avtoritet-delo.ru Юридический портал
Главная > Патенты > Новые потенциально опасные психоактивные вещества список

Новые потенциально опасные психоактивные вещества список

Патенты

Новые потенциально опасные психоактивные вещества список

Оглавление:

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ перечень


Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФСКН России — руководителя Оперативно-разыскного департамента генерал-полковника полиции Аулова Н.Н. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2015 г.Регистрационный N 36347 Приложениек приказу Федеральной службы РФ поконтролю за оборотом наркотиковот 18 февраля 2015 г.

N 69 Порядокформирования и содержание Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен I. Общие положения 1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г.

N 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

(далее — Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах») (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.

219; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 49, ст. 4845; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 43, ст.

4412, N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748, N 31, ст. 4011; 2008, N 30 (ч.

I), ст. 3592, N 48, ст. 5515, N 52 (ч. I), ст. 6233; 2009, N 29, ст. 3588, ст. 3614; 2010, N 21, ст. 2525, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 16, ст. 29, N 15, ст. 2039, N 25, ст. 3532, N 49 (ч. I), ст. 7019, N 49 (ч. V), ст. 7061; 2012, N 10, ст. 1166, N 53 (ч. I), ст. 7630; 2013, N 23, ст. 2878, N 30 (ч. I), ст. 4057, N 48, ст.
6161, ст. 6165; 2014, N 23, ст.

2930; Российская газета, 06.02.2015, N 24) и определяет правила формирования ФСКН России Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Реестр), а также его содержание.

2. При формировании Реестра должностные лица ФСКН России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, а также настоящим Порядком. II. Формирование Реестра 3. Формирование Реестра осуществляется ФСКН России с применением технических и программных средств, позволяющих обеспечить внесение в Реестр либо исключение из Реестра сведений о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом (далее — новые потенциально опасные психоактивные вещества).

4. Реестр формируется ФСКН России посредством внесения в него сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения о включении их в Реестр, а также посредством внесения в него записей об исключении из Реестра сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения об их исключении из Реестра.

Реестр и решения ФСКН России о включении новых потенциально опасных психоактивных веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте ФСКН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»*. 5.

Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Однако разрешение соответствующего образца для осуществления медицинской, научной и экспертной деятельности делает перечисленные деяния законными.Субъект представлен любым физическим лицом, достигшим 16-летнего возраста и способным понести ответственность за свои действия в суде. Наказание применяется когда доказано, что в содеянном имеется прямой умысел, что лицо сознательно нарушило закон, а целью виновного было получение материальной выгоды.Читайте также:Первый этап при расследовании нарушения — определение квалификации для назначения и применения уголовных норм.При расследовании уполномоченными сотрудниками и органами устанавливается следующее:

  1. фактические обстоятельства совершения преступления;
  2. к какому конкретному пункту закона, предусматривающему наказание за содеянное, относится нарушение;
  3. закрепление результатов квалификации в процессуальных актах.
  4. уточнение состава преступления для предъявления обвинения;

Последний пункт реализуется на этапах судопроизводства, поэтому данные заносят в процессуальные документы (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительные акт и заключение и др.).Внимание.

Квалификация преступления важна для установления уровня вреда, вида наказания, состава преступления.Итак, незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ наказуем, далее уточним применяемые меры.За совершение преступления в части реализации новых потенциально опасных психоактивных средств, УК РФ предусмотрены строгие меры наказания:

  1. для ч. 2 ст. 234.1 УК РФ: штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты/другого дохода за период до года, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет;
  2. для ч. 1 ст. 234.1 УК РФ: штраф до 30 тысяч рублей или в размере зарплаты/другого дохода за период до 2 месяцев, ограничение свободы до 2 лет;
  3. для ч. 3 ст. 234.1 УК РФ: принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 8 лет.

Наказания носят строгий характер, последствия сказываются на дальнейшей деятельности виновных, даже если удастся избежать ответственности.Уйти от наказания за преступление невозможно, однако срок в некоторых случаях станет условным или сумма штрафа снизится.В судебной практике это применимо, если будет доказано, что найденные психоактивные средства использовались в личных интереса и не подлежали дальнейшей реализации, но в случае наличия большого объема веществ доказать это сложно.Имеют место и отмена либо смягчение приговора из-за неустановленного места и времени приобретения продукции или при предъявлении обвинений за совершение нескольких запрещенных действий, но доказанных не во всех случаях.Наказания распространяются не только за реализацию, но и за употребление или вовлечение несовершеннолетних в процесс.

Меры указаны Кодексом РФ об административных правонарушения (далее КоАП РФ) в статьях:

  1. «Потребление наркотических средств, психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных

Информация о статье

Научный журнал Байкальского государственного университета ИЗВЕСТИЯБайкальского государственного университета ISSN 2500-2759 (Print) Издается с 2002 года Название статьи:Авторы: Бычкова А.М., кандидат юридических наук, доцент, кафедра правового обеспечения национальной безопасности, эксперт Федеральной службы РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Институт национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, Для цитирования:Бычкова А.

М. Новые потенциально опасные психоактивные вещества: неадекватность правового реагирования на вызовы наркорынка / А. М. Бычкова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 484–492.

— DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).484-492.В рубрике:ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОГод: 2016 Том: 26 Номер журнала: 3Страницы: 484-492Тип статьи: Научная статьяУДК: 343.976(075.8) DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).484-492Аннотация: Статья посвящена вопросам правового регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Обосновывается значимость угрозы распространения таких веществ для безопасности государства, исследуется опыт зарубежных стран.

Анализируются изменения в законодательстве Российской Федерации, направленные на противодействие распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Отмечается нарушение порядка ведения Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Проводится сравнение ответственности за оборот аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ и ответственности за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Делаются выводы о чрезмерной мягкости уголовно-правовых мер, предусмотренных ч.

1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ (

«Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ»

).

Предлагается разработать механизм применения судебных прецедентов по конкретным делам, связанным с оборотом аналогов, в целях реализации которого необходимо создать Реестр аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

Вносится ряд предложений по совершенствованию уголовного и административного законодательства.Ключевые слова: наркотические средства, новые психоактивные вещества, потенциально опасные вещества, аналоги, производные наркотических средств, уголовная ответственность: Дата поступления 10 мая 2016 г.

Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.Скачиваний — 1283 Список цитируемой литературы:

  • Бычкова А. М. Особенности правового регулирования незаконного оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ / А. М. Бычкова, Д. П. Мандыбура // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 24-29.
  • Карпов Я. С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса / Я. С. Карпов // Наркоконтроль. — 2013. — № 1. — С. 35-37.
  • Дизайнерские наркотики и проблема отнесения их к аналогам наркотических средств / О. А. Степущенко, И. М. Фицев, В. К. Блохин [и др.] // Адвокатская практика. — 2011. — № 1. — С. 11-13.
  • Сыромятников С. В. Производные наркотических средств и психотропных веществ / С. В. Сыромятников, И. И. Сарычев // Наркоконтроль. — 2011. — № 2. — С. 21-25.
  • Морозов А. А. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ / А. А. Морозов// Эксперт-криминалист. — 2014. — № 4. — С. 21-24.
  • Ведищев Н. П. Понятию «производные наркотических средств и психотропных веществ» не место в уголовном праве / Н. П. Ведищев, Д. Ю. Гладышев // Адвокат. — 2014. — № 1. — С. 29-36.
  • Гладышев Д. Ю. «Производные наркотических средств и психотропных веществ» — новый курс на химизацию Российского правосудия [Электронный ресурс] / Д. Ю. Гладышев. — Режим доступа : http://hand-help.ru/doc24.3.html.
  • Федоров А. В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А. В. Федоров // Наркоконтроль. — 2012. — № 3. — С. 3-18.
  • Жевлаков Э. Н. О сложностях применения ст. 234.1 УК РФ / Э. Н. Жевлаков // Уголовное право. — 2015. — № 6. — С. 10-15.
  • Скачко А. В. Деяния, примыкающие к преступлениям контрабандного характера: критерии отграничения с учетом общности видового и специфики непосредственного объекта (ст. ст. 228.2, 234.1, 238.1, 242, 242.1 УК РФ) / А. В. Сачко // Российский следователь. — 2016. — № 2. — С. 28-31.
  • Зиновьев В. В. Пути совершенствования законодательства о новых потенциально опасных психоактивных веществах / В. В. Зиновьев // Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 30 марта 2015 г. — Екатеринбург, 2015. — Ч. 1. — С. 124-127.
  • Пономаренко Е. В. О некоторых вопросах совершенствования уголовного законодательства в части незаконного оборота наркотиков / Е. В. Пономаренко // Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 30 марта 2015 г. — Екатеринбург, 2015. — Ч. 1. — С. 128-132.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Ромкомнадзор).Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64657 от 22 января 2016 г.

Дата принятия к печати 25 мая 2016 г.

Новые потенциально опасные психоактивные вещества: неадекватность правового реагирования на вызовы наркорынка Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Copyright © 2002 — 2020. Все права зарезервированы.
Юридические науки»

It is proposed to develop a mechanism of judicial precedent for cases related to drug trafficking in analogues, which requires establishment of the register of narcotic drugs analogues and psychotropic substances.

Several proposals on improvement of the criminal law and the law on administrative offences are made. Article info Received May 10, 2016 Accepted May 25, 2016 Available online June 10,2016 Keywords Narcotic drugs; new psychoactive substances; potentially dangerous substances; analogues; derivatives of narcotics; criminal liability © А.
М. Бычкова, 2016 ISSN 1993-3541 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г.

№ 6831, относит деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, к основным угрозам государственной и общественной безопасности. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года называет пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте2.

В 2010 г. многие страны Европы, Северной Америки и Океании сообщили в Международный комитет по контролю за наркотиками о потреблении и выявлении новых психоактивных веществ,

«разрабатываемых и производимых с помощью химических технологий таким образом, чтобы оставаться вне сферы международного контроля»

. Наиболее известные из них продавались под видом «солей для ванн» или «подкормки для растений», а использовались в качестве заменителей таких контролируемых стимуляторов, как кокаин или «экстази».

Начиная с 2008 г. в растительных курительных смесях были обнаружены некоторые синтетические каннабиноиды, которые вызывают действие, аналогичное каннабису, но не содержат контролируемых веществ3.

В 2014 г. в Европе появились «новые» синтетические опиоиды, часть из которых предлагается на рынке в качестве аналога героина4. Это явление стало новой мировой тенденцией в области незаконного оборота и потребления наркотиков.

Всемирный Доклад Организации Объединенных Наций о наркотиках 1 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 (ред. от 1 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ.

2016. № 1 (II). Ст. 212. 2 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 (ред. от 1 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015. 3 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2012 год.

Нью-Йорк : ООН, 2012. С. 19. 4 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год. Нью-Йорк : ООН, 2015.

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ

В день вступления в силу такого распоряжения ФСКН Оперативно-разыскной департамент ФСКН России направляет сведения в Департамент обеспечения межведомственного взаимодействия ФСКН России для внесения соответствующей записи в Реестр. В случае установления уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества санитарно-эпидемиологических требований или мер контроля за его оборотом Оперативно-разыскной департамент ФСКН России в течение трех рабочих дней подготавливает проект распоряжения ФСКН России об исключении нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра.

