Оглавление:
50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации.
Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.
Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.
В свете сказанного очевидно, что рассмотрение менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес. Эволюция теории менеджмента Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха.
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя .
Анализ макроокружения и его классификация Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде.
В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации.
. Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и особенно современное, во всех странах формируется и развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Государственное р . к.э.н., доцент, главный бухгалтер РОО «Союз московских композиторов» В процессе формирования рыночных отношений в России государству принадлежит особая роль. Она продиктована спецификой современной рыночной экономики, которая заключается в необходимости ее социальной ориентации 1 .
В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении экономической эффективности. И та, и другая задачи не могут быть решены вне государственного воздействия на экономику.
Поэтому достижение цели экономического роста в современных условиях невозможно представить в отрыве от государственного регулирования экономики. Свои регулирующие функции в области экономики государство реализует посредством проведения государственной экономической политики, под которой обычно понимают целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития.
В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема, создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного института. Осознав возможности, выгоды и, главное, перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты.
Например, издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала.
В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа.
Несколько иным способом действует издатели периодики, предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату.
Электронный вариант, как правило, содержит практически идентичное печатному оформление и появляется на сервере одновременно или даже раньше бумажных аналогов. Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Интернет.
Каждый провайдер, стремясь сделать свой сервер наиболее привлекательным, неминуемо приходит к необходимости размещения на нем сведений, которые могут заинтересовать потенциальных клиентов. Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и крупнейших энциклопедических изданий.
Очень интенсивно развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения.
Таким образом, еще раз подтверждается актуальность проведения данного исследования, рассмотрение возможных путей развития и успешного функционирования библиотек на примере Центр «Знание».
Оценивая внешние параметры деятельности Центр «Знание» мы акцентировали свое внимание на финансово-экономических аспектах деятельности и кадровой политики предприятия. Финансово-экономическим аспекты управления Центра «Знание». Внедрение современных форм хозяйственной деятельности и методов стимулирования труда библиотечных работников определяют приоритеты экономического подхода к реформе библиотечного дела, активной реализации новой модели хозяйствования.
Под культурной деятельностью понимают любые занятия, которые направлены на сохранение и приумножение культурного наследия. Поэтому культурная организация представляет собой вид некоммерческой организации, которая создается в виде юридического лица и специализируется на различных культурных и социальных направлениях.
Главная их задача – это удовлетворение культурных потребностей людей. В сфере культуры различают следующие :
В любом случае НКО в культуре – это всегда организация, которая не имеет своей главной задачей получение финансовой прибыли. В роли основных источников финансирования здесь могут выступать деньги из муниципального, федерального и регионального бюджета, а также вливания от спонсоров.
Особенность данной сферы заключается в том, что она может получать доход из других источников.
Так, его главной целью должна быть реализация проектов, направленных на социальные нужды. Чаще всего, это услуги или производство. Стоимость оказываемых услуг обычно ниже рыночной, а разница покрывается спонсорскими или иными по происхождению деньгами.
Еще стоит отметить зависимость работы от политики государства и решений государственных органов.
Некоммерческая по своей форме организация, функционирующая в области культуры, может заниматься предпринимательской деятельностью. Но при этом данное занятие не должно противоречить основным целям и задачам предприятия, которые должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение культурных ценностей и просвещение населения.
Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную работу как вид предпринимательской деятельности.
Свою продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и крупнейших энциклопедических изданий.
Очень интенсивно развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения. Таким образом, еще раз подтверждается актуальность проведения данного исследования, рассмотрение возможных путей развития и успешного функционирования библиотек на примере Центр «Знание».
Оценивая внешние параметры деятельности Центр «Знание» мы акцентировали свое внимание на финансово-экономических аспектах деятельности и кадровой политики предприятия. Финансово-экономическим аспекты управления Центра «Знание». Внедрение современных форм хозяйственной деятельности и методов стимулирования труда библиотечных работников определяют приоритеты экономического подхода к реформе библиотечного дела, активной реализации новой модели хозяйствования.
Структура расходов Центра «Знание» представлена на рисунке 2.1. 2.1. Структура расходов Центр «Знание» Кадровая политика и мотивация персонала.
Кардинальные изменения, которые происходят в содержании, формах и методах библиотечной деятельности – переход информационной технологии, использование экономических методов управления, участие в них трудового коллектива – требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессионализма, с новым профессиональным мышлением и предопределяет формирование иной кадровой структуры Центра «Знание». Ведущими направлениями кадровой политики являются: -Более эффективное использование кадров в условиях освоения библиотечно-информационных технологий с учетом новых квалификационных требований, применение метода ротации кадров. -Расширение программы повышения квалификации библиотечных работников с учетом дифференциации библиотечных специальностей и обязательности базовых знаний.
-Совершенствование форм аттестации, разработка новых критериев оценки труда и материального стимулирования.
В успешном осуществлении кадровой политики важную роль играет мотивация персонала, обеспечение эмоциональной привязанности к учреждению, заинтересованность в улучшении качества в реформе библиотечного дела. С этой целью предусматривается предоставлять возможность инициативы библиотечных работников, создавать действенные экономические стимулы повышения производительности и качества труда (материальные поощрения, доплаты к основным окладам, оказание материальной помощи, улучшение условий труда и быта сотрудников). Подытожив все вышесказанное, отметим, что рынок по
е.
14% от их доходов. Эти данные можно было легко получить в бухгалтерии театра.
Опосредованно государство (т. е. город, прилегающие общины и провинция) получило плату за проезд в автобусах и трамваях, которые являются государственными, кроме того, плату за парковку автомобилей и налоги от предприятий, клиентами которых являются работники и посетители театра, а также сам театр.
Персонал этих предприятий также платит подоходный налог в размере 14%. Сосчитать эти косвенные доходы государства было уже сложнее.
Чтобы прояснить ситуацию, были проведены различные опросы посетителей: каким транспортом они пользуются (автобус, трамвай, личный автомобиль), что они покупают (новое платье, украшения, парфюмерия, ужин в ресторане, ночлег в гостинице и т. д.). После проведенных подсчетов оказалось, что 26,2% субсидий прямо или косвенно возвращаются государству, т.
е. 9 335 443 франка из 35,6 млн франков субсидий снова поступают в бюджет. Какое воздействие эти субсидии оказали на экономику и граждан?
Непосредственные расходы в пользу предприятий можно было легко подсчитать на основе бухгалтерских документов: закупались пиломатериалы для изготовления декораций, материалы для костюмов, техническое оборудование и многое другое. К косвенным расходам в пользу предприятий относились транспортные расходы, т. е. затраты на приобретение автомобилей и бензина, расходы на рестораны, особые покупки, посещение парикмахера и т.
д. Следовало учесть также и ежедневные расходы персонала оперного театра, ведь и ему надо есть, пить, одеваться, а иногда и осушить бутылочку водки. Если бы этого персонала не было, у предприятий было бы меньше доходов. С характерной для швейцарцев основательностью исследователи провели по всем этим моментам опросы и в результате установили; что оперный театр потратил в пользу различных предприятий около 64 млн.
франков, что составило 179% от государственных субсидий, объем которых, как уже говорилось, составлял 35,6 млн. франков. Результат исследования был сформулирован так: «Настоящее исследование показывает, что четыре учреждения культуры — оперный и драматический театры, филармония и дом искусств — играют, кроме культурной, еще и существенную экономическую роль. Чтобы выполнять свои задачи, они пока еще не могут обойтись без государственных субсидий; их деятельность, однако, вызывает обратные потоки средств в государственный бюджет и оказывает сильное оживляющее воздействие на экономику».
Это исследование было намного более комплексным и широким, чем цюрихское, как по составу заказчиков, так и охвату проблем.
Классификация по виду продукта (результату деятельности) Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации A) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студи» и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.: B) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства; В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.; Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:
Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры — художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.
3. Классификация по способу хозяйственной деятельности Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности: А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта: Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков: развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е.
часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.
В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями.
Например, образовательные школы — это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.
1.Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.Закон Российской Федерации от 12.01.1996г.
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 10.01.2006 № 18-ФЗ). 3.Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 10.01.2006 № 18-ФЗ). 4.Закон Российской Федерации от 29.12.1994г.
№ 78-ФЗ «О библиотечном деле». 5.Автоматизированные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац.
Доклад. – М.: НТЦ «Информрегистр», 1994.
6.Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие.
– 2002. — №7. 11.Глухов В., Лаврик О. Электронная доставка документов.
//-Ж.Библиотека. – 2003. — №7. 12.Карташов Н.С. Добиваться качественно нового состояния библиотечной науки и практики.// — Ж.
Библиотековедение. – 1998. — №6.
13.Клюев В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки:// Учебное пособие для вузов культуры и искусства.
— М. 1998г. 14.Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
— 2004г. 20.Куликова Л. К разработке отечественного стандарта библиотеки // — Ж.
Билиотека. – 1998. — № 7. 21.Семенова Е.
Компромисс в полный экономический рост // Аргументы и факты. — 2003. — № 41. 22.Степанов В. Хватит ли на наш век традиционных технологий, или теоретический взгляд на практическую проблему.
// — Ж.Библиотека. – 2000. — № 7.
23.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. -Спб.: Лань, 2001 – 384с. 24.Яковлев Д. Роль электронных средств коммуникации в расширении информационных ресурсов.// — Ж.Библиотека.
– 2001. — №7.
1.8.
Объединение (ОД) не отвечает по обязательствам своих участников.
Участники Объединения (ОД) не несут ответственность по обязательствам Объединения (ОД). Объединение (ОД) не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Объединения (ОД). 2. Цель, предмет, виды деятельности.
2.1. Целью создания Объединения (ОД) является способствование развитию личности в области культуры и искусств, а также иная общественно полезная деятельность.
2.2. Объединение (ОД) осуществляет следующую деятельность на некоммерческой основе: • проведение фестивалей, конкурсов, • выставок, • мастер-классов, • лекций, • концертов.
2.3. Деятельность Объединения (ОД), требующая материальных затрат, ведётся на пожертвования участников. 2.4. В интересах достижения своей цели Организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в другие общественные объединения и некоммерческие организации. 2.5. Вмешательство в деятельность Объединения со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью Объединения.
2.6. Объединение (ОД) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иным законодательством Российской Федерации. 2.7. Объединение в соответствии с действующим законодательством может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. 3. Участники объединения (ОД).
Порядок и условия участия. 3.1.
Участниками Объединения (ОД) могут быть лица без возрастных ограничений, поскольку Объединение (ОД) является некоммерческим, неполитическим, нерелигиозным. 3.2. Условием участия в мероприятиях, перечисленных в пункте 2.2 является: подача заявки на участие в любом из них, что подразумевает желание совершить пожертвование на организацию мероприятия. 4. Права участников объединения (ОД).
4.1.Участники Объединения (ОД) вправе: участвовать в мероприятиях, проводимых Объединением, в установленном порядке получать информацию о деятельности Объединения (ОД); передавать Объединению (ОД) в форме пожертвования на уставную деятельность, проведение мероприятий имущество (в том числе денежные средства) или права пользования имуществом, нематериальные права.
5. Структура, органы управления, порядок управления деятельностью объединения (ОД).
5.1. Постоянно действующим руководящим органом Объединения (ОД) является собрание (конференция, съезд) учредителей объединения (далее — собрание).
5.2. Основная функция собрания — обеспечение соблюдения Объединением (ОД) целей, в интересах которых оно было создано.
5.3. К исключительной компетенции собрания относится решение следующих вопросов: 1) изменение Устава Объединения
производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем85.
по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. От деятельности данных банков находится в зависимости эффективность и устойчивость функционирования денежно-кредитной сферы, которая, в свою очередь, воздействует на стабильность экономического развития страны.
На самых ранних стадиях экономического развития государств не было разграничения между центральными (эмиссионными) и коммерческими банковскими учреждениями, однако в процессе развития денежно-кредитной системы был процесс централизации банкнотной эмиссии в небольшом количестве крупных коммерческих банковских учреждений, в результате чего монополия на выпуск банкнот была закреплена за одним банковским учреждением. Цель бакалаврской работы — исследование и анализ роли и значения Центрального банка Российской Федерации в банковской системе. От деятельности данных банков находится в зависимости эффективность и устойчивость функционирования денежно-кредитной сферы, которая, в свою очередь, воздействует на стабильность экономического развития страны.
На самых ранних стадиях экономического развития государств не было разграничения между центральными (эмиссионными) и коммерческими банковскими учреждениями, однако в процессе развития денежно-кредитной системы был процесс централизации банкнотной эмиссии в небольшом количестве крупных коммерческих банковских учреждений, в результате чего монополия на выпуск банкнот была закреплена за одним банковским учреждением. Цель бакалаврской работы — исследование и анализ роли и значения Центрального банка Российской Федерации в банковской системе.Специфика менеджмента в организациях сферы культуры и искусства Методологическую основу исследования составляют: положения материалистической диалектики, совокупность общенаучных методов познания, отражающих взаимосвязь теории и практики, а также системно-структурный подход, методы логико-юридического, сравнительно-правового, исторического, конкретно-социологического и статистического анализа.Многочисленные данные западных и отечественных исследований свидетельствуют об исключительно глубоком и разностороннем воздействии на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка его ранних эмоциональных связей с близким взрослым, привязанности к матери.
Лицо матери распознается прежде всех остальных лиц, и по мере того как ребёнок растёт (меняются его отношения с родителями, трансформируются представления о них, возникают и сглаживаются прежние детали, появляются новые) глубоко запечатлённый образ матери продолжает влиять на ребенка, который затем становится подростком, юношей и взрослым человеком.
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д.
Белл. — М., 1999. — 956 с. j6 2. Бойко, А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно- педагогической деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Бойко – СПб. : РГПУ им.
А.И. Герцена, 2011. — 136 с. 3. Будко, А.А. Об отношении музеев к действительности / А.А.
Будко // Музей. – 2014.- № 8.- С.10-11. 4. Гужова, Л.Г. Музееведение: учеб.
пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л.Г.
Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Владимир.: Изд-во Владим.
гос. ун-та, 2010. – 116 с. 5. Котлер, Ф. — Основы маркетинга. Профессиональное издание / Ф.
Котлер, Г. Армстронг, М.: Вильямс 2010.
— 1072 с. 6. Миссия музея: от традиционного подхода к гуманитарному / А.А.
Будко, Г.А. Грибовская, Д.А.Журавлев // Музей.
– 2014.- № 5.- С. 70-73. 7. Музей и новые технологии: Сб. ст. /Сост. Н. А. Никишин – М., 2013. – 216 с. – (На пути к музею XXI века).
8. Музейная коммуникация: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в г. Самаре 24-28 сентября 2001г./ГЦМСИР.
– М.,2012. – 295 9. Музей и власть. Ч. 1: Гос. политика в области музейного дела (XVIII–XX вв.) / НИИ культуры.
– М., 214. 10. Мягтина, Н.В. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Профильные группы музеев» для студентов специальности 031502 – музеология / Н.В. Мягтина, В.В. Соловьева, В.А. Черничкина. – Владимир: Изд-во Владим.
гос. ун-та, 2008. – 43 с. 11.
Педагогика и психология игры: Межвузовский сб.
науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 2014. – 128с. 12. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2010.
– 465с. 13. Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Музеи мира / НИИ культуры. – М., 1991. – (Музееведение).
14. Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного ту- ризма: аналитическая записка [Текст] / Авторы-сост. : М. Скирда, К. Чуева, А. Бойко [и др.]. – Киев, 2012 – 48 с. 15. Романчук, А.
В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – С-Пб.: изд-во СПБГУ, 2010. — 46 с.
16. Рубан, Н.И. Музеология. История музейного дела.
Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности. (Учебное пособие) / Н.И. Рубан.
— Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2012. – 320 с. 17. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие / Б.А.
Столяров, М.: Высшая школа, 2015.
— 216 с. 18. Социальное проектирование в сфере культуры.
Перспективные модели учреждений культуры: Сб.
науч. тр./НИИ культуры. – М.,2014, 121с.
19. Стрельцов, Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю.А. Стрельцов// Вестн. — М., 2013, № 1 20.
Фролов А.И. Музееведческая мысль в России XIX – первой трети XX вв.
: Дисс. в виде науч. докл. . канд. ист. наук. – М., 2015-301с. 21. http://www.kamis.ru/ 22. http://www.culture.ru/news/50729/visokie-tehnologii-v-sovremennih-muzeyah 23.
http://www.nga.gov/press/1999/cdrompr.shtm 24. http://rusrealart.ru/ 25. По данным Росбалт от 16 мая 2008 года . http://www.rosbalt.ru/2008/05/16/484706.html
Менеджмент в сфере культуры — файл n1.doc
Это связано с тем, что НКО:II создают постоянные локальные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;Ш задают систему прозрачного финансирования социально значимых видов деятельности;Ш устраняют питательную среду для «профессиональных просителей», вымогающих социальную помощь, — с одной стороны, и коррупции — с другой;Ш содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;II облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;Ш обеспечивают переход от отношений «проситель-даю-щий» к полноценному социальному партнерству.
Формами социального партнерства являются:II информационные обмены;II благотворительные акции;II организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;Ш государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;Ш гранты, финансируемые на конкурсной основе;II совместные проекты.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ123 Некоммерческие организации как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т.
д. создают дополнительные возможности социальных контактов, личностной и групповой идентификации, самореализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сообщества — менее формализованные и иерархичные, чем государственные или коммерческие структуры.По мнению ряда авторитетных специалистов по менеджменту (П. Друкер, А. Якимец), в XXI в. сектор роста развитого общества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом).
Уже в XX в. в развитых странах бизнесе как сфере деловой активности участвовало на порядки меньше трудоспособного населения, чем 100 лет назад.
А еще ранее практически все зарабатывали себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В XX в. сектор роста оказался связанным с некоммерческой деятельностью: государственный сектор, здравоохранение, образование, культура.Не стоит забывать, что начало практического применения теории менеджмента началось именно с некоммерческой деятельности — в общественных организациях и государственных органах. Ф. Ч. Тейлор в своем докладе на конференции 1912 г.
в качестве примера использования «научного менеджмента» приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целенаправленным применением тейлоровских принципов менеджмента стала реорганизация армии США при Т.
Рузвельте в 1901 г., а самое известное применение НОТ Тейлора — тоже некоммерческая сфера — Уотертауиский арсенал армии США., т. е. госучреждение. Даже первая должность, соответствующая термину «менеджер» в современном понимании тоже появилась не в бизнесе: это был «управляющий городом» — американское новшество начала XX в.
Первый конгресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г.
К. Гувер и историк — президент Чехословакии Т.
Расширение платных услуг, оказываемых населению, имеет также своей целью укрепление материально-технической базы учреждений культуры, предоставление их руководителям возможности больше проявлять деловую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубоко изучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связей и работы с массами, т.е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственного механизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы во всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.Расходуются полученные от платных услуг денежные средства на оплату труда руководителя и других работников, отчисления в фонд социального страхования, премирование работников, на расширение материально-технической базы (приобретение оборудования, инвентаря, материалов, необходимых для их деятельности), расширение, рекомендации, техническое перевооружение объектов сферы оказания платных услуг населению, ремонт инвентаря, оборудования, помещений.
6. Труд в сфере культуры. Характер труда работников СКС.
Заработная плата как экономическая оценка труда работников сферы культуры и искусств.Труд, как считает современная экономическая теория, является важнейшей частью экономики – он одновременно товар (работник продает свой труд, создавая новое качество и дополнительное количество материальных ценностей) и причина появления добавленной стоимости, так как предметы и материалы при приложении к ним труда становятся дороже.
Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках, установленных государством законов в стоимость продукции.В сфере культуры, в отличие от других отраслей экономики, труд реализуется, преимущественно в процессе использования интеллектуальной энергии человека.
В сфере культуры занято существенно меньше трудящихся, чем в других отраслях непроизводственной сферы, и структура работающих в отраслях культуры также является весьма специфической. Труд работника культуры— квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования.
Суть процесса производства— «обработка людей людьми» (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека.Предметом трудавыступает сам человек.Средства труда: особую роль играют т.н. «интеллектуальные средства труда», то есть творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ.
Заработная плата— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)— гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.Тарифная ставка (оклад)— фиксированный размер оплаты работника
2. Негосударственные некоммерческие субъекты (политические партии и движения; профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различные ассоциации; религиозные конфессии и т.
д.). 3. Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры и т.
д.). В Гражданском кодексе РФ отсутствует понятие «некоммерческий субъект», но подробно прописано понятие «некоммерческая организация»: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Наряду с выполнением своих основных, некоммерческих функций, органы федеральной и местной исполнительной власти, негосударственные фонды и объединения создают самостоятельные или совместные предпринимательские структуры; религиозные конфессии реализуют на коммерческой основе соответствующую литературу и предметы атрибутики; деятели науки и искусства — свои произведения, представляющие предмет интеллектуальной собственности и т. д. Таким образом, деятельность некоммерческих субъектов в подавляющем большинстве случаев включает две составляющие: некоммерческую и коммерческую. Причем, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, превалирует некоммерческая деятельность, а коммерческая призвана лишь ее обеспечивать и развивать.
То есть, в конечном счете, коммерческая составляющая должна быть нацелена одновременно как на экономический, так и на социальный эффект деятельности субъекта.
При этом экономический эффект непосредственным образом влияет на состояние внутренней среды некоммерческого субъекта и косвенно — на создание социального эффекта. Социальный эффект, являющийся главным результатом деятельности некоммерческого субъекта, всегда нацелен на внешнюю среду, способствуя решению проблем общества в целом или отдельных групп населения (например, результаты деятельности фонда «АнтиСПИД», организации Green Peace и т.
д.). Распределение бюджетных средств между субъектами некоммерческой сферы зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. К последним относятся, наряду с лоббизмом, различного рода злоупотребления и коррупция. Их действие становится возможным не только из-за слабого контроля, отсутствия определенных законов и невыполнения действующих.
Существенную негативную роль играет такое явление, как отсутствие в российском обществе нацеленности на оценку результатов деятельности некоммерческих субъектов. Приведем пример. По данным Госкомстата население нашей страны ежегодно сокращается на 0,7 млн.