avtoritet-delo.ru Юридический портал
Главная > Банкротство > Обратная сила административного закона

Обратная сила административного закона

Банкротство

Обратная сила административного закона

Оглавление:

Принципы обратной силы административного правонарушения


54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ. Необходимо отметить, что «придать нормативному правовому акту обратную силу» означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу.

Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. Так, приговором Октябрьского районного суда г. Усть-Каменогорска В.П.Михайлов был признан виновным за незаконное приобретение, хранение наркотического средства без цели сбыта повторно, в крупном размере (ст.

214 ч. 3 УК КазССР), а также в предоставлении помещения для потребления наркотического средства (ст. 251-1 ч.2 УК КазССР). Суд назначил по совокупности преступлений 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и на основании ст.

В соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

1 ст. 12.8 КоАП РФ в части, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, определяемом как наличие в выдыхаемом воздухе чистого этанола в концентрации менее 0,16 мг/л.

Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения, а впредь до этого установленный оспариваемыми нормами штраф, может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц. По существу, оглашенное Постановление Конституционного Суда РФ сформулирован общий принцип назначения административных наказаний, который должен учитываться судами при рассмотрении любых дел об административном правонарушении.

Между тем, поскольку предметом рассмотрения

Какой закон имеет обратную силу на территории РФ и как его определить

Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.

Какой закон имеет обратную силу — достаточно сложный вопросИтак, ситуация: законодатель принял новый закон в какой-либо сфере права.

Сразу возникает вопрос –

«В какой ситуации его можно считать ретроактивным, то есть имеющем обратную силу?»

. Давайте разбираться. На самом деле ответить на него просто, если обратиться к законодательству РФ.В первую очередь, стоит отметить, что в большинстве законодательных актах прописано: имеют ли принятые в них поправки или нововведения обратную силу по умолчанию или нет. Во всех законодательных положениях России подобная практика отсутствует, за исключением пары ситуаций.В соответствии с законодательством РФ и общемировыми правовыми нормами закон обязательно имеет обратную силу в двух случаях:

  • В положениях принятой поправки или нового закона содержится информация о том, что он является ретроактивным, то есть его действие распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия (период распространения силы закона указан там же).
  • Принятая поправка или новый закон подчиняется общему принципы законодательной ретроактивности, то есть как-либо смягчает или вовсе устраняет действующего ранее закона или каким-либо другим образом направлена на улучшение положения дел субъектов ранее возникших правоотношений, подчиняющихся данному закону.

Выше указана обратная сила закона в законодательной сфере, однако подобное явление также существует и в обычных гражданских правоотношениях.

Порядок действия ретроактивности принятых поправок или ее новых условий должен определяться непосредственно между сторонами соглашения (ГК РФ).Как видите, обратная сила закона не столь сложна к более детальному рассмотрению. Главное – внимательно ознакомиться с нормативно-правовыми актами РФ или же изучить представленный выше материал.ПоделитьсяВКонтактеКлассWhatsAppTelegramЧитайте также:

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч.

2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой,

«если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»

.

В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что следует из сопоставления ч.

2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Установление административной и любой другой юридической ответственности возможно только федеральным законом, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым в указанной форме. Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде.

Административная ответственность может быть усилена в виде повышения размера денежного взыскания либо путем замены имущественных административных санкций наказаниями, ограничивающими свободу правонарушителя.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается обратная сила закона только применительно к постановлению о назначении административного наказания. В отличие от этого, порядок, исключающий обратную силу закона, применяется также и в отношении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Правило об обратной силе закона применяется только в отношении постановления о назначении административного наказания при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих стадии исполнительного производства.

При этом необходимо учитывать, что: а) данное правило применяется в отношении постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП, но не приведенного в исполнение в соответствии со ст.

31.4 КоАП. Таким образом, указанное правило действует также применительно к постановлению, обращенному к исполнению (см. ст. 31.3 КоАП); б) в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение в соответствии с п.

2 ст. 31.7 КоАП. Данные правовые последствия наступают и применительно к вынесенному постановлению о назначении административного наказания в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (см. ч. 1 ст. 32.8 КоАП). 3. Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию

Обратная сила административного закона.

п. 1 ст. 31.7 КоАП); в) правило об обратной силе закона не может быть применено в отношении вынесенного постановления об административном аресте, поскольку данное постановление исполняется ОВД немедленно после его вынесения (см.
Обратная сила закона

15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение.
Особенная часть Кодекса содержит в диспозиции описание признаков состава правонарушения и меры, которые могут применяться за его совершение.

В Общей части Кодекса приведены, в частности, принципы назначения наказания. В соответствии с положениями Федерального закона от 14 июня 1994 г.

N 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ регламентирован в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г.

N 763

«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

.

В нем указывается, что акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. 4. Порядок обнародования и вступления в силу законов субъектов РФ определен в ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

. В этой статье установлено, что «Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования». 5. Территориальные пределы действия законодательного акта об административных правонарушениях определяются, прежде всего, полномочиями органа, его издавшего.

Законы РФ действуют на территории всего государства, если предел их действия не ограничен в самом законе.

Аналогично предел действия закона субъекта РФ — вся территория субъекта, если в законе не установлено иное. 6. Положения, изложенные в ч.

2 комментируемой статьи, полностью соответствуют содержанию ст.

54 Конституции РФ. Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу.

Обратная сила административного закона. Обратная сила закона

Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы.

Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме: Течение времени Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза — тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения».

Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны. Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Действие законодательства об административных правонарушениях во времени Комментарий к статье 1.7 КоАП РФ: 1.

Правила, содержащиеся в комментируемой статье, соответствуют гуманным положениям ст. 54 Конституции РФ , в которой впервые возведены на конституционный уровень нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона.

Из содержания упомянутой статьи Конституции прямо вытекает, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое в момент его совершения признавалось административным правонарушением. 2. Под лицом, совершившим административное правонарушение и подлежащим административной ответственности в соответствии со ст.

2.1 настоящего Кодекса, имеется в виду как физическое, так и юридическое лицо.

Под законом, о котором говорится в ч. 1 комментируемой статьи, в настоящее время имеются в виду КоАП РФ и законы субъектов РФ, так как в соответствии со ст. 1.1 Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Это соответствует положению о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, закрепленному в п.

«к» ст. 72 Конституции РФ . 3. Действующим является закон, вступивший в установленном порядке в силу, если не истек специально указанный срок его действия либо он не отменен другим актом. В соответствии с требованиями статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

Особенная часть Кодекса содержит в диспозиции описание признаков состава правонарушения и меры, которые могут применяться за его совершение. В Общей части Кодекса приведены, в частности, принципы назначения наказания.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Обратная сила административного закона

, а также в предоставлении помещения для потребления наркотического средства (ст.

251-1 ч.2 УК КазССР). Суд назначил по совокупности преступлений 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и на основании ст.1. При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч.

2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно-процессуальной деятельности.а) данное правило применяется в отношении постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП, но не приведенного в исполнение в соответствии со ст.

31.4 КоАП. Таким образом, указанное правило действует также применительно к постановлению, обращенному к исполнению (см.

ст. 31.3 КоАП);При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание.Обратная сила закона — это распространение нормы, установленной законом, на правоотношения, которые зародились до его принятия.

Возможность придания нормативному акту ретроспективного действия используется законодателем для смягчения каких-либо требований или наложения более мягкого наказания, а также в иных случаях.Исходя из принципов гуманности

Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет ().

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.

Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного наказания на основании утратившего юридическую силу закона Российской Федерации или ее субъекта.

Только действующий закон, вступивший в силу в установленном порядке и не отмененный в таком же порядке (в частности по истечении срока его действия, если таковой был установлен), может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности. Это можно проиллюстрировать на примере ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2001 г.

«О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

.

Как указывалось выше, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР, например, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, ряде законов и указов Президиума Верховного Совета СССР.

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично. Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени. Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему. Поскольку речь идет об ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данная норма находится в прямой зависимости от полномочий судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело и назначающего административное наказание.

Иными словами, все зависит от того, обладает ли данный орган или должностное лицо необходимыми полномочиями для рассмотрения данного дела. Об этом, в частности, свидетельствует следующее: при подготовке дела об административном правонарушении определяется не только место и время рассмотрения, но и выясняется, относится ли его рассмотрение к компетенции данного судьи, органа, должностного лица. В случае составления протокола о нарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами либо установления, что данное дело не относится к компетенции данного судьи, органа, должностного лица, оно передается на рассмотрение по подведомственности (включая и территориальную).

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Взыскание ранее наложенных штрафов за такое правонарушение не может быть произведено после 30 июня 2002 г. В том случае, когда КоАП РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, совершенное до 1 июля 2002 г., применяется ответственность, установленная КоАП РФ. Взыскание ранее наложенных штрафов за данное правонарушение после 30 июня 2002 г.

может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера штрафов, предусмотренных КоАП РФ за такое правонарушение. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет, поэтому соответствующие положения Кодекса могут применяться только в отношении административных правонарушений, допущенных лицами после 30 июня 2002 г. Ответственность же за правонарушения, совершенные до указанной даты, наступает по правилам ранее действовавшего законодательства.

При применении положений ч. 2 настоящей статьи суды исходили из следующего: — пересмотр вынесенных до 1 июля 2002 г. и неисполненных постановлений о назначении административных наказаний судами, органами, должностными лицами, вынесшими данные постановления, не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел; — если после 30 июня 2002 г. материалы упомянутых выше дел направлены для пересмотра в суд, которому подведомственны эти дела в соответствии с КоАП РФ, суд должен осуществить такой пересмотр, не возвращая материалы отправителю; — если орган (должностное лицо), вынесший постановление, сам не пересматривает его и не направляет материалы для пересмотра в суд, уполномоченный рассматривать дела в соответствии с КоАП РФ, пересмотр может быть осуществлен полномочным судом по заявлению лица, совершившего административное правонарушение.

При этом необходимо иметь в виду, что арбитражный суд не вправе пересмотреть судебный акт, вынесенный судом общей юрисдикции, поскольку такой пересмотр осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства.

3. Одним из основных условий законности и легитимности деятельности органов и должностных лиц по применению мер административной ответственности является соблюдение ими установленного порядка осуществления указанной деятельности, т.е.

правил производства по делу об административном правонарушении. По общему правилу производство осуществляется в порядке, определенном нормативным актом, действующим на момент его проведения, даже если сам факт правонарушения подпадал под юрисдикцию иного нормативного акта. В указанном случае применение мер ответственности осуществляется в соответствии с предписаниями акта, действовавшего в момент совершения правонарушения, а производство по делу осуществляется по правилам, установленным законом, действовавшим в момент его возбуждения.

Имеет ли обратную силу закон об административных правонарушениях

31 октября 2020 Автор КакПросто!

Обратная сила закона не является постоянной практикой и не затрагивает все отрасли права.

Однако в некоторых случаях, если это предусмотрено новым вводимым законом, или это было оговорено в акте введения в действие исполнения наказания — закон может иметь обратную силу.

Статьи по теме:

Вопрос «Как бороться с коррупцией простой женщине.если почти все способы добиться справедливости исчерпаны?» — 1 ответ Это законодательная сила, которая может смягчить или вовсе упразднить исполнение наказание правонарушителем. Решение суда опирается на действующее законодательство в той области права, в которой было совершено нарушение.

Однако любая юридическая ответственность устанавливается Федеральным законом, и этот же закон может вносить поправки в действующий кодекс (уголовный, административный, гражданский и прочие).

Дело ведётся по закону, действующему на момент совершения преступления, вплоть до его отмены. Иными словами, если гражданин приговорен к какой-либо ответственности, установленной согласно действующему законодательству, но до вступления приговора в силу в закон вносится изменение, то наказание может быть смягчено или даже упразднено.Этот механизм действует и в обратную сторону. Усиление ответственности также предусматривает введение санкции, подразумевающих более серьёзные ограничения (в случае административного нарушения) имущественных/личный неимущественных прав гражданина в сравнении с наказанием, действовавшим до поправок.

Административная ответственность может быть усилена путём увеличения взыскательных с нарушителя денежных средств, или заменой денежного штрафа на иное наказание, ограничивающее правонарушителя на свободу передвижения или каким-то иным образом ущемляя его неимущественные (публичные) права.В случае одновременного вступления в силу положений закона, который отменяет административную ответственность за содеянное и устанавливающих за это же деяние уголовную ответственность, правонарушитель подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.Гражданин, совершивший административное правонарушение, подлежит ответственности на основании статьи административного кодекса, действовавшего непосредственно на момент совершения правонарушения.Закон, смягчающий или полностью отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на гражданина, который совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу. При этом могут быть уменьшены размеры имущественных санкций, либо сокращены сроки применения административных наказаний, ограничивающих неимущественные (публичные) права нарушителя.Этот закон поддерживает конституционный принцип, согласно которому ни один гражданин не должен нести ответственность за деяние, которое не считалось правонарушением на момент его совершения. Источники:

  • кодекс об административных правонарушениях

Совет полезен?

Да Нет Распечатать Поиск Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос? Спросите нашего эксперта: jemma-happiness Эксперт Юрист 44 11 подписчиков Все эксперты в этой области

Коап рф обратная сила закона.

Обратная сила административного закона

1.7.

«Действие законодательства об административных правонарушениях во времени»

определяет: «1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет . 2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.» Пример Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ установил статьей 7 (п. 6), что действие пп. 5 п. 4 ст.

105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2012 года (т.е.

нормам пп. 5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ придана обратная сила).

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 1.7 КоАП РФ 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Обратная сила закона при назначении административного наказания в свете постановления КС РФ

Вопросы снижения ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях на стадии исполнения судебных постановлений (либо постановлений административных органов) волнуют юристов крайне давно. При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Эти положения находятся в соответствии с требованиями ст. 54 Конституции РФ, устанавливающей, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Одной из последних в области юридической практики, такую возможность предоставил Федеральный закон № 196-ФЗ от 23 июля 2013 года

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

, вступивший в силу 01 сентября 2013 года, согласно которому утрачивает силу ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в части, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, определяемом как наличие в выдыхаемом воздухе чистого этанола в концентрации менее 0,16 мг/л.

Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения, а впредь до этого установленный оспариваемыми нормами штраф, может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц. По существу, оглашенное Постановление Конституционного Суда РФ сформулирован общий принцип назначения административных наказаний, который должен учитываться судами при рассмотрении любых дел об административном правонарушении.

Вместе с тем, соответствующие изменения должны быть также внесены в текст КоАП РФ, но их скорое появление представляется сомнительным.

Между тем, поскольку предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ были лишь конкретные нормы КоАП РФ, а сформулированная им позиция не может сама по себе носить ущемляющий конституционные права характер, считаю, что с учетом требований ст.

19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, суды впредь до внесения соответствующих изменений закона, должны иметь возможность снижать размер штрафа ниже низшего предела, чем это предусмотрено санкцией соответствующей нормы КоАП РФ и по иным составам административных правонарушений. Кроме того, учитывая принцип обязательности постановлений Конституционного Суда РФ в правовой системе, полагаю, что издание рассматриваемого Постановления является основанием для пересмотра в порядке ч.