Данное решение должно быть принято не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр (в соответствии со статьей 2.2 ФЗ № 3). Также приказом ФСКН России от 18.02.2015 № 69 установлен список сведений, подлежащих внесению в Реестр: номер реестровой записи; дата включения нового потенциально опасного вещества в Реестр; наименование нового потенциально опасного психоактивного вещества, в отношении которого принято решение ФСКН России о включении его в Реестр; химическая структура и формула нового потенциально опасного психоактивного вещества; дата и номер распоряжения ФСКН России о включении нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр; дата и номер распоряжения ФСКН России об исключении нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра; причины исключения нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра; дата исключения нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра. Однако, такой Реестр пока что не представлен на сайте ФСКН, что ж, будем ждать.

Дополнительно стоит отметить, что в Уголовный кодекс РФ также были внесены соответствующие поправки.

С 15 февраля 2015 года начала действовать новая статья Уголовного кодекса РФ (234.1), которая предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Будьте в курсе всех новостей. Подписывайтесь на новости. Вам также будет интересно 159753 Медицинские кадры 67840 Претензии и иски пациентов 52740 Медицинские кадры Самая широкая база знаний по медицинскому праву. . Следите за нами в социальных сетях Facebook ВКонтакте Youtube Telegram Instagramm Google+ Яндекс.ДЗЕН Консультация юриста пн–пт, 10:00–19:00 сб — выходной вс — работает Консультант сайта Обратный звонок 125252, Москва, Алабяна 13к1, подъезд 6, этаж 3 (отдельный вход справа от Сбербанка) Подписывайтесь на наши статьи и новости!

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных. Подписка успешно оформлена Способы оплаты (более 30 способов оплатить услугу) © ООО «Факультет Медицинского Права», 2009–2020 Заметили ошибку?

Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter © ООО «Факультет Медицинского Права», 2009–2020 Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Любое

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ перечень

N 305-ФЗ в пункт 8 статьи 2.2 настоящего Федерального закона внесены изменения 8. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о включении вещества в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 9 статьи 2.2 настоящего Федерального закона внесены изменения 9.

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. 10. Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в Реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр.

См. комментарии к статье 2.2 настоящего Федерального закона Законодательством РФ предусмотрен Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Перечень указан в законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Незаконная реализация новых потенциально опасных психоактивных веществ наказуема, принимаемые меры устанавливает ст.

234.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).

В статье рассмотрим, что относится к такой продукции, какие наказания предусмотрены за нарушения. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 450-39-61 Это быстро и бесплатно ! 03.02.2015 г. закон № 7-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

УК РФ был дополнен ст.

234.1

«Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ»

. Текст содержит перечисление запрещенных действий, способствующих реализации средств, составов преступлений, предусмотренных наказаний.

В ч.1 рассмотрено наказание за преступные действия по реализации запрещенных средств одним лицом, ч.2 — группой лиц по договоренности с причинением тяжкого вреда здоровью, ч.3 — за действия, совершенные одним лицом или группой лиц, повлекшие смерть гражданина по неосторожности. Комментарии дают уточнения по характеру тяжести совершенных действий: часть 1 отнесена к категории небольшой, часть 2 — к средней, часть 3 — к тяжкой соответственно.

Объекты и субъекты, предмет преступления также рассматриваются в комментариях. Законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ в редакции от 29.12.2017 г.

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

даны определения и составляющие перечня новых потенциально опасных психоактивных веществ. Далее рассмотрим, что относится к таковым.

Новые потенциально опасные психоактивные вещества — это продукция естественного и синтетического происхождения.

Спайсы, соли и другие новые психоактивные вещества – кто виноват и что делать?

Третий разряд НПВ — галлюциногены/диссоциативы — сюда входят синтетики, воспроизводящие эффект известных галлюциногенов, но также в этот разряд относят вещества, которые до недавнего времени оставались легальными, например, шалфей предсказателей и даже кетамин (в некоторых странах).

Формулы прародителей различных новых веществ появлялись в совершенно легальных научных лабораториях, например, первый известный синтетический каннабиноид был разработан ученым Джоном Уильямом Хаффманом (не путать с Альбертом Хоффманом!) и получил название в честь трех первых букв имени ученого — JWH. Исследование синтетических каннабиноидов доктор Хаффман начал еще в середине 1980-х годов, когда он вёл разработку каннабиноидных составляющих, которые могли бы помочь в изучении рассеянного склероза, ВИЧ и химиотерапии.

В течение 20 лет после этого Хаффман разработал более 450 синтетических каннабиноидов.

В середине 2000-х два каннабиноида начали открыто продаваться в Германии под названием Spice и K-2 – считается, что их формулы были опубликованы в одной из научных статей и затем использованы предприимчивыми химиками для производства альтернативной синтетической марихуаны.

Известный галлюциноген 25I-NBOMe – кузен ЛСД – был синтезирован в 2003 году Ральфом Хеймом в Свободном университете Берлина в рамках его диссертации по теме синтеза и фармакологии агонистов серотониновых рецепторов.

С мефедроном (синтетический катинон, «соли») история еще более интересная – по сообщению Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости (EMCDDA), впервые упоминание формулы мефедрона было задокументировано в научном журнале аж в 1929 году, однако она оставалась в тени до 2003 года, когда была опубликована подпольным химиком, работающим под псевдонимом Кинетик, на ныне почившем сайте The Hive (форум людей, интересующихся синтезом, химией, биологией и легальными аспектами веществ). Буквально за несколько лет ранний мефедрон или, как его ласково называли, «мяу-мяу», в силу своих свойств приятного стимулятора-эмпатогена, приобрел огромную популярность в Европе, например в Британии в 2009 году он был признан четвертым по популярности веществом после каннабиса, кокаина и экстази.

Сначала все эти вещества назывались «дизайнерские наркотики», или «legal highs» – легальный кайф, но вскоре это название потеряло свой смысл, так как законодатели разных стран стали предпринимать попытки взять вещества под контроль. Кроме «спайсов», официальный термин НПВ включает любые новые вещества, которые мимируют действие нелегальных веществ (каннабис, МДМА, амфетамины и т.д.) и либо все еще легальны, либо недавно были запрещены. Закон и контроль Наверное, ни для кого не удивительно, что первой реакцией правительств разных стран, узнавших о распространении новых, не запрещенных, но и не разрешенных законом психоактивных веществ, стал не поиск новых подходов к регулированию НПВ с опорой на данные научных и медицинских исследований, с максимальной эффективностью и снижением риска для потребителей, а попытки во что бы то ни стало их запретить.

Проблемы незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ

Но до его принятия правовая регламентация данного круга правоотношений остается в подвешенном состоянии. Также возникает вопрос о временном статусе новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Отнесение веществ к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ ограничено определенным временем, а именно — двумя годами. Так, согласно ст. 2.2 Федерального закона № 3-ФЗ, в течение двух лет со времени включения вещества в Реестр должно быть принято уполномоченным органом решение об установлении в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом [4]. Однако как поступать в случае исключения из Реестра нового потенциально опасного психоактивного вещества без установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

В данном случае предмет преступления утратит свою общественную опасность, а значит и исключается преступность деяния закрепленного в соответствующей статьей УК РФ. Но судебная практика по статье 234.1 УК РФ отражает, что создание Реестра как некоего «перевалочного пункта» с последующим внесения обнаруженного в тот или иной список наркотических и психоактивных веществ оказалось мертворожденной. Исходя из этого, видится справедливым закрепить постоянный статус новых потенциально опасных психоактивных веществ, но с определением точных критериев их определения.

Кроме того возникает справедливый вопрос об объективном вменении данного состава преступления, когда субъект преступления приобретал товар на законных основаниях с целью его последующей реализации, но через некоторое время вещество в составе приобретенной продукции было признано новым потенциально опасным психоактивным веществом. Учитывая формальный состав преступления, деяния можно будет считать оконченным с момента внесения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр.

Теоретически решение данной проблемы возможно установлением сроков, после внесения нового вещества Реестр и признания его предметом рассматриваемого преступления.

