Оглавление:
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.2. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).
Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.4.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:1) дошкольные;2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;4) учреждения дополнительного образования взрослых;5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;6) утратил силу.7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);8) учреждения дополнительного образования детей;9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.5.1. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.6.
Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).При государственной аккредитации образовательного учреждения (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения.Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации. 7. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
е. права осуществлять только ту деятельность в соответствии с законом, которая прямо указана в их учредительных документах, в частности, образовательная деятельность является для них основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации; лицензирование образовательной деятельности (ст. 33 Закона об образовании), требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению: требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ установленных Законом об образовании уровней.
В этой связи никак нельзя согласиться с мнением, нередко высказываемым в литературе, что образовательное учреждение профессионального образования в настоящее время не имеет частного юридического статуса.10 Подобный вывод никак не подтверждается ни соответствующими нормами Закона об образовании, ни положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Образовательная организация как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе государственной налоговой инспекции в порядке, который определяется Федеральным законом от 2002 г. (с изм. от 2003г.)
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
.11 Она считается созданной с момента ее государственной регистрации, т.е.
с момента внесения в государственный реестр юридических лиц. Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации – по степени участия их участников в делах этих организаций во многих зарубежных правовых системах подразделяются на т.
н. корпорации и учреждения. К корпорациям относятся добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы). Учреждения — это организации, создаваемые («учреждаемые») одним или несколькими лицами и не имеющие членства, т.
е. строго фиксированного участия, например, фонды. Хотя в российском гражданском праве отсутствует подобное деление, однако же, гражданское законодательство выделяет некоммерческие организации, построенные на членстве, и не имеющие членства.
Они отличаются по своему правовому положению. В российском законодательстве о некоммерческих организациях отсутствует легальное определение понятия «членства», в результате чего происходит смешение его с термином «участник».
Как указывается в одном из источников,12 отношения членства имеют следующие признаки: лицо, желающее стать членом организации, должно заявить об этом; организация дает согласие на то, что данное лицо будет ее членом; отношения между организацией и ее членом оформляются определенным правовым способом (указывается, как правило, в уставе); отношения членства предполагают взаимные права и обязанности между организацией и ее членами; возникают, как правило, обязательственные правоотношения; отношения членства могут быть прекращены как по волеизъявлению члена организации, так и по волеизъявлению самой организации. Что касается терминологических отличий в понятиях «учредитель», «участник», «член организации», то учредителями являются лица, принявшие решение о создании юридического лица, а понятия «участник» и «член организации» для целей закона о некоммерческих организациях, как указывается в том же издании, практически невозможно разграничить.
НОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, установленном законодательством РФ.
Нормативы финансового обеспечения и принципы финансирования системы образования определяются органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы (п. 3 ч. 1 ст.
8 закона) определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных указанным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п.
3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Субсидии, получаемые в качестве финансирования негосударственного образовательного учреждения из бюджета субъекта РФ, могут использоваться исключительно в целях возмещения затрат на предоставление: гражданам, проживающим в данном субъекте РФ,- начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обучающимся 1-4-х классов — бесплатного одноразового горячего
Некоммерческие организации могут осуществлять скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и задач, ради которых они созданы. К вышеизложенному следует добавить, что под юридическим лицом понимается учреждение, предприятие или организация, которая обладает самостоятельными гражданскими правами и обязанностями и характеризуется следующими отличительными признаками: • организационным единством; • наличием в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; • самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам; • участием в гражданском обороте от своего имени; • наличием расчетного или иного финансового счета в банке, самостоятельного баланса и сметы; • участием в судебном процессе в качестве истца и ответчика.
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие скую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям также относятся частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Когда речь заходит об образовательном заведении того или иного вида, необходимо знать следующее. Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные заведения могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации.
В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.
Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г.
«О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В частности, в соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды: • частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами); • государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ); • муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).
Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п.
1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г.
№ 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями.
, дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы (ч.
3 ст. 23 закона). Таким образом, в форме коммерческой организации не может быть создана общеобразовательная организация (начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.
