Оглавление:
В первую очередь, на определения понятий, закреплённых законодательно. Так, в основу нового определения понятия «инвалид», данного Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» положены ограничения жизнедеятельности, обусловленные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Таким образом, основной задачей современной МСЭ является определение наличия и степени ограничений жизнедеятельности и полноты его патологической обусловленности у человека. В экспертизе известно, что реально имеющиеся ОЖД могут быть не связаны напрямую с нарушением функций организма или вообще не содержать в себе патологической обусловленности.
К примеру, ОЖД развиваются вследствие социальных или психологических факторов у длительно безработных, у лиц БОМЖ и т.п., и в этом случае не могут быть основанием для определения мер социальной защиты в системе МСЭ.
Вот для чего необходимо экспертное подтверждение наличия, динамических особенностей (включая стойкость) и степени выраженности факторов патологического процесса, т.е.
синдрома нарушенных функций. Представление об этом медико-биологическом аспекте и прогнозе даёт нам клинико-функциональный диагноз.
Следующее основополагающее определение в медико-социальной экспертизе – понятие ограничения жизнедеятельности.
В концепции последствий болезни категории жизнедеятельности это сложные интегрированные виды деятельности, обычные для индивида или организма в целом, такие как способности, выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основная ценность определения, данного Федеральным законом, в указании на конкретные виды ОЖД, как наиболее значимые аспекты в поведении человека в различных социально-психологических ситуациях.
Сведение многообразия видов деятельности человека к объективно наблюдаемым фактам его поведения чрезвычайно важно при подборе приёмов экспертной оценки.
При такой экспертной логике совершенно недостаточно применять методы и приёмы, направленные только на объективизацию нарушенных функций. В бюро МСЭ должны подвергаться экспертной оценке все перечисленные в Законе категории жизнедеятельности, а главное те, которые представляются лечебным учреждением и предъявляются свидетельствуемым. Суждения об ОЖД в начале экспертизы рассматриваются как предварительные и проходят верификацию на факт наличия и степени выраженности, а уже затем – на полноту патологической обусловленности.
Для врачей бюро МСЭ, особенно имеющих опыт ВТЭ, более ясны случаи подтвердившейся полной патологической обусловленности ОЖД (за счёт выраженности нарушенных функций). Менее ясны (а чаще вообще не анализируются) случаи, где не удалось найти достаточной патологической обусловленности предъявленных ОЖД.
В этом случае логическая этапность клинико-экспертного анализа выстраивается на приоритете симптоматики и её нозологической обусловленности. ОЖД, не нашедшие подтверждения, зачастую отбрасываются как несуществующие без достаточной проверки. Такой подход, сводящий человека к совокупности его органов, предполагает возможность клинических ошибок, связанных с недообследованием.
В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро.
Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро.
Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Вся система МСЭ входит в состав Министерства труда и социальной защиты РФ. ВЫШЕСТОЯЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ: По вопросам организации деятельности учреждения: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) Адрес: 127994, ГСП-4, г.
Москва, ул. Ивана Сусанина, д.3 Информационно-справочный центр по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной реабилитации инвалидов Многоканальный телефон: 8(499) 550-09-91 Медико-социальная экспертиза Отдел по работе с письменными обращениями граждан и организаций: Телефон: 8(499) 906-04-65 Сайт: E-mail: Руководитель ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России: Главный федеральный эксперт по МСЭ Дымочка Михаил Анатольевич
, проведение освидетельствования возможно:
Обследование МСЭ подразумевает определение группы инвалидности (ее продление) или отказ в ее установлении. Всех а также есть категория «ребенок-инвалид».
Бюро МСЭ инвалидность может устанавливаться на 1 или 2 года, на 5 лет и пожизненно(это определяется соответствующими критериями Правил).Спецификация групп имеет подробный перечень нарушений здоровья обследуемого лица. Эти критерии лежат в основе установления экспертизой группы инвалидности.Например, когда стойкие умеренные нарушения приводят к снижению способности выполнять привычные ранее профессиональные обязанности или же к снижению объема или напряженности работы, а также вызывают неспособность продолжать деятельность по основной профессии, но при этом сохраняется возможность выполнения лицом в стандартных условиях обязанностей более низкой квалификации. Это свидетельствует о наличии 1 степени ограничения основных категорий жизнедеятельности, появляются основания для назначения III группы инвалидности.Если возникают стойко выраженные расстройства функций организма, требующие для выполнения трудовой деятельности специальных приспособлений или создания специфических условий труда, каких-либо специальных тех.
средств или помощи посторонних лиц, они квалифицируются как вторая степень ограничения.
В этом случае назначается, II группа инвалидности.При фиксации стойко выраженных расстройств здоровья, приводящих к невозможности (даже противопоказанности) трудовой деятельности или безусловной неспособности к ней, возникает 3 степень. Это признаки I группы инвалидности.Отдельная категория «ребенок-инвалид» устанавливается, если у лица в возрасте от 1 года до 18 лет есть признаки любой степени ограничения основных жизненных категорий жизнедеятельности.Назначение группы зависит от общего состояния здоровья лица, проходящего экспертизу.
Здесь учитываются очень многие факторы, ограничивающие основные жизненные категории.
Среди них окажутся его способность к самообслуживанию, ориентации, общению, передвижению, умение себя контролировать и обучаемость (что очень важно для детей и молодых людей).При учете всех этих факторов и будет установлена группа.
Сами критерии утверждены специально для каждой группы и имеют единые, очень четкие рекомендации для всех филиалов МСЭ России.Кроме основной цели – максимальная адаптация инвалида в общество, — проведение МСЭ преследует и более конкретные цели. К ним следует отнести:
А также комиссия может проводиться с целью установления:
8.
Утверждён перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления госуслуги по проведению медико-социальной экспертизы (п.
44). 9. Изменилось максимально допустимое время ожидания в очереди при подаче заявления и получения результата предоставления госуслуги — 15 минут (п. 47). 10. Описан порядок регистрации заявлений граждан, в т.ч.
в электронном виде (п. 48-52). Датой поступления заявления о предоставлении госуслуги считается дата регистрации в бюро заявления о предоставлении госуслуги и необходимых документов; дата регистрации в бюро (главном бюро) заявления о предоставлении госуслуги в связи с обжалованием решения бюро (пп.
48, 77). 11. Конкретизированы организации и учреждения, и сведения из них, которые могут быть запрошены в порядке межведомственных запросов (п. 82). 12. Подробно изложена последовательность действий специалистов при предоставлении услуги (запрос необходимых документов, в том числе порядок межведомственных запросов (пп.
79-83), направление приглашения для проведения медико-социальной экспертизы (пп. 84-88)). 13. Приглашение получателю госуслуги направляется не позднее 1 рабочего дня следующего за днём регистрации заявления о предоставлении госуслуги и необходимых документов.
14. Оговорена форма приглашения (с согласия получателя госуслуги) для проведения медико-социальной экспертизы (п. 87): — приглашение может быть передано, в том числе, в форме телефонной связи, включая мобильную связь, коротких текстовых сообщений, талонов, о чём на заявлении специалистом должна быть сделана отметка с указанием даты и назначенного времени. 15. Перечислены документы, которые необходимо отправлять заказной почтой (пп.
88, 119-122, 124-131): — приглашение; — справка, подтверждающая факт установления инвалидности; — справка о результатах установления степени установления утраты профессиональной трудоспособности (СУПТ); — выписка из акта освидетельствования гражданина в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение; — выписка из акта освидетельствования о результатах установления СУПТ; — индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) (ИПР); — программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП); — сведения в военкомат; — заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе; — заключение об установлении причины смерти; — справки в медицинскую организацию и сотруднику ОВД при установлении стойкой утраты трудоспособности (СУТ); — информация об отказе в установлении СУТ в медицинскую организацию и сотруднику органов внутренних дел (ОВД); — справка о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя) при отказе в установлении инвалидности; — копии протоколов и актов. 16. Разграничены действия специалистов при предоставлении госуслуги. 82, 119-130)
В документах экспертизы пишут дату проведения этой беседы.Рекомендуем прочесть статью «».Существует несколько категорий инвалидности: I, II, III группы и категория «ребенок-инвалид».К той или иной категории нетрудоспособности лицо причисляют в зависимости от степени нарушений организма и ограничений в жизнедятельности человека.Инвалидам I, II, III групп устанавливают трудовую пенсию.
Если заявление подали, но не предоставили всех нужных документов, то заявитель должен предоставить их в течение 10 дней (рабочих).Решение принимается большинством экспертов. При проведении оформляют акт и ведут протокол.
Заключение оформляют в бумажном или электронном виде.Об определении причин смерти вы можете прочитать в статье «».Сейчас мы рассмотрим основные шаги, которые нужно предпринять для получения статуса инвалида.Учтите, что если оснований для получения статуса инвалида нет, то вам откажут.Первым вашим действием должна стать запись на прием к лечащему врачу. На приеме вы должны сообщить, что хотите получить инвалидность.Врач зафиксирует все нужное в медкарте и выпишет направление на экспертизу. После этого вам назначат стационарное обследование.
Не скрывайте своих болезней и травм при его прохождении. Нужно общаться с врачами, подробно рассказывать им, отчего у вас появилось то или иное заболевание.Все сведения, полученные при обследовании, внесут в вашу карту.Владимир имел проблемы со здоровьем, достаточные для получения инвалидности.
Но к врачу он не ходил, амбулаторная карта не велась. Когда Владимир захотел получить социальный статус инвалида, ему отказали.После отказа ему пришлось встать на учет, регулярно проходить врачебные осмотры.
Экспертиза проводится бесплатно, в рамках базовой программы ОМС Медико-социальная экспертиза успешно действует в России на протяжении уже более чем двух десятков лет, однако многие граждане по-прежнему задаются вопросом, в чем разница между ВТЕК и МСЕК.
Специально для них разъясняем: ВТЭК – это врачебно-трудовая экспертная комиссия. Такие комиссии действовали в России с 1929 года, и круг их полномочий сводился также к определению инвалидности, присвоению статуса инвалида, назначению мер государственной поддержки и реабилитации. Они имели свою иерархическую структуру и специализированные направления.
С 1995 года, когда был принят , данная организация была ликвидирована, а ее функции переданы медико-социальной экспертизе. По сути, МСЭ является преемником ВТЭК: сравнительная характеристика ВТЭК и МСЭ не найдет значительных отличий в направлениях их работы, функциях или организационной структуре.
от 11.10.2012, такая система включает в себя:
Федеральное бюро – это центральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью нижестоящих главных и местных бюро и их координацию.
Он также может проводить освидетельствование, но лишь в рамках обжалования заключений нижестоящих органов либо в исключительных особо сложных случаях, по направлению комиссий ГБ МСЭ. Кроме того, ФБ МСЭ проводит работу по подготовке специалистов и повышению их квалификации, разработке методических материалов, статистическому наблюдению и прочую работу, характерную для центрального органа.
ГБ МСЭ – это областное бюро медико-социальной экспертизы, осуществляющее свои функции в рамках конкретного субъекта федерации.
Такие бюро наделены полномочиями апелляции в отношении заключений местных бюро: они пересматривают их решения, при необходимости отменяют их и принимают новые. Помимо надзорных и координационных полномочий, главные бюро вправе по собственной инициативе повторно переосвидетельствовать граждан, изменяя или отменяя решения При них создаются специальные экспертные составы ГБ МСЭ, число которых рассчитывается исходя из числа находящихся в подчинении местных бюро. Местные бюро – это филиалы главных бюро в регионах.
Местная медико-социальная экспертная комиссия является участником правоотношений по социальному обеспечению в первую очередь, поскольку она является первичным органом МСЭ, с которого начинается любое освидетельствование.
На какой срок устанавливается группа инвалидности?
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год.
Категория «ребёнок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином 18лет. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях: 1. Не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций и систем организма согласно Перечню (утв.
постановлением Правительства РФ 07.04.2008 г. № 247); 2. Не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний); 3.
При первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в 1 и 2 пунктах, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведённых гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, подтверждённых данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
3.В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Заявление подаётся в бюро в виде бумажного или электронного документа. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия); Копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров (либо оригинал трудовой книжки и её копию для безработных); Сведения о характере и условиях труда (для работающих); Характеристику образовательной деятельности учащегося или студента, направляемого на МСЭ (для учащихся); Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров с копиями, результаты обследования и т.д.; оригиналы и копии);
№ 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а так же о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г.
№ 390-н
«Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи»
утвержден перечень определенных видов медицинских вмешательств, при проведении которых необходимо добровольное согласие гражданина. В частности, в вышеуказанный перечень входят следующие виды медицинских вмешательств: 1. Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.
2. Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование. 3. Антропометрические исследования. 4. Термометрия. 5. Тонометрия.
6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций. 7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций. 8. Иследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).
9. Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические. 10. Функциональные методы образования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограмм, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, реоэнцефалография, кардиотокография (для беременных).
11. Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, доплерографические исследования. 12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно. 13. Медицинский массаж. 14. Лечебная физкультура.
Таким образом, мы видим, что для проведения всех вышеперечисленных мероприятий в отношении гражданина, необходимо его информированное добровольное согласие, и он вправе отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов.
Но самое главное заключается не в согласии или отказа гражданина, а в том, что на проведение всех вышеуказанных мероприятий необходимо наличие лицензии, причем именно на эти виды медицинских вмешательств.
А, как известно, служба медико-социальной экспертизы лицензии на различные виды медицинского вмешательства не имеет, а, следовательно, проводить их в отношении освидетельствуемых лиц, не имеет права.
В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.
Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения.
Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов. МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.
Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному.
Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан».
Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все.
дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке, По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и офаничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.6
Степени ограничений к обучению на МСЭ определяются и с учетом заключения ПМПК.
Основной целью реабилитации (абилитации) детей инвалидов является полное или частичное восстановление способности к бытовой, учебной, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях их социальной адаптации , достижения самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида включает разделы медицинской, психолого- педагогической, социальной реабилитации и обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации.
Получение достойного и адекватного образования ребенком инвалидом является важным в психолого-педагогической реабилитации.
При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов. Мероприятия психолого-педагогической реабилитации в ИПР ребенка инвалида: – получение дошкольного воспитания и обучения; – получение общего образования; – получение профессионального образования; – рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда; – проведение психолого-педагогической коррекции.
и (пункты 10г и 21) регламентируют межведомственное взаимодействие между учреждениями МСЭ и ПМПК. Заключены договоры о совместной деятельности педиатрического бюро МСЭ с психолого-медико- педагогическими комиссиями ГБОУ РК для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра диагностики и консультирования» и Центра психолого- медико-социального сопровождения г. Петрозаводска. Специалисты ПМПК более компетентны в определении рекомендаций по обучению детей инвалидов.
Были проведены рабочие встречи по организации совместной работы со специалистами данных ПМПК, Министерства образования и Отдела дошкольного образования мэрии г. Петрозаводска. В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами разработан следующий алгоритм межведомственной работы педиатрического бюро МСЭ и ПМПК: ребенок инвалид , прошедший обследование в лечебно-профилактических учреждениях и нуждающийся в создании условий для получения образования, обследуется на ПМПК, специалисты которой выдают родителям заключение с рекомендациями по
«определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования»
(п. 21 ). Если ребенок нуждается в сопровождающем — помощнике (ассистенте) воспитателя, учителя, ПМПК определяет эту потребность и прописывает в своем заключении.
Таким образом, специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации ребенка.
24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Согласно п. 6, наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих «Правил» условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. При соблюдении вышеуказанных условий проводится освидетельствование для установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1.
приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (п.2 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н). В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 утверждено Разъяснение №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями
№ 34792» опубликовано в Российской газете № 284 12 декабря 2014г., вступил в силу 23 декабря 2014г,) утверждены «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — Классификации и критерии). Основными направлениями совершенствования классификаций и критериев используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы явились: 1) приведение классификаций функций организма в соответствии с положениями МКФ; 2) определение по степеням выраженности нарушенных функций организма Количественной оценки клинико-функциональной характеристики проявлений заболеваний, последствий травм или дефектов с учетом основных инвалидизирующих патологий в соответствии с МКБ 10; 3) построение клинико-функциональной характеристики дефектов, приводящих к нарушению функций организма в соответствие с классификацией нарушений структур организма, приведенной в МКФ и основных инвалидизирующих патологий в соответствий с МКБ 10; 4) достижение большей объективизации, единообразия и прозрачности, выносимых учреждениями медико-социальной экспертизы решений и исключения (сведения к минимуму) антикоррупционной составляющей на методологической основе последних достижений доказательной медицины.
В пункте 4 раздела II вышеуказанных Классификации и критериев приводится классификация нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами с использованием дескрипционной (по 4 степеням выраженности: незначительное, умеренное, выраженное и значительно выраженное) и количественной (применительно к клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 % до 100 %, с шагом в 10 %, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям) систем оценки степени выраженности указанных нарушений.