими организациями характерны ОПФ: потребкооперативы, общественные объединения, политические партии, фонды, учреждения, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.
И, наконец, ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица: простые товарищества, представительства и филиалы, индивидуальные предприниматели.
Нас будет интересовать вторая группа, и, в частности, такая ОПФ, как учреждение, в связи с тем, что для образовательных учреждений разработаны специальные ОПФ: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Государственное учреждение вообще — это государственная структура, сформированная для управления определенной сферой или объектом, а также для обслуживания населения страны, обеспечения функционирования государственных органов, рассмотрения различного рода заявлений, жалоб, прочих обращений граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В зависимости от собственника выделяют: государственные учреждения (учредители – различные государственные органы); муниципальные учреждения (учредители – различные государственные муниципальные образования) и частные учреждения (учредители – частные физические или юридические лица). По степени ответственности государственные и муниципальные учреждения могут быть казёнными, автономными и бюджетными. Казённое, как и частное (созданное гражданином или юридическим лицом) учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.
Здравствуйте, объясните пожалуйста разницу в понятиях «учреждение» и «организация» с юридической точки зрения.
В настоящее время все школы являются образовательными учреждениями, будут образовательными организациями. В чём отличие? Спасибо! 25 Января 2013, 12:36, вопрос №39358 Альбина, г. Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 2157 ответов 715 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, уважаемый пользователь!
«Организация» — самый общий термин, по сути синоним «юридического лица». «Учреждение» — одна из возможных форм организации, по сути это «некоммерческая организация». 25 Января 2013, 12:39 0 0 405 ответов 175 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично -ст.
48 ГК РФ, В этом случае «образовательное учреждение» может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др. а может и быть некоммерческой.
25 Января 2013, 12:48 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Похожие вопросы 10 Марта 2016, 07:56, вопрос №1173843 03 Февраля 2015, 16:38, вопрос №712244 18 Октября 2017, 14:53, вопрос №1784352 28 Августа 2023, 18:37, вопрос №2090791 22 Мая 2023, 14:04, вопрос №2002883 Смотрите также
Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством.
Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).
Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.
Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс.
Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением.
Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться
Такое наименование ОО соответствует требованиям федерального законодательства.
Дополнительные требования могут быть установлены региональными и муниципальными органами управления образования.
Обоснование из рекомендации <…>Полное наименование – официальное название образовательной организации в правоустанавливающих и разрешительных документах. Оно состоит из обязательных сведений, наличие которых предусмотрено законодательными нормами, и индивидуальных сведений.
Рассмотрим подробнее эти сведения и порядок их включения в наименование.<.> <…>Обязательные сведения Наименование образовательной организации должно содержать указание на и . Это общее для всех образовательных организаций требование статьи 23 Закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ. Для того чтобы включить в наименование организационно-правовую форму, укажите «учреждение» или «автономная некоммерческая организация».<…> <…>Внимание: в наименовании образовательной организации, которая создана в форме учреждения, слово «учреждение» менять на слово «организация» не надо. В использовано общеродовое понятие «организация», которое обозначает образовательные организации разных организационно-правовых форм (). Тип образовательной организации в наименовании укажите путем включения слов «дошкольная образовательная» или «общеобразовательная» ().
Помимо этого, автономные учреждения должны включить в наименование указание на собственника имущества, то есть слова «государственное» или «муниципальное» ().
Для бюджетных, казенных и частных учреждений указание на собственника не является обязательным.
Как правило, его включают в наименование по решению учредителя или желанию образовательной организации для информирования обучающихся и родителей.<…> <…>Перечень дополнительных функций установлен статьи 23 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Этот перечень открытый, поэтому в наименовании можно указать любые дополнительные функции, которые выполняет организация и которые связаны с образовательной деятельностью.<…> <…>Личное имя гражданина, которое присваивается образовательной организации, является одной из форм увековечения памяти героев, государственных или общественных деятелей. Присвоение имени может выступать также в качестве поощрения образовательной организации.
Например, Порядок присвоения имен государственных и (или) общественных деятелей, благотворителей организациям и объектам собственности города Москвы утвержден .
Внимание: документы, которые подтвердят законность использования имени гражданина в наименовании образовательной организации, понадобятся при госрегистрации устава или изменений в него при изменении наименования К таким документам относят:
Практика показывает, чтобы получить разрешение на включение имени гражданина в наименование организации, нужно направить учредителю соответствующее ходатайство. В ходатайстве укажите:
К ходатайству приложите выписку из протокола общего собрания (конференции) работников и согласие лица, имя которого планируется использовать в наименовании.
В случае, когда имя присваивается посмертно, – согласие членов семьи (родителей, супругов, детей, внуков или других родственников) на использование имени в наименовании ОО.
Чтобы ускорить рассмотрение ходатайства, соберите сведения о наличии на территории населенного пункта, где расположена образовательная организация, иного юридического лица, которая бы носила имя этого лица.
Решение вопроса о присвоении имени или отклонении ходатайства в разных регионах решается по-разному.<…> <…>Изменение наименования Наименование ОО меняют по решению учредителя, поскольку это влечет за собой изменение устава. Учредитель может изменить наименование как по своей инициативе, так и по предложению образовательной организации (ее руководителя) – это его право.
Однако если контрольно-надзорные органы при проверке установят, что наименование не отвечает требованиям закона (не содержит обязательных сведений), то учредитель будет обязан его изменить.<…> Указанное в вопросе наименование ОО содержит все обязательные сведения и соответствует требованиям законодательства. Однако дополнительные требования могут быть установлены региональными и муниципальными органами управления образования.
…>…>…>…>…>…>…>…>…>…>…>
4.7. Школа осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Взыскание на имущество Школы может быть обращено лишь по решению суда.
Имущество Школы не подлежит реквизиции или конфискации в административном порядке.
4.8. Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами и принадлежащим ей имуществом.
4.9. Школа имеет право участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. В интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, Школа может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
4.10. Школа самостоятельно выбирает своих партнеров как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
4.11. Школа может открывать расчетные, валютные и иные счета в банках, при необходимости пользоваться кредитами в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 4.12. Школа может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.13. Школа вправе самостоятельно определять основные направления развития, численность Участников и нормативы комплектования классов, формировать планы, определять количество, размеры фондов и порядок их использования. 4.14. Школа самостоятельно определяет структуру, штаты, систему оплаты труда, трудовые и социально-бытовые льготы своих работников.
4.15. Отношения работника со Школой регулируются контрактом, заключенным на определенный срок либо на неопределенный срок.
Условия контракта не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 4.16. Школа вправе принимать на работу иностранных физических лиц, условия труда которых определяются контрактом, заключенным на определенный срок.
4.17. Школа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную действующим законодательством. 4.18. Школа вправе командировать за границу и принимать в Российской Федерации отечественных и иностранных специалистов для решения вопросов, связанных со своей уставной деятельностью.
4.19. Школа в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.), хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Joomla SEF URLs by Artio Администрация — руководство предприятия; круг лиц, уполномоченных˸ — осуществлять оперативное управление; — выступать в качестве юридического лица; — официально представлять предприятие.
Обычно к администрации предприятия относят руководителя предприятия (президента), ᴇᴦο заместителей (вице-президентов), исполнительных директоров, главного бухгалтера и ведущих менеджеров. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей.
Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.
В хозяйственном праве существует градация юридических лиц по типам и видам.
Учитывая всё большее проникновение законодательства в жизнь каждого человека, мы не можем отделиться от данной реальности.
Иными словами, данное лицо не направлено на получение прибыли и существует за счёт спонсорской помощи или дотаций. Собственником может быть абсолютно любой субъект правоотношений (физическое или юридическое лицо, государство, город и т.д.).Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным.
Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.Итак, понятие «организация» — широкое, сюда входят государственные, муниципальные, общественные юридические лица, в том числе и учреждение. Они могут быть спортивными, военными, культурными, просветительскими.
Значительная часть организаций либо ведёт коммерческую деятельность, либо обладает таким правом.
Учреждение же всегда является некоммерческим юридическим лицом, которое не направлено на получение прибыли.
Его содержит собственник (физическое или юридическое лицо), который покрывает все расходы.Учреждение всегда действует на легальной основе. Применительно к организациям, они могут быть и противозаконными (преступная, террористическая, религиозно-деструктивная).
Учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
Его создатели готовят устав, который утверждается их общим решением. Организация тоже может быть зарегистрирована. В некоторых странах (из близких нам – Беларусь) регистрация обязательна, а за её отсутствие можно понести уголовную ответственность.
Но в развитом мире формальное закрепление объединения не является необходимым, так как, в противном случае, это нарушает базовые права и свободы человека. В крайнем случае, работает уведомительный порядок.
Формы и типы по закону
Попробуй бесплатно!
За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) гласит: «Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования некоммерческих организаций (в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций) должны содержать указание на характер деятельности юридического лица».
Пункт 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ дополняет это положение: » имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип». Напомним, что деление учреждений на типы введено Законом № 83-ФЗ.
Это противоречило гражданскому законодательству РФ, в котором учреждением называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, общественная организация и т. п.), широко используемыми для создания негосударственных образовательных организаций. Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указанное выше противоречие устранено: вместо термина «образовательное учреждение» используется термин «образовательная организация». Однако «термин» и «наименование» — нетождественные понятия.
По поводу наименования образовательной организации новый закон об образовании гласит следующее: Образовательная организация (как и ранее образовательное учреждение) должна создаваться в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций; Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип; В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся),
С этим все понятно. Кроме этого образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Этой же статьей устанавливаются уровни общего образования (дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное; высшее – бакалавриат; высшее – специалитет, магистратура; высшее – подготовка кадров высшей квалификации).
Вот мы и подошли к интересующему нас моменту, а именно к типам образовательных организаций.
Статья 23 подразделяет образовательные организации
«на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности»
на: дошкольные (программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми); общеобразовательные (программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования); профессиональные (программы среднего профессионального образования); высшего образования (программы высшего образования и научная деятельность). Помимо основных перечисленных устанавливаются еще образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования.
А вот и пресловутая часть 5 статьи 23, которая определяет, что
«наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации»
. Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства (http://www.lexed.ru) так комментирует действие этой статьи.
Если функционирование бюджетного образовательного учреждения не подразумевает ни смену названия типа, ни смену организационно-правовой формы, то вносить изменения в наименование не нужно.
Кажется, что все ясно и просто, и подавляющему большинству образовательных организаций беспокоится не о чем. Тем более что в уже цитированном письме «О наименовании образовательных учреждений» Министерства образования сообщается, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации, по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие: указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг; указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы.
Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании. 2.В наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
3.При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное». 4.По желанию школы и (или) желанию ее учредителя в наименовании могут быть указаны следующие необязательные сведения: — указание для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное; — указание на форму собственности: «государственная», «муниципальная» или «частная»; -указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие; -включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; -использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования. Например, название общеобразовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления», где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» — указание на организационно-правовую форму; «бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); «общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации; «Лицей современных технологий управления» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).
Источник: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «» ГАРАНТ.РУ: Наименования школ — в соответствие с Законом об образовании до 1 июля 2016 года Метки:
Как правильно переименовать образовательное учреждение.
При этом необходимо иметь ввиду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. Частью 5 статьи 108 Федерального закона об образовании определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом.
Учитывая изложенное, образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом об образовании. Так, например, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»; специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы – в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования – в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения; образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования; образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования. Д.В. Ливанов По материалам сайта
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г.
N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).
Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Дополнительно Министерство сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие: указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг; указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие); включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях. Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании.
При этом необходимо иметь в виду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. Частью 5 статьи 108 Федерального закона об образовании определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом.
Учитывая изложенное, образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом об образовании.
Типы образовательных организаций.
В зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности организации, выделяют следующие типы образовательных организаций: 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования; 5) организация дополнительного образования; 6) организация дополнительного профессионального образования. В соответствии с данным критерием название каждого типа отражает основную цель создания образовательной организации. Так, например, дошкольная образовательная организация создается прежде всего для реализации образовательных программ дошкольного образования, а образовательная организация высшего образования — для реализации образовательных программ высшего образования.
При этом образовательная организация не обязана реализовывать все образовательные программы, которые относятся к соответствующему виду образовательных программ: образовательная организация высшего образования может быть создана, например, для реализации только программы бакалавриата и не открывать другие образовательные программы высшего образования — программы специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки. Тип образовательной организации определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации.
Для отдельных типов образовательных организаций Законом устанавливается требование об осуществлении деятельности, не относящейся формально к образовательной. Это касается дошкольных образовательных организаций, которые, помимо реализации образовательных программ дошкольного образования, должны осуществлять присмотр и уход за детьми, а также образовательных организаций высшего образования, основными целями создания которых признаются реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность. Образовательные программы, нашедшие отражение в самом названии образовательной организации («титульные программы»), являются для данного типа образовательной программы профильными, но не единственными.
Наряду с «титульными» программами, образовательная организация вправе осуществлять также дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.