2 ч. 2 ст. 23 закона); профессиональная образовательная организация (среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 2. ст. 23 закона) и образовательная организация высшего образования (п.
4 ч. 2 ст. 23 закона). Однако следует еще раз обратить внимание на дефиницию, содержащуюся в п.
18 ст. 2 закона, — образовательная деятельность коммерческих организаций может осуществляться ими только в качестве дополнительного, а не основного вида деятельности. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Им разрешено обучать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч.
3 ст. 32 закона). ИП, ведущим образовательную деятельность непосредственно (лично) без привлечения педагогических работников, в силу ч. 2 ст. 91 закона лицензия не требуется. Тем же кто, привлекает педагогических работников, разрешено вести образовательную деятельность без лицензии до 01.01.2014 г.
В случае неполучения до истечения указанного срока лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.
Согласно п. 20 ст. 2 закона ИП по правовому статусу приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, если иное не предусмотрено законом. 2. Изменены типы образовательных организаций Законом предусмотрено шесть типов образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования.
Профессиональная образовательная организация реализует в качестве основной цели деятельности программы среднего профессионального образования, однако в качестве дополнительных целей праве обучать по основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и дополнительным профессиональным программам. Образовательные организации высшего профессионального образования вправе реализовывать помимо непосредственно высшего образования, также все перечисленные выше программы профессиональной образовательной организации.
Указание законодателем на конкретные дополнительные виды образовательной деятельности, которые вправе осуществлять образовательная организация, направлено на устранение неопределенности в правоприменении, а значит является положительной стороной закона. 3. Упрощены требования к уставу образовательной организации В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» ст. 13 предусматривала большой перечень сведений, которые в обязательном порядке включались в устав.
Сейчас ст. 25 закона устанавливает, что наряду с положениями устава, предусмотренными общими нормами (п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)
Порядок создания, деятельности и ликвидации
Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных.
В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п.
1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»). Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.
Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е.
также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться
НОУ = Негосударственное обр учреждение НЧОУ = Негосударственное частное обр учреждение,
Применительно к поставленному Вами вопросу никакой. Только в названииФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХСтатья 9.
Частные учреждения1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.2. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.ЗАКОНОБ ОБРАЗОВАНИИСтатья 11.
Учредитель образовательного учреждения(в ред.
Управление негосударственным образовательным учреждением1.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.Статья 39. Отношения собственности в системе образования5.
Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.татья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.2.
Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату) , его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия.
Основная цель каждой образовательной организации — воспитание и обучение граждан. Поэтому осуществлять свою деятельность они могут только как некоммерческие организации.
При этом они вправе выбрать любую организационно-правовую форму, которую предусматривает гражданское законодательство РФ для некоммерческих организаций.
Так определено в ст. 11.1 Федерального закона от 11.07.1992 N 3266-1 \»Об образовании\» (далее — Закон N 3266-1). Отметим, что большинство образовательных организаций создается в форме учреждения. Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ \»О некоммерческих организациях\» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Другими словами, учреждение полностью или частично финансирует собственник. Он выделяет денежные средства по смете иконтролирует их использование.
Поэтому, чтобы учреждение могло заниматься образовательной деятельностью, учредитель закрепляет за ним землю, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое имущество. Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители.
Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным имуществом учреждение вправе лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона N 3266-1). Рассмотрим теперь понятие субъекта малого предпринимательства.
Ими являются именно коммерческие организации, основной деятельностью и целью которых является извлечение прибыли. У некоммерческих же организаций, в том числе и образовательных учреждений, согласно ст.
«О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации\»
.
Представьте себе: в классе сидит 5 человек, и у каждого — свой особый образовательный путь, разные навыки и разный уровень подготовки, непохожие образовательные программы.
В государственной школе бывают разные классы: гуманитарный, математический, коррекционный, гимназический, и дети попадают туда в зависимости от своих способностей. В частной же школе все эти дети могут оказаться в одном классе! И учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы каждый из этих детей получил достаточный уровень образования и интенсивно развивался.
Это очень сложно. Более того, учитель частной школы должен учить ребенка так, чтобы тот при переходе в любую другую школу был бы столь же успешен в учебе.
«Миграция» детей из одного НОУ в другое, из частных школ — в государственные, и наоборот, к сожалению, достаточно частое явление. Экономическая ситуация как в стране, так и во многих семьях, нестабильна.
Сегодня родители способны оплачивать обучение, завтра — нет.
А ведь когда ребенок приходит из частной школы в государственную, его уровень подготовки очень внимательно проверяют.
Не дай Бог, если у ребенка обнаружится какой-то пробел.
Все «шишки», естественно, «валятся» на НОУ: «как же так, мы платили такие деньги, а его недоучили!» Родители даже в праве подать на НОУ в суд, потребовать вернуть часть затраченных средств, и закон на их стороне.
В общем, НОУ очень серьезно подходят к этой проблеме: каждому ребенку выстраивают свою программу, постоянно проводят независимую экспертизу и диагностику уровня обучения.
Юный ученик, в какую бы школу он затем ни попал, должен быть там успешен, должен подтвердить свой уровень и свои отметки. От его успешности зависит имидж и репутация негосударственного учреждения.
— Какие учителя работают в НОУ? — Все учителя оканчивают одни и те же педагогические вузы. Почти все имеют опыт работы в государственной школе.
Но НОУ вкладывают определенные средства в обучение своих педагогов, в повышение их квалификации.
Многие педагоги не выдерживают большую нагрузку и возвращаются в обычные школы. Однако, в тех НОУ, которые существуют больше 5 лет, уже сформировались стабильные коллективы.
— Как складываются взаимоотношения учеников и учителей в частных школах?
А те понимают, что высокий уровень образования необходим для того, чтобы чего-то добиться в жизни, чтобы стать достойными преемниками дела своих родителей. Учитель, который профессионально грамотен, вызывает у таких детей только уважение.
Совет. от Комитета образования Выбирая школу, обратите внимание прежде всего на педагогический коллектив и познакомьтесь с тем учителем, к которому планируете записать своего ребенка.
Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы.
Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации.
В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения. Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий.
В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО). Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их. Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:
Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.
Характеристика Учреждение Автономное учреждение АНО Собственник имущества Государство в лице уполномоченного органа Организация (как юрлицо) Управление имуществом Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования. Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.
Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника. Самостоятельно распоряжается остальным имуществом. Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.
АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.
Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума.
Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.
Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.
Кто выступает учредителемУчреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК).
Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления.
В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.Соучредительство при создании НОУ недопустимо.На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично.
Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом.
Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке.
Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:
К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса.
Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья. Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице.
Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:
Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ.
Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев.
При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия. Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.
Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, – это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца. Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:
Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ.
Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком. Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны.
Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. В данной статье мы только перечислим допустимые по законодательству формы некоммерческих организаций:общественное объединение,некоммерческое партнерство,автономная некоммерческая организация,фонд,ассоциация (союз),учреждение,потребительский кооператив.
Согласно Закону (цитата)
«образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников»
.Сам термин «образовательное учреждение», используемый в Законе, с нашей точки зрения, является крайне неудачным, поскольку вызывает путаницу и может привести к ошибочному выводу о том, что образовательной деятельностью вправе заниматься только учреждения — единственная из возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Это неверно — образовательные услуги может оказывать некоммерческая организация любой из перечисленных выше форм.Дело в том, что Гражданский кодекс дает учреждению следующее определение:
«учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично»
. Как видно, это определение в корне отличается от определения образовательного учреждения.
Получается, что по Закону «Об образовании» образовательное учреждение может быть создано в «гражданско-правовом смысле», например, в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации, а также и в форме собственно учреждения. Надеемся, Вы правильно поняли нашу мысль, поскольку тавтология в терминах «учреждение — вид некоммерческой организации» и «образовательное учреждение», может запутать кого угодно. По нашему мнению, было бы более правильно использовать единственный термин — «образовательная организация».
По какой причине законодателю потребовалось вводить еще одно понятие — «образовательное учреждение», остается не ясным.
Однако данный термин вошел в широкое употребление, поэтому мы также будем его использовать в дальнейшем.
Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане.