Оглавление:
В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования. Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный для городов-миллионников равен 10% или 0,01.
В путевом листе указаны следующие параметры:
Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.
Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:
Фактический расход топлива:
Разница между двумя величинами составляет:
Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход.
Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в . Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость. Для каждого типа ТС имеется утвержденная путевого листа.
Единственное условие заключается в правильном обосновании потребления ГСМ, в возможности его определения, чтобы списать на основе путевого листа. Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.
Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия. К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».
Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов по специальным картам. В конце истекшего месяца АЗС предоставляет об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.
Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.
Все организации, которые по роду своей деятельности пользуются различными видами автомобильного транспорта, обязаны вести точный учет и строгий контроль расходов горюче-смазочных материалов. Операции, связанные с движением транспорта, отражает путевой лист.Итак, на предприятии ОАО «Заря» (Челябинская область) в учетной политике прописан вариант списание затрат на моторное топливо – по средней себестоимости.
Предприятие крупное и предусматривает частые служебные поездки на автомобиле ВАЗ-2123 «Шевроле Нива». В июне 2017 года водитель заправил машину на 300 литров бензина с учетом НДС на итоговую сумму 114000. При этом на начало месяца в бензобаке было 50 литров, цена которого составляет 40 рублей за один литр.Приобретенный бензин отражается следующими проводками:Д10 К60 – 9234Д19 К60 – 2166 Теперь рассчитаем среднюю стоимость бензина в июне:(50*40+9234)/(50+300)=11234/350= 32,1 рублей за литрПроизведем списание горючего по факту: в июне водитель по служебным делам совершал один выезд.
В баке по данным путевки был остаток 10 литров, получено 20, а остаток при заезде в гараж составил 15 литров.По факту было потрачено:10+20-15=15 литровА значит, сумма списания будет равна:15 литров *32,10= 481,5 рубля (Д26 К10 – списано топливо на общехозяйственные нужды).Списание ГСМ по нормативам производится, когда в путевке не отражено движение топлива.
В таком случае для этого бухгалтеру нужно знать показания одометра на автомобиле.Перед поездкой показатель составил 6000 км, а по возвращении в гараж 6070 км, т.е. за поездку водитель откатал 70 км.По нормативу топливо на автомобиле «Шевроле Нива» расходуется 10,9 литра на 100 км, поправочный коэффициент составляет 10% (берется из распоряжения).
Эти показатели отражены в распоряжении №АМ-23-р Q=0,01*HS*S* (1+0,01*D), где
Производим расчет и для начала узнаем расход бензина:0,01*10,9*70*(1+0,01*10%)=8,4 литраСумма к списанию составит 8,4*32,10=269,64Проводка для бухгалтера следующая: Д26 К10 – списан бензин на общехозяйственные нужды.Таким образом, учет ГСМ и списание расходов по нему должны производиться на каждом предприятии, где есть транспортные средства, независимо от того, какой способ заправки используется топливные карты или наличные средства. Списывать бензин нужно на основании подтверждающего документа – путевого листа или иных систем, позволяющих определить пройденное автомобилем расстояние, например, ГЛОНАСС.
Эта запись была размещена в .
Добавить в закладки .
Определение показателей, необходимых для нормативного расчета расходования топлива по формулам, отраженным в распоряжении АМ-23-Р.Для автомобилей разных типов установлены отдельные формулы. Условимся, что в распоряжении сотрудника — легковая машина Mercedes-Benz A150. Для нормативного расчета расходования топлива на данной машине по методологии Минтранса нужно узнать следующие показатели:
Первый показатель, Hs, для указанной машины составляет 6,8 (таблица по п.
7.2.1 распоряжения АМ-23-Р).Второй показатель, D, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно исходя из критериев, характеризующих фактические условия эксплуатации ТС (п. 4 распоряжения АМ-23-Р). Коэффициент может быть повышающим или понижающим.Один из возможных критериев — эксплуатация ТС в зимний период.
Условимся, что машина используется в Ивановской области, и в этом случае показатель D будет иметь значение 10 (приложение № 2 к распоряжению АМ-23-Р) и отражать тот факт, что топливо расходуется на 10% интенсивнее.2. Расчет пробега, отраженного в путевом листе.Предположим, что показатель составил 100 км (на основании показаний спидометра и трекера ГЛОНАСС).3.
Применение формулы расчета расходования ГСМ в соответствии с п.
(40 руб. × 15 л).Бухгалтер ООО «Сапфир» сформировал справку-расчет, приложил к ней ПЛ, инициировал собрание комиссии, которая утвердила акт списания ГСМ. На основании данного акта бухгалтер зафиксировал в бухрегистрах запись:Дт 26 Кт 10.3 — 600 руб.Затратный счет выбирается в соответствии с направлением расходов, если авто используется:
Рассмотрим порядок налогового учета затрат ГСМ.В налоговом учете списанная стоимость ГСМ может быть включена:
Данный момент позволяет списывать больше расходов на ГСМ.
К примеру, можно применять надбавки за работу в зимнее время или использование кондиционера в летний период. Повышающий коэффициент в размере 5% применяют для транспорта, прошедшего более 100 тыс.
км. или эксплуатировавшегося более 5 лет. Коэффициент в размере 10% используют для транспорта, применявшегося более 8 лет или проехавшего более 150 тыс. км. Для технологического транспорта максимальный коэффициент составляет 20%, и его можно применять к технике, перемещаемой не по дорогам, а по производственным территориям или промышленным площадкам.
К таким транспортным средствам относятся экскаваторы, погрузочные машины, строительные краны, бурильные каретки, комбайны и т.д.
Кроме того, повышающие коэффициенты разработаны также для населенных пунктов и городов, к примеру, если численность населенного пункта от 1 до 5 млн. человек, то норма списания ГСМ может быть увеличена на 25%.
О надбавках в других городах можно посмотреть в следующей таблице: Численность населенного пункта, чел. Максимальная надбавка, % Свыше 5 млн.
35 От 1 до 5 млн. 25 От 250 тыс.
до 1 млн. 15 От 100 до 250 тыс. 10 До 100 тыс. 5 Есть надбавки, которые не разрешается применять одновременно, о чем указано в Методических рекомендациях из Распоряжения Минтранса № АМ-23-р. Расход ГСМ по норме и факту в путевом листе При определении своих нормативов расхода ГСМ лучший вариант — воспользоваться фактическими данными из путевого листа об израсходованных ГСМ.
Для расчета количества ГСМ нужно израсходованные литры разделить на пройденный километраж и умножить на 100.
Данное действие позволяет определить, сколько нужно литров ГСМ для прохождения 100 км. пути. Пример Водитель Сидоров С.И. проехал 1500 км. и потратил 180 л.
бензина. Следовательно, на 100 км.
пути ему нужно 180 л. : 1500 км. * 100 км. = 12 л. Для расчета можно использовать формулу, рекомендованную Минтрансом для легкового транспорта: Нормативный расход горючего в литрах на 100 км = 0,01 * Базовая норма * Пробег автомобиля, км * 1 + 0,01 * поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, % Для грузовиков формула расчета ГСМ выглядит следующим образом: Qн = 0,01 * (Hsan x S + Hw x W) * (1 + 0,01 * D) где Qн — нормативный расход ГСМ, л; S — пробег авто, км; Hsan — нормы расхода ГСМ на пробег авто в снаряженном состоянии без груза; Hw — нормативный расход на транспортную работу, л/100 т * км; W — объем транспортной работы, т * км (W = Gгр * Sгр, где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км); D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Для вычисления нормы расхода ГСМ на пробег транспортного средства в снаряженном состоянии без груза нужно использовать следующую формулу: Hsan = Hs + Hg * Gnр, л/100 км где Hs — базовый расход ГСМ на пробег авто (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — нормы на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т * км;
Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.
Важно! Внезапное увеличение потребления топлива может свидетельствовать о наличии серьезной неполадки в работе автомобиля.
Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный . Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.
Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях. При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время.
А вот климат-контроль используется в любое время года.
Важно! Коэффициент на использование автомобиля в населенном пункте не применяется в случае, если транспорт работает за его пределами. Однако при работе за заданный промежуток времени и по городу, и за его границами придется сделать два отдельных расчета.
В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км. В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.
Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю.
При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:
Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей. То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:
Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.). В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.
Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:
Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту.
Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется.
Учёт в бухгалтерии ведётся по субсчёту «Топливо» (10-3) счёта «Запасы» (10) следующим образом:
Алгоритм: предварительно рассчитанное количество топлива перемножается со стоимостью учёта единицы в составе запасов.
Другие первичные документы – передвижение транспорта, выполняющего непроизводственные задачи – входят в состав прочих расходов. Для тех предприятий, где перевозка грузов и пассажиров – основной вид деятельности, 100 % затрат ГСМ, списываемых в налоговый учёт по путёвкам водителей являются материальными. Второй. Требуется ли нормировать расходы в налоговом учёте?
Законодатель прямо не говорит о том, что 100 % расходов может быть признано таковыми, основываясь лишь на их фактическом потреблении.
В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем. Регион России Регион России Город Город Зимний период: {{form.town.monthes}} Наличие более 1 остановки на 1 км пробега Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.Специальные автомобили Работа специальных автомобилей Работа специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках. Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Пример расчета путевого листа Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Оглавление:
ГСМ и путевой лист Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая).
ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта. Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом Налоговый кодекс РФ не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.
Инфо Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:
Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта. В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.
Первый показатель, Hs, для указанной машины составляет 6,8 таблица по п.
Второй показатель, D, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно исходя из критериев, характеризующих фактические условия эксплуатации ТС п.
Коэффициент может быть повышающим или понижающим. Расчет пробега, отраженного в путевом листе.
Применение формулы расчета расходования ГСМ в соответствии с п. Как списывать ГСМ по фактическим показателям правильно? В компании применяется метод списания материалов по средней себестоимости ССТ.
ССТ бензина составила 40 руб. Стоимость ГСМ к списанию равна руб.
На основании данного акта бухгалтер зафиксировал в бухрегистрах запись: Дт 26 Кт Сведения о водителе транспортного средства. Сведения о владельце транспортного средства Все листы, поскольку они являются официальной документацией, учитываются в специальном журнале, имеющем стандартную форму. Данный документ необходим, чтобы уменьшить объем налогов в связи с определенными затратами на горюче-смазочные материалы топливо , которые расходуются на служебные цели.
Правила расчета Чтобы совершить расчеты, необходимо обратиться к данным, указанным в путевом листе.
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Мы, эксперты в юридических и налоговых вопросах, делимся профессиональным опытом, помогаем сэкономить и быть в курсе нововведений!
Рассмотрим особенности такого списания подробнее.
Наиболее распространенный документ — акт о списании ГСМ. ПЛ не являются основанием для списания ГСМ в расходы. Путевые листы обязательно используются всеми транспортными предприятиями, перевозящими пассажиров или грузы, вне зависимости от факта применения автоматических средств учета километража п.
Компании, не относящиеся к таковым, вправе использовать иные документы постановление ФАС Московского округа от Правила учета ГСМ обновлены Бухучет приобретенных ГСМ зависит от способа их приобретения. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым.
Исходя из показаний спидометра надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Некоторые компании делают ее ежедневно.
ГСМ могут использоваться как специализированными транспортными предприятиями, так и обычными компаниями, у которых имеются автотранспортные средства, используемые для различных нужд.
Специализированные транспортные предприятия, которые имеют автотранспорт и он используется в основном виде деятельности. А предприятия, которые используют автотранспорт не по основному виду деятельности могут разработать самостоятельно форму путевого листа, только ее необходимо закрепить в в учетной политике предприятия.
Каждый путевой лист должен быть зарегистрирован в специальном регистрационном журнале.
С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь. На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от В этом постановлении
Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего. Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего.
При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров. Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.
Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете. Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно.
Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др.
аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.
Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте. Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости.
Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты.
Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении. Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3).
По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3. Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.
1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ?
Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд.
> > > – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации.
Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.Содержание:Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.В путевом листе отражаются следующие показатели:
Рабочая поездка
Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги.
К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц.
Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с нормативного расхода топлива.
Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листаСуществует стандартная нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.
Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа.
В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный для городов-миллионников равен 10% или 0,01.В путевом листе указаны следующие параметры:
Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:
Фактический расход топлива:
Разница между двумя величинами составляет:
Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход.
Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.Для каждого типа ТС имеется утвержденная путевого листа.
Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.
Читайте также:
Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов. Расчёт списания ГСМ производиться на каждую марку автомобильного транспорта отдельно, при этом обязательно учитывается общий километраж пройденного пути. Так, производить расчет для легкового автомобиля можно по формуле: QH = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 * D), где
В качестве примера можно взять достаточно распространённый на производствах автомобиль марки ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4026.10.
У него базовая норма потребления топлива равна 13 литров на 100 километров. Автомобиль использовался для сбыта готовой продукции в зимний период. Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров.
В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию Рассчитываем норму расхода топлива: HPг = (0,01 * 13 * 128 * (1 + 0,01 * 20%)) = 16,67 литра НРо = (0,01 * 13 * 104 * (1 + 0,01 * 10)) = 13,53 литра. Согласно данным путевого листа было израсходовано 30,2 литра в течение рабочего дня.
Если брать такой показатель за средний, то за месяц расход ГСМ в производственных целях составит: НРм = НРд * Т, где НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце. Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра.
В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д., то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления. Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.
Существуют случаи, когда списание ГСМ производиться без использования путевого лица.
Это:
В первом случае на предприятии должна быть установлена система контроля расхода горюче-смазочных материалов. В этом случае на единицу транспорта в месяц выделяют зарезервированные денежные средства на их приобретение. Также для этого используются топливные карты АЗС, при этом деньги по ним не должны превышать установленную норму.
Данная система хороша в случае использования автотранспорта по одному и тому же ежедневному маршруту. Во втором случае требуется заключить договор на использование личного автомобиля между организацией и её сотрудником на основании .
Здесь ограничения на выплаты устанавливаются в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля. Само же списание ГСМ производится на основании установленными предприятием нормам.
Согласно указаниям руководства предприятия на автомобиле была произведена работа по сбыту готового продукции. При этом он проехал 232 км, их коих по городу – 128 км, по области – 104 км.
Его эксплуатация осуществлялась в зимний период времени. Принятые надбавки: за зимний период 10% за эксплуатацию в городе, где плотность заселения составляет 1,5 млн человек 10% – ; Нахождение нормы расхода топлива:
Всего по путевому листу израсходовано 30,2 литра за рабочий день. Если принят результат вычислений как среднее потребление топлива, то за месяц работы автомобиль израсходует для выполнения производственных заданий:
Где: НРд нормативный расход топлива за один рабочий день Т количество рабочих дней в месяце, Т = 21 Итого получаем: Материальному бухгалтеру следует списать приблизительно 634,27 литра топлива за один месяц, так как за месяц было принято усредненное значение расхода топлива.
Списание смазочного материала, тормозной жидкости, тосола вычисляются сообразно утвержденным нормам потребления.
Норма расхода топлива может быть увеличена на 20%:
При этом расход смазочного материала при производстве капитального ремонта оборудованных на автомобиле агрегатов, устанавливается от одной заправочной емкости системы смазки. При этом расход тормозных, охлаждающих, иных видов рабочих жидкостей находится в зависимости от объема заправленного топлива и дозаправки сообразно рекомендациям завода-изготовителя. Помимо списания по путевым листам существует ряд способов, наиболее распространенными из которых являются:
При первом случае устанавливается предприятие система контроля ГСМ, то есть лимит на потребление топлива.
Под понятием «учет лимита» подразумевается выделение конкретных средств на покупку ГСМ на один месяц работы автотранспорта.
Также применяются топливные карты, по которым АЗС отпускает ГСМ, оформляемые на каждый автотранспорт. Обобщенная сумма денежных средств не должна превысить установленную по лимиту норму.
Данная система оправдала себя при одинаковом маршруте автотранспорта, повторяющегося каждый день. Если образовывается перерасход ГСМ, то материальный бухгалтер составляет официальные бумаги, по которым находится сумма превышения. Она списывается в установленном порядке.
Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта.
В основе сделки лежат указания ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику. Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации. Списывается ГСМ, сообразно установленным на предприятии нормативам.
Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ.
Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78. Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива.
Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ. Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы.
Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей. Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов. При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах.
Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу?
Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.
Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию. Получившиеся данные являются основанием для отражения затраченных ГСМ в бухучете. Для целей налогового учета можно использовать как тот, так и другой способ.
В НК РФ напрямую не прописано, что расходы ГСМ принимаются к налоговому учету только по фактически произведенным затратам. Бухучет ГСМ, как и других МПЗ, производится по фактической стоимости (ПБУ 5/01). Бухучет ГСМ осуществляется при помощи синтетического счета 10 с применением субсчета 3 «Топливо».
Поступление ГСМ отражают по дебету данного счета.
Списание ГСМ по путевым листам осуществляют по кредиту счета. Способы определения стоимости ГСМ при их списании в бухучете вы можете увидеть на нашем рисунке.
ВАЖНО! Метод списания по себестоимости каждой единицы в отношении ГСМ не применяется.
Самый распространенный и простой способ списания, применяемый бухгалтерами, — по средней стоимости.
Средняя стоимость рассчитывается следующим образом: СС = (Сост + Спост) / (Кост + Кпост), где: СС — средняя стоимость; Сост — остатки ГСМ на складе в стоимостном выражении; Спост — поступление ГСМ в стоимостной оценке; Кост — остатки ГСМ на складе в натуральном выражении; Кпост — количество поступивших ГСМ в натуральном выражении. Используемую на предприятии методику необходимо прописать в учетной политике. Рассмотрим практический пример расчета путевых листов по списанию ГСМ.
Пример В августе 2023 года ООО «Зарница плюс» приобретено 200 л бензина на общую сумму 8000 руб. с учетом НДС. При этом по состоянию на 01.08.2023 в остатках числилось 80 л бензина по цене 38 руб.
за литр. Бензином был заправлен автомобиль ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива».