Оглавление:
Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах.
Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс.
преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.
Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза. Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего СССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие преступления на территории бывших советских республик, пользуясь «прозрачностью» границ, скрываются от правосудия на территории другого государства – члена Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами действуют исходя уже из принципов международного права, соблюдают установленные нормы и правила на территории другого государства.
В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991).
В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана. Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР.
Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г.
Многолетний опыт развития международных контактов в борьбе с преступностью способствовал формированию довольно сложного и разностороннего институционного механизма сотрудничества при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер. Этот механизм сотрудничества включает в себя несколько групп организаций.
Наиболее значимая из них — Организация Объединенных Наций и международные неправительственные организации по предупреждению преступности. Из содержания статьи 1 Устава ООН вытекает, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе Х Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН.
В свою очередь ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства. Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений. В поле ее зрения, в частности, были вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, с экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и другие.
Один раз в пять лет созываются международные конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Наиболее значимые с точки зрения криминологии мероприятия, проводимые ООН, — международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Первый такой конгресс состоялся в Женеве в 1955 г., последующие конгрессы ООН проводились через каждые пять лет и во многом способствовали международному обмену опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности органов уголовной юстиции, законодательных органов, пенитенциарных учреждений. По мере накопления опыта решения крупных криминологических проблем в рамках конгрессов их тематика становилась все более интернациональной.
На повестку дня стали выдвигаться такие проблемы, как прогнозирование преступности, связь изменений преступности с экономическими и политическими процессами в мире, разрабатывались вопросы планирования борьбы с преступностью, определялись глобальные проблемы профилактики.
Так, на VI конгрессе ООН “Предупреждение преступности и качество жизни” (Каракас, Венесуэла, 1980г.) практически по-новому была поставлена проблема борьбы с преступностью. Впервые в научный оборот было введено понятие “стратегия в области предупреждения преступности”.
Оно было
и изначально основывалась на передовой для своего времени антропологической теории (Галль, Ломброзо), исходящей из идеи наличия у преступников врожденных преступных качеств.
В основание криминологии также легли социально-экономические и социально-правовые теории (Ферри, Гарофало, Марро), объясняющие преступность негативными социальными явлениями – нищетой, безработицей, необразованностью, которые порождают аморальность и безнравственность; онтологические теории (теория «чистого разума» И.
Канта), статистические исследования (Хвостов, Герри, Дюкпетьо).В ХХ в. в криминологию из других наук (психологии, психиатрии, генетики, антропологии) поступали новые взгляды и самостоятельные теории, которые тем или иным способом пытались объяснить, какие особенности развития общества и самого человека способствуют появлению преступности:– генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) объясняли склонность к преступлению врожденными факторами;– психиатрические концепции (основанные на теории З.
Фрейда) видели в преступлении результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом;– клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Гарофало) вводила понятие состояния повышенной склонности к преступлению, из которого преступника следовало выводить медикаментозно и на это время изолировать от общества (Граматик, ди Тулио, Пинатель);– социологические концепции (теория множественных факторов Кетле и Хили) объясняли преступность совокупностью множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов;– теория стигмы (интеракционистский подход – Сатерленд, Таннебаум, Беккер, Эриксон) находила причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение;– теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) связывала преступное поведение с контактами человека с криминальным окружением (дурная среда);– концепция о криминогенности научно-технического прогресса находила причины преступности в постиндустриальном обществе;– марксистские теории выводили преступность из противоречий эксплуататорского общества.
5. Предмет криминологии Предметом криминологии является круг вопросов, связанный с существованием такого явления, как преступность, включает в себя теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, рассматривающие преступность в целостности и неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследующие закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывая статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.Предмет криминологии включает в себя четыре базовых элемента: 1) преступность, то есть социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; данное явление измеряется
В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер.
Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах.
Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс.
преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан. Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза.
Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего СССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие преступления на территории бывших советских республик, пользуясь «прозрачностью» границ, скрываются от правосудия на территории другого государства – члена Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами действуют исходя уже из принципов международного права, соблюдают установленные нормы и правила на территории другого государства. В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик.
Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991).
В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана. Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР.
Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими
По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам.
Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства.
Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений. В поле ее зрения, в частности, возникают вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, с экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и другие.
Стратегию в области предупреждения преступности следует понимать, как разработку теоретических основ рационального планирования предупреждения преступности. Планирование предупреждения преступности должно осуществляться не только правоохранительными органами, но и службами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, градостроительства. Основой стратегии по предупреждению преступности должно быть устранение причин и условий, ее порождающих.
Всем государствам-членам ООН необходимо принять все зависящие от них меры к устранению условий жизни, унижающих достоинство человека и ведущих к совершению преступлений, включая безработицу, нищету, неграмотность, расовую и национальную дискриминацию и различные формы социального неравенства, сопровождать экономическое развитие одновременным проведением в жизнь адекватных мер социального и культурного характера. В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Основными задачами МАУП, как следует из Устава этой организации, являются: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса; изучение проблем международного уголовного права.
Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров.
Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала.
При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной категории криминологии.
Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.
Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: — в составлении плана изученного источника; — в выписках концептуальных положений автора работы; — в составлении тезисов, т.е.
самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; — в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; — в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.
Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.
Самостоятельная работа студентов также имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и умений, подготовку к предстоящим семинарским занятиям и подготовку к сдаче зачёта.
Использование правовых баз данных будет способствовать не только экономии времени, но и позволит быть в курсе изменений законодательства, последних научных разработок, направлений правоприменительной деятельности. Участие студентов в семинарских занятиях является важнейшей составной частью изучения дисциплины «Криминология». Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки.
Кроме того, на семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.
» На Организацию Объединенных Наций (ООН) в соответствии с ее Уставом возлагается ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам.
Вопросами сотрудничества стран в борьбе с занимается орган ООН — Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
В его структуре в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по и обращению с правонарушителями (в настоящее время — Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию). Комиссия (комитет) один раз в 5 лет осуществляет подготовку конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов.
В международном сотрудничестве в борьбе с преступностью участвуют неправительственные организации: Международная ассоциация (МАУП) — основана в 1924 г. Изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного , консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие . Международное криминологическое (МКО) — основано в 1934 г.
Занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью.
Оно объединяет национальные институты и специалистов по . МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам.
Аналогичную работу по своему профилю проводят Международное общество (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ). Международная организация уголовной полиции (Интерпол) — создана в 1923 г.
в Австрии. В настоящее время Интерпол объединяет более 170 .
Высший орган Интерпола — Генеральная ассамблея, ее сессии проводятся один раз в год. Исполнительный комитет формируется из регионов. В каждой стране Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ).
Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности.
Страница 34 из 34 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Преступность как сложное социальное явление имеет типичные закономерности, тенденции и формы развития в различных регионах не только одного государства, но различных стран. Поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение.
Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяли на себя ООН, Интерпол и другие международные организации.
Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН — Экономическийи Социальный Союз (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г.
был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. — в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
К настоящему времени было проведено 9 конгрессов. При Экономическом и Социальном Совете ООН функционирует Общественно-научная неправительственная организация первой категории — Международная академия информатизации. В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г.
Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам головного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.
Международное криминологическое общество основано в 1934 г.
и непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью.
Оно объединяет Национальные институты и специалистов по криминологии.
МКО имеет консультативный статус ОКОСОС, ООН и ЮНЕСКО.
в Вене сначала как международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время членами Интерпола являются около 180 государств, в том числе и Россия.
Интерпол в каждой из стран-участниц имеет национальные центральные бюро (НЦБ). Основная его работа заключается в организации сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации между собой. Каждое НЦБ поддерживает тесные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне – с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.
— Следующая
» Международное сотрудничество в области борьбы с осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.
Это составная часть международных отношений. Даже те , которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности. Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:
в условиях перехода к рыночной экономике новых: например, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности и др.
В экономике Беларуси наиболее подверженными преступным посягательствам являются финансово-кредитная и предпринимательская сферы, промышленность и агропромышленный комплекс.
2. Личность экономического преступника. Источник № 7, с. 310-312. К экономическим преступникам следует относить расхитителей, взяточников, бизнесменов-преступников, мошенников, вымогателей, воров, грабителей, разбойников, контрабандистов, торговцев фальсифицированными товарами, налоговых преступников, руководителей, организующих криминальное банкротство предприятий, и многих других.
Как правило, это лица старше 30-ти лет.
Большинство экономических преступников занимают высокое социальное положение в обществе.
Будучи собственниками, управляющими крупных предприятий или высокопоставленными чиновниками, они играют важную социальную роль в системе общественных отношений, особенно экономических. Преступники, совершающие уголовные деяния в кредитно-денежной сфере, как правило, высокоинтеллектуальные специалисты. Они умеют быстро адаптироваться к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники, к новым банковским валютным и таможенным технологиям совершения хозяйственных операций.
Соотношение между мужчинами и женщинами, совершающими экономические преступления, примерно равное. Основными нравственно-психологическими характеристиками экономических преступников являются: корыстно-потребительская ориентация; преувеличенное представление о роли материальных благ; негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан; коммуникабельность, умение произвести впечатление, хитрость, ловкость, изворотливость, энергичность, решительность, расчетливость, умение просчитывать свои действия далеко вперед. Что касается бизнесменов-преступников, то для них характерна полимотивность преступного поведения.
Они не ограничиваются целью противозаконного получения только материальной выгоды.
Для них важно также достичь высокого личного социального статуса в обществе, занять заметное место в элитарном социальном слое.
3. Причины и условия экономической преступности.
Источники № 2, с. 325-335; 493-498; № 4, с.
183; № 7, с. 312-316. Причины экономических преступлений заложены в недостатках и противоречиях существующих экономических отношений.
К первой группе обстоятельств, детерминирующих эту преступность относят издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы государственного контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики. В качестве причин и условий конкретных преступлений называют такие обстоятельства, как недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности, а также международной (межгосударственной) безопасности2. Цель работы — исследовать уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: — изучить сотрудничество государств в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью; — рассмотреть сотрудничество стран СНГ в борьбе с терроризмом; — исследовать взаимодействие в сфере борьбы с контрабандой и противодействие накобизнесу.
Глобализация экономики способствует развитию транснациональной организованной преступности3.
Основные направления деятельности организованных преступных группировок: — нелегальная миграция; — кража автомашин; — мошенничество с ресурсами ЕС; — распространение других незаконных товаров; уклонение от уплаты налогов; распространение наркотиков. Характер сегодняшней организованной преступности требует глобального реагирования на основе широкого международного сотрудничества. Был принят важнейший международный документ, направленный на борьбу с данным явлением, — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая вступила в силу 29 сентября 2003 г.
и которую ратифицировали почти 100 государств — членов.
Важны также три дополняющих ее протокола: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее явился исторической вехой в борьбе международного сообщества с транснациональной организованной преступностью.
Важный шаг на пути к расширению международного сотрудничества был сделан 31 октября 2003 г., когда Генеральная Ассамблея в своей резолюции 58/4 приняла Конвенцию ООН против коррупции.
С тех пор эту Конвенцию подписали 118 государств и ратифицировали 15.