avtoritet-delo.ru Юридический портал
Главная > Дарение > Особенности процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Особенности процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Дарение

Особенности процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров


Для этого нужно подать ходатайство об этом вышестоящему должностному лицу или написать заявление об обеспечительных мерах в суд. Исходя из судебной практики, суды часто устанавливают обеспечительные меры, о которых просит заявитель. При этом вышестоящая налоговая инстанция нередко отказывает в приостановлении действия решения инспектора, так как она мало заинтересована в исходе дела, который будет благоприятен для налогоплательщика. Именно этим и обосновано привлечение высококвалифицированных правоведов, которые смогут грамотно и быстро защитить законные интересы налогоплательщиков.

Как и любой другой правовой спор, досудебная процедура обжалования решений и действий налоговых органов четко прописана в законодательстве. Основные аспекты установленных законом правил обращения налогоплательщика за защитой своих интересов заключаются в определенных особенностях досудебного порядка урегулирования разногласий. Определенный срок, предоставленный для подачи жалобы на действие, нарушающее законные интересы гражданина равен девяноста дням, и начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что его права нарушаются.

Этот срок можно продлить, но придется доказывать уважительный характер его пропуска. Существует и максимальное