К примеру, по аналогии со сроками вступления в силу нормативных актов после их официального опубликования. Также необходимо закрепить, обстоятельства, исключающие преступность деяния по аналогии с примечанием к статье 228 УК РФ, то есть дать возможность добровольно сдать новое потенциально опасное психоактивное вещество без правовых последствий.

Анализ проведенного исследования позволяет выделить основные проблемы предмета преступления, предусмотренного статьей 234.1 УК РФ.

Наблюдаются проблемы определения социального критерия новых потенциально опасных психоактивных веществ, как оценочного суждения, не подкрепленного нормативной базой.

Встает вопрос о юридическом критерии ввиду отсутствия Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Представляется ошибочным временный статус новых потенциально опасных психоактивных веществ. А также спорным видится возможность объективного вменения, обусловленная оперативным внесением новых веществ в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

The article covers the aspects concerning definition of new potentially dangerous psychoactive substances, including legal aspect of definition of such substances, material, medical, social and legal attributes resulting from definition of new potentially dangerous psychoactive substances that is set in the Federal law»On narcotic drugs and psychotropic substances» are analyzed, suggestions on enhancement of Russian legislation to the extent applicable to definition of new potentially dangerous psychoactive substances are explained including those concerning Federal Drug Control Service of the Russian Federation elimination and affirmation of Ministry of Internal Affairs as an executive authority exercising functions on elaboration and execution of public policy and legal and regulatory framework in sphere of control over narcotic drugs, psychotropic substances and precursor traffic.

In conclusion the author claims the existence of two diverse expert researches of new potentially dangerous psychoactive substances: the expert research of fixation of all the attributes of withdrawing psychoactive substance, which allow to include it on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, and the expert research of withdrawing psychoactive substances with view to define whether they are included on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances or not.

Keywords: psychoactive substances, narcotic drugs, psychotropic substances, derivates and analogues of narcotic drugs, new potentially dangerous psychoactive substances, attributes of new potentially dangerous psychoactive substances, the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, the examination of new potentially dangerous psychoactive substances. Ф едеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) дополнен новой статьей — 2341

«Незаконный оборот новых потенциально опасных пси- хоактивных веществ»

2.

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 6. Ст. 885. ™^ЕСТНИК в Я УНИВЕРСИТЕТА имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Федоров А. В.

Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности С вступлением в действие этого закона не только появилась в УК РФ еще одна статья, устанавливающая ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, но и появился новый, ранее неизвестный российскому уголовному праву предмет преступления, определенный как «новые потенциально опасные психоактивные вещества» 3.

Соответственно, появился и новый предмет экспертизы4, под которым, в широком смысле толкования указанного термина, понимается объем сведений, определяющих компетенцию судебного эксперта в области производства экспертиз соответствующего рода, включающую объем знаний об объектах исследования и их свойствах, экспертных задачах, методах и методиках исследования. С учетом

Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Characteristics of new hazardous psychoactive substances are specified, legal norms regulating liability for its trafficking are analyzed and the necessity of legislation improvement in this sphere is concluded. Key words: psychoactive substances, drugs, psychotropic substances, drug and psychotropic substance precursors, potent substances, poisonous substances, register of new hazardous psychoactive substances, trafficking of psychoactive substances, drug and substance intoxication.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) дополнен новой статьей 2341

«Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ»

[1]. С вступлением в действие этого закона не только появилась в УК РФ еще одна статья, устанавливающая ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, но и появился новый, ранее не известный российскому уголовному праву предмет преступления, определенный как «новые потенциально опасные психоактивные вещества».

В связи с изложенным представляется весьма актуальным рассмотрение вопросов, связанных с раскрытием понятия «новые потенциально опасные психоактивные вещества» и объективной обусловленности криминализации деяний с такими веществами, а также рассмотрением процедурных вопросов отнесения к этой категории контролируемых веществ и прогнозируемых проблемных вопросов квалификации деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 2341 УК РФ. 1. Понятие психоактивных веществ, контроль за их оборотом и установление ответственности за незаконный оборот психоактивных веществ.

Под психоактивными веществами традиционно принято понимать весьма широкий круг веществ естественного или искусственного происхождения, употребление которых оказывает влияние на функционирование центральной нервной системы человека[2]. Употребление отдельных психоактивных веществ, таких как чай, кофе, табак, алкоголь, вошло в повседневную жизнь людей.

И хотя чрезмерное употребление этих веществ может повлечь за собой вредные последствия, они не столь разрушительны, чтобы запрещать их оборот.

Тем не менее принимаются меры по ограничению распространения потребления табака и алкоголя, в т.ч. на международном уровне[3]. Так, например, Российская Федерация в 2008 г. присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.)[4], а также приняла специальный антитабачный закон[5].

Большая часть психоактивных веществ (в т.ч. наркотические средства и психотропные вещества, обычно именуемые обобщенно как наркотики) в случае немедицинского употребления формирует болезненное пристрастие к ним, ведет к поражению мозга и такой психической и физической зависимости, при которой жизнедеятельность организма поддерживается только при условии постоянного (как правило, все увеличивающегося) приема этих веществ и, как следствие, к разрушающим организм и личность человека заболеваниям (наркомании[6] и токсикомании[7]), принимающим характер эпидемии.

Клинические проявления новых потенциально опасных психоактивных веществ при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Ретроспективный анализ проводился среди актов медицинского освидетельствования и результатов химико-токсикологических исследований. Химико-токсикологическое исследование проводилось с помощью предварительного иммунохроматографического метода и подтверждающего метода хрома-томасс-спектрометрии в химико-токсикологической лаборатории ГБУ РО «НД». В исследовании приняли участие 5705 человек, которые проходили медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в ГБУ РО «НД» в 2016 и 2017 гг.

Для изучения клинических признаков опьянения были выбраны освидетельствуемые, употребляющие препараты прега-балин и тропикамид.

Со слов осви-детельствуемых, употребление пре-габалина было в дозировке от 600 до 1200 мг, а тропикамида — от 10 до 20 мл (1 —2 флакона).

Из исследования исключались пациенты, применяющие данные ПАВ по назначению врача.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В 2016 году в кабинете медицинского освидетельствования было проведено всего 2931 освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического, токсического). По их результатам у 463 человек (16%) было выявлено алкогольное опьянение, у 1271 человека (43%) — наркотическое опьянение, трезвыми были признаны 1057 человек (36%), отказались от прохождения НАРКОЛОГИЯ освидетельствования 96 человек (3%), у 44 человек (2%) были выявлены новые, потенциально опасные ПАВ, не относящиеся к списку наркотических веществ (рис.

1). В 2017 году в кабинете медицинского освидетельствования было проведено всего 2774 освидетельствования.

По их результатам у 304 человек (11%) было выявлено алкогольное опьянение, у 1303 человек (47%) — наркотическое опьянение, были признаны трезвыми 866 человек (31%), отказались от прохождения освидетельствования 105 человек (4%), у 196 человек (7%) были выявлены новые, потенциально опасные ПАВ, не относящиеся к списку наркотических веществ (рис.

2). При сравнении данных медицинских освидетельствований на состояние опьянения выявлено увеличение процента употребления новых потенциально опасных ПАВ в 2017 году по сравнению с 2016 годом (рис.

3). К новым потенциально опасным ПАВ относятся: прегабалин, тропика-мид, трамадол, баклофен, карбама-зепин. В 2016 году при обследовании 44 человек, употреблявших новые опасные ПАВ, у 15 человек (34%) был обнаружен прегабалин, у 20 человек (45%) — тропикамид, у 5 человек (11%) — баклофен, у 2 человек (5%) — трамадол, и еще у 2 человек (5%) — карбамазепин. Среди 1271 человека с выявленным наркотическим опьянением у 456 человек отмечено смешанное употребление различных ПАВ, среди которых: прегабалин (у 158 человек) и тропикамид (у 297 человек).

В 2017 году при обследовании 196 человек, употребляющих новые опасные ПАВ, у 129 человек (66%) обнаружен прегабалин, у 40 человек (21%) выявлен тропикамид, у 9 человек (4%) — баклофен, у 10 человек (5%) — трамадол, у 8 человек (4%) — карбамазепин.

Среди 1303 человек, ■ Алкогольное опьянение ■ Наркотическое опьянение ■ Трезвые Отказ ■ Новые ПАВ Рис.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С НОВЫМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Это было вызвано тем, что в 2005 г. Д. Хаффман, работающий в американском университете в Клемсоне, получил синтетический каннаби-ноид JWH-018, который по своему воздействию на организм человека1 в пять раз сильнее марихуаны [2, с. 35-40]. JWH-018 в определенных пропорциях растворяли в жидкости (спирте, ацетоне, воде) и приготовленным раствором обрабатывали различную аптечную траву, табак либо иную измельченную массу растительного происхождения.

После высушивания ее использовали как курительную смесь. Для адекватного реагирования на складывающуюся криминогенную обстановку в сфе- ре борьбы с психоактивными веществами постановлением Правительства РФ № 934 был утвержден перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и подлежащих контролю в России.

Кроме того, в соответствии со ст.

228, 228.1 УК РФ липа, осуществляющие незаконный оборот вышеуказанных наркотических средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Казалось бы, инструментарий, позволяющий успешно вести борьбу с наркопреступностью, в распоряжении правоохранительных органов имеется и нейтрали-запия наркодельпов — вопрос времени.

Однако наркодельпы, располагая значительными объемами финансовых средств, регулярно привлекают к разработке и синтезированию психоактивных веществ высоко-квалифипи-рованных спепиалистов в области химии, которые создают новые вещества, не входящие в состав запрещенных и, соответственно, не подпадающие под запрет уголовно-правовых норм. Пропесс выявления правоохранительными органами новых психоактивных веществ и принятие государством мер по их запрещению занимает в среднем около года.

В этот период наркоторговпы активно осуществляют их сбыт на территории всей страны, не опасаясь быть привлеченными к уголовной ответственности.

Понимая, что через некоторое время значительная часть этих веществ, находящихся в свободном обороте, будет запрещена, нар-кодельпы, преследуя пель наживы от сбыта наркотиков, заблаговременно организуют разработку и изготовление аналогов либо производных от основных видов психоактивных веществ, химическая формула которых отличается от основного (порой запрещенного) наркотика, что позволяет беспрепятственно реализовывать их, не опасаясь быть привлеченным к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств.

Так, в первые 5-7 лет ими были разработаны новые психоактивные вещества (ЛШН-175; ЛШН- 1 Исследователи, изучающие действие эндоканнабиноидов, содержащихся в психоактивном веществе JWH 018, на каннабиноидные рецепторы СВ1 и СВ2, принадлежащие к недавно открытой эндоканнабиноидной сигнальной системе, отметили, что психоактивный эффект при воздействии на человека возникает гораздо быстрее, чем при употреблении марихуаны. — 42 — № 3 (28) • 2017 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 194; ЛШИ-197; ЛШИ-184 и др.) и организован их сбыт на всей территории страны.

Затем, в 2012-2013 гг., из Юго-Восточной Азии пришла новая «волна» синтетических наркотиков ЛШИ-210, ЛШИ-200, ЛШИ-203, ЛШИ-249 и др.

1. В Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее — Реестр), включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. 2. Оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в Российской Федерации запрещается.

3. Использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 4. Решение о включении вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, перечисленных в пункте 1 статьи 53 настоящего Федерального закона, сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона.

6. Порядок формирования и содержание Реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Реестр и решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о включении веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о включении вещества в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 9. Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. 10. Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в Реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр.