Оглавление:
Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом: если произведение автора-иностранца было обнародовано на территории данного государства (и ранее не обнародовалось за границей), то за таким автором обычно признаются все те права, которые вытекают из местного законодательства.
Как правило, условия предоставления национального режима авторам-иностранцам содержатся и в национальном законе, и в международных соглашениях. Международные соглашения в основном предусматривают взаимное (на условиях материальной взаимности) предоставление национального режима.
Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ при наличии международного соглашения и на условиях взаимности. Специфика и условия охраны авторских прав с иностранным элементом заключаются в том, что они определяются законом того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основой для возникновения авторского права. Признание авторских прав основано на принципе национальности произведения, но учитывается и национальность автора.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые опубликованных на территории РФ, авторские права признаются за авторами-иностранцами. Авторские права российских граждан на произведения, созданные за границей, признаются за этими гражданами. Авторские права иностранцев на произведения, созданные за границей, признаются в РФ только при наличии международного соглашения.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые изданных за границей, в России действуют два различных режима. 1. Охраняемые произведения – это произведения, опубликованные после вступления для РФ в силу Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 г. (после 27 мая 1973 г.), и произведения, подпадающие под действие Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., впервые опубликованные после 13 марта 1995 г.
(вступление этой Конвенции в силу для РФ), а также произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Швецией и др.). Режим таких произведений определяется как нормами российского права, так и положениями международных соглашений.
За исключением случаев, когда в международных договорах есть унифицированные материально-правовые нормы, к таким произведениям в силу принципа национального режима применяется российское законодательство об авторском праве. 2. Неохраняемые произведения — это произведения, не подпадающие под действие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров РФ.
Авторы таких произведений не вправе претендовать на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в России. Иностранные авторы вправе заключать на территории РФ договоры на издание их произведений — о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.
СодержаниеНа практике очень часто возникают такие правовые вопросы, которые осложнены иностранным элементом.
Относится это и к сфере интеллектуальной собственности.
Специально для их разрешения и функционирует такая отрасль права, как международное частное право (МЧП).
Сегодня мы рассмотрим, как такие вопросы решаются, какие конвенции применяются при их разрешении.Для того, чтобы ввести читателя в курс дела, разъясним основные положения МЧП и остановимся на конкретных примерах.МЧП является отраслью права, разрешающей частно-правовые вопросы, осложненные так называемым иностранным элементом.К частно-правовым относятся, прежде всего, гражданские, трудовые, семейные. Интеллектуальное право, являясь подотраслью гражданского, следовательно, попадает в сферу МЧП.Иностранный элемент представляет собой особенность в субъекте (например, заключается договор с иностранным гражданином), объекте (например, имущество находится в другой стране) и юридическом факте (к примеру, смерть гражданина в другом государстве). Для целей разрешения этих моментов и служат нормы МЧП.
Если говорит применительно к интеллектуальному праву, то такие нормы содержатся преимущественно в международных конвенциях.Напомним, что объектами авторского права являются произведения, которые охраняются в силу факта создания, признаются уникальными автоматически, не требуют никаких формальностей (например, регистрации).В четвертой части ГК РФ нормы МЧП отсутствуют.
Поэтому следует иметь в виду ряд важных международных договоров.
Это и вопросы исключительного права авторов, перечень объектов, особенности обнародования произведений и т.д. Государства, подписавшие конвенцию, обязаны реализовать данные положения у себя в законодательстве, что и было сделано Россией.Нас же с точки зрения МЧП интересует вопрос правового положения иностранных авторов.
В соответствии с конвенциями иностранным авторам предоставлен национальный режим: это означает, что государства должны предоставлять им такую же охрану, как и своим собственным авторам. То есть, к примеру, гражданин США, написавший книгу в России, приобретает и осуществляет авторские права в соответствии с нормами главой 70 Четвертой части ГК РФ. А в США (поскольку эта страна также является членом конвенций) российскому автору будет предоставлена охрана по американским законам.Смежные права – это интеллектуальные права, которые вторичны, производны от авторских.
Некоторые ученые-юристы говорят, что их объекты недостаточно уникальны, чтобы охраняться авторским правом.
Сюда относятся исполнения, фонограммы, трансляции.Обратим внимание сперва на такой международный документ, как Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года.
Данная конвенция является наиболее важной по части смежных прав, Российская Федерация присоединилась к ней только в 2003 году.Помимо общих моментов, которые также касаются объектов (кстати, по ГК РФ их больше, чем в конвенции), исключительного права, закреплен важный для МЧП национальный режим.
Субъектам смежных прав будет предоставляться тот же режим, который предоставляет государство, в котором они находятся, своим собственным гражданам.Нельзя также не сказать и о том, что между РФ и странами СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 года.
В нем урегулированы такие практические вопросы, как налоговый режим авторского вознаграждения (во избежание двойного налогообложения), создание специализированных организаций по охране и защите смежных прав и т.д.Рассмотрим вопросы регулирования патентных прав в международном частном праве, а также товарных знаков, именно эти институты являются важнейшими для промышленной собственности. Самым важным документом в этой сфере является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года.Как мы помним, указанные объекты, в отличие от произведений, нуждаются в регистрации.
Как правило, приоритет заявки на регистрацию возникает с момента подачи заявки в Роспатент. Но здесь следует остановиться на таком понятии, как конвенционный приоритет, которое и было введено Парижской конвенцией.
Его суть в следующем: заявитель, изъявивший желание зарегистрировать объект интеллектуальной собственности в разных странах, может подать заявку в одной из них, и за ним после этого сохранится приоритет в других странах. Это очень удобно, так как за время приоритета заявитель может подать заявки во все интересующие его государства.Говоря о регулировании товарных знаков в МЧП целесообразно упомянуть Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года. Если гражданин – член государства-участника этого соглашения зарегистрирует товарный знак через свой национальный орган, а потом направит заявку в Международное бюро регистрации товарных знаков, то после регистрации в этом ведомстве товарный знак будет охраняться во всех странах-участницах международного договора.
Подход представляется интересным и крайне удобным для желающих зарегистрировать торговую марку сразу во многих государствах.Кроме того, авторам результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленной собственности также предоставляется национальный режим.FacebookTwitterВконтактеGoogle+
Интеллектуальная собственность в международном частном праве
Объединение в международном частном праве объектов авторского и патентного права в общую группу «интеллектуальная собственность» связано с заключением 14 июля 1967 года Стокгольмской Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Членами этой организации в настоящее время является более 130 государств, в том числе и Украина. Интеллектуальная собственность (ст.2 Конвенции) включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; • изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; • промышленным образцам; • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; • защите от недобросовестной конкуренции, • а также все иные права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Именно в этих аспектах мы и будем рассматривать правовой режим интеллектуальной собственности в данном курсе.
2. Международные соглашения в области авторского права. Исторически первые соглашения о взаимной охране авторских прав носили двусторонний характер и заключались между одноязычными странами.
Однако в связи с существенными различиями в авторском праве разных государств и необходимостью преодоления возникающих из-за этого многочисленных коллизий система двусторонних договоров не являлась в достаточной степени эффективной.
Участниками Конвенции является около 100 (93 к 1994 г.) государств. В соответствии с Конвенцией создан Бернский Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.
Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности. СССР в Конвенции не участвовал. При определении субъектов охраны Бернская Конвенция использует территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения (стране первого опубликования) (ст.З).
Авторы из числа стран Бернского Союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения, внутренним режимом защиты своих прав, не считая прав, особо предоставленных Конвенцией.
Такая же охрана предоставляется авторам-гражданам государств, не являющихся членами Союза, если их произведения
законом от 30 марта[130], окончательно признан был совершившийся в правовоззрении переход от привилегии – милости к патенту – праву.[131] Самостоятельными объектами собственности порождения человеческого разума стали признаваться с конца XVIII века, а сам термин «интеллектуальная собственность» вошел в правовую терминологию с середины XIX века.
Как отмечают многие авторы, в частности уже упомянутые нами Лионел Бентли и Брэд Шерман, “При распространении на данные объекты режима собственности сразу же возник вопрос об определении границ, очерчивающих сферу нематериальной собственности.
Другими словами, говоря о необходимости юридического признания права собственности на результаты творческой деятельности (нематериальные объекты), следует описать и способ отождествления данного объекта и его мыслимые пределы”[132].
Критерии, применяемые в отношении материальных объектов, в этом случае вряд ли применимы.
Действительно, с какого момента возникают права у автора художественного произведения: когда он поставил последнюю точку на последнем листе или дня заключения договора с издательство о публикации произведения?
А, может быть, в день продажи первого экземпляра? В отношении изобретений: с момента появления идеи или в день реализации этой идеи?
“Таким образом, — отмечают английские авторы, — в рамках каждой из областей права интеллектуальной собственности юристы вынуждены были искать критерии, с помощью которых можно было бы задать параметры соответствующего нематериального объекта”[133]. Результаты этих поисков нашли закрепление в текстах соответствующих правовых актов, о чем речь пойдет ниже.
Права на интеллектуальную собственность в отличие от прав на материальные объекты имеют ряд особенностей, объясняемых их правовой природой.
Принято выделять три основные особенности: 1.
Все они имеют национальный или территориальный характер, т.е. защищаются только на территории соответствующего государства, что связано с территориальным характером юрисдикции; 2. Большинство из интеллектуальных прав носит срочный характер.
В этом, как полагают некоторые авторы, проявляется с одной стороны заинтересованность государства сделать итоги творческой деятельности достоянием всего общества, а с другой стороны вполне объективно обоснованное желание государства не признавать эти права за теми лицами, которые не имеют никакого отношения к этим результатам творчества. 3. В качестве особенности этих прав называется их исключительный характер. Иными словами только правообладатель вправе распоряжаться плодами своего интеллекта.
Существуют, разумеется, исключения, продиктованные, в первую очередь, интересами общества. 7 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.: Для начала определим, что такое несчастье.
Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.
Стр 7 из 12 Право интеллектуальной собственности представляет собой условное, собирательное понятие, объединяющее авторское право и право промышленной собственности. Объекты права интеллектуальной собственности – это комплекс объектов авторского права и права промышленной собственности.
Таким образом, право интеллектуальной собственности как самостоятельная отрасль международного частного права объединяет в себе две подотрасли – авторское право и право промышленной собственности. Конкретное регулирование правоотношений, связанных с интеллектуальной деятельностью, осуществляется в национальном праве не в соответствии с законодательством о собственности, а по нормам авторского и изобретательского права. Объекты права интеллектуальной собственности – это все права, относящиеся к изобретениям, открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям; защита против недобросовестной конкуренции; права на литературные, художественные и научные произведения; другие права, связанные с интеллектуальной деятельностью в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Правовой статус интеллектуальной собственности в целом определен и в Соглашении об относящихся к торговле аспектах права интеллектуальной собственности 1993 г.
(Соглашение ТРИПС принято на Уругвайском раунде ГАТТ/ВТО). Объекты охраны – авторские и смежные права, патентное и изобретательское право, ноу-хау. Особенности прав на интеллектуальную собственность в международном частном праве – это исключительный характер неимущественных прав, специфические условия наследования части прав, ограничение сроков обладания правами, возможность передачи имущественных прав по договору.
В российском праве правовой статус и понятие интеллектуальной собственности закреплены в ст. 71 Конституции и ст. 138 Гражданского кодекса.
Существуют две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма как результат творческой деятельности (охраняется авторским правом) и существо творческой деятельности (охраняется изобретательским правом).
Соответственно действуют две системы охраны: фактологическая (авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, «произведение обособляет самое себя») и регистрационная (право промышленной собственности, которое должно сопровождаться специальными действиями по обособлению результата, его регистрации). В настоящее время установилась третья система охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящаяся к секретам производства (ноу-хау).
Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
(Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.).
Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием. Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.).
Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д.
Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам. Конвенция расширила перечень охраняемых произведений.
Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась. Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти.
Охрана произведений фотографии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет. Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.). Международно-правовой охране подлежат и смежные права.
Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет.
По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет. 7 : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. : для животных. Схемы и конструкции.
Соответственно действуют две системы охраны: фактологическая (авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, «произведение обособляет самое себя») и регистрационная (право промышленной собственности, которое должно сопровождаться специальными действиями по обособлению результата, его регистрации).
В настоящее время установилась третья система охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящаяся к секретам производства (ноу-хау).
Охрана распространяется на содержание объекта, но осуществляется без регистрации.
В рамках фактологической системы охраны существует промежуточная, «факторегистрационная» подсистема (охрана компьютерных программ).Иностранный элемент в праве интеллектуальной собственности может проявляться только в одном варианте – субъектом этого права выступает иностранное лицо. Такое положение вещей связано с тем, что право интеллектуальной собственности имеет строго территориальный характер. Оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства (в изобретательском праве территориальный характер проявляется более рельефно, чем в авторском).
Единственным способом преодоления территориального характера этого права является заключение международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах. Специфика правового регулирования права интеллектуальной собственности как отрасли международного частного права заключается в наиболее значимой роли МПП, чем во всех других отраслях международного частного права. Необходимо отметить особую роль и значение ВОИС и других международных организаций, в функции которых входит регулирование международной охраны права интеллектуальной собственности.
9.2. Специфика авторского права в международном частном праве Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.
Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций.
Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером. Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.Если, например, литературное произведение, изданное в одном государстве, переиздается в другом без согласия автора, считается, что автор не вправе заявлять претензии по поводу нарушения своего субъективного права.
Общие положения
права на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с материальным производством, торговлей товарами, услугами. Правовая регламентация отношений в каждом из блоков интеллектуальной собственности имеет свои особенности.
Имеет свои особенности правовая регламентация этих отношений и в трансграничном пространстве, содержание которой будет раскрыто в следующих разделах данной главы. Вместе с тем необходимо отметить некоторые общие особенности правового регулирования всей совокупности интеллектуальной собственности в международном частном праве.С точки зрения международного частного права важно подчеркнуть одну общую особенность прав на интеллектуальную собственность — их территориальный характер.
Это означает, что права на произведение, на его исполнение, на изобретение, товарный знак и иной аналогичный объект признаются только в пределах территории того государства, в соответствии с законодательством которого они возникли. Получение прав автором на такие объекты в одном государстве не влечет их признания в другом.Этим права интеллектуальной собственности отличаются от вещных прав, которые сохраняются вне зависимости от пересечения объектом прав государственных границ. Например, вывозя какую-либо вещь за границу, лицо не теряет права собственности на нее.
Однако созданное им произведение на территории одного государства может быть без его согласия и без выплаты какого-либо вознаграждения издано или иным образом использовано за рубежом, причем совершенно законно.Преодолеть территориальный характер прав на интеллектуальную собственность можно с помощью международных договоров.
[Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2] Поэтому основным правовым инструментом обеспечения трансграничной охраны прав на интеллектуальную собственность является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране интеллектуальной собственности.
[Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы JUS COGENS.
Тбилиси, 1982] Отсюда второй особенностью правовой регламентации трансграничной интеллектуальной собственности является значительная роль международных договоров — универсальных, региональных, двусторонних. Основу современной международно-правовой охраны прав на интеллектуальную собственность составляют универсальные договоры, заключенные еще в ХIХ в.
В XX в. число таких договоров значительно возросло.Из территориального характера интеллектуальной собственности вытекает еще одна ее особенность в международном частном праве. Если права на объекты интеллектуальной собственности, возникшие за рубежом, не признаются, то не возникает и коллизия права, а следовательно, не возникает потребность в коллизионных нормах, которые устанавливали бы, по законам какого государства права на интеллектуальную собственность следует рассматривать. В национальном коллизионном праве, как правило, до сих пор отсутствуют коллизионные нормы в рассматриваемой сфере частноправовых отношений.
Другое дело, если между государствами заключается договор о взаимном признании и охране таких прав.
По мнению других, этот термин является в сущности неточным и ненаучным, в связи с чем и не должен применяться в правовых нормах, имеющих практическую направленность.
М.М. Богуславский объясняет, что понятие «интеллектуальная собственность» имеет собирательное и в то же время условное значение. Право на интеллектуальную собственность — это не одна из категорий права собственности. Право на результаты творческой деятельности отличается от права на вещи, на материальный предмет, в котором воплощен этот результат.
Например, право собственности на картину или книгу принадлежит собственнику этой картины или экземпляра книги, а право интеллектуальной собственности принадлежит создателю картины (художнику) или автору книги (писателю).[3] В общеупотребительном понимании «интеллектуальная собственность» — это право на результаты умственной деятельности человека в научной, художественной, производственной и другой сфере, которое является объектом гражданско-правовых отношений в части права каждого владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, будучи благом невещественным, сохраняются за его творцами и могут использоваться другими лицами лишь по согласованию с ними, кроме случаев, отмеченных в законе.[4] При этом процесс интеллектуальной деятельности как таковой (за исключением организационных и иных предпосылок творческого труда) право не регулирует.
Лишь после завершения процесса творчества созданием новых результатов в сфере науки, техники, литературы и искусства, вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание соответствующего объекта, устанавливающие его правовой режим, а также охрану прав и законных интересов его творца. Сами же объекты интеллектуальной собственности не являются объектами имущественных прав.
Любое изобретение (полезная модель, промышленный образец и тому подобное) — это решение задачи, раскрытие сути нового объекта техники, которое становится товаром лишь тогда, когда оно имеет потребительскую стоимость. Права на интеллектуальную собственность подразделяются на два блока: во-первых, авторские права, которые охватывают права на литературные, художественные, научные произведения и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, называемые смежными правами, и, во-вторых, права на промышленную собственность, которые охватывают права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т.
п., т. е. права на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с материальным производством, торговлей товарами, услугами. Правовая регламентация отношений в каждом из блоков интеллектуальной собственности имеет свои особенности.
С точки зрения международного частного права важно подчеркнуть одну общую особенность прав на интеллектуальную собственность – их территориальный характер.
Это означает, что права на произведение, на его исполнение, на изобретение, товарный знак и иной аналогичный объект признаются только в пределах территории того государства, в соответствии с законодательством которого они возникли.
В настоящее время установилась третья система охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящаяся к секретам производства (ноу-хау).
Охрана распространяется на содержание объекта, но осуществляется без регистрации. В рамках фактологической системы охраны существует промежуточная, «факторегистрационная» подсистема (охрана компьютерных программ). Иностранный элемент в праве интеллектуальной собственности может проявляться только в одном варианте – субъектом этого права выступает иностранное лицо.
Такое положение вещей связано с тем, что право интеллектуальной собственности имеет строго территориальный характер. Оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства (в изобретательском праве территориальный характер проявляется более рельефно, чем в авторском).
Единственным способом преодоления территориального характера этого права является заключение международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах. Специфика правового регулирования права интеллектуальной собственности как отрасли международного частного права заключается в наиболее значимой роли МПП, чем во всех других отраслях международного частного права. Необходимо отметить особую роль и значение ВОИС и других международных организаций, в функции которых входит регулирование международной охраны права интеллектуальной собственности.
9.2. Специфика авторского права в международном частном праве Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.
Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером.
Оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции.
В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав. Если, например, литературное произведение, изданное в одном государстве, переиздается в другом без согласия автора, считается, что автор не вправе заявлять претензии по поводу нарушения своего субъективного права. Переиздание произведения за границей не нарушает субъективных прав автора, поскольку эти права имеют строго территориальные рамки.
Для того чтобы субъективные авторские права, возникшие по закону одного государства, получили признание и защиту на территории других государств, необходимо заключение международного соглашения о взаимном признании и защите авторских прав.
Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женева). Участниками Конвенции являются более 80 государств, в том числе и РФ (с 1973г.) Всемирная Конвенция носит более универсальный характер, чем Бернская, она в меньшей степени затрагивает национальное законодательство.
Для развивающихся стран установлен ряд льгот: сокращенные сроки действия авторского права, выдача государственных принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования, введения права свободного перевода по истечении 10 лет после выхода произведения в свет и т.п. Во Всемирной Конвенции установлен специальный закон охраны авторских прав (copiright) в виде символа «с» (авторское право).
Если на книге или другом произведении такого знака нет, то авторские права не охраняются в странах участницах Конвенции.
в) В международном авторском праве складывается система охраны так называемых «смежных прав авторов».
Правовой основой этой системы служит ряд международных соглашений: · Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и предприятий радиовещания, 1961г. · Конвенция по правовой охране производителей. фонограмм от незаконного копирования, 1971г., Женева.
· Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники, 1974г.
Брюссель. 1. Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обороте также принадлежит международным соглашениям: а) особое место среди них занимает универсальное по своему содержанию соглашение — Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., участники которой образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз), куда входят более 100 государств, в том числе и РФ (с 1965г.).
Положения конвенции облегчают иностранным юридическим и физическим лицам из страны-участницы приобретение, использование, и защиту промышленных прав в других странах-участницах. К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относятся: · предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, т.е.
прав и обязанностей, приравнены в сфере промышленной собственности к правам и обязанностям национальных лиц; · приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязанностей. К общим правилам Конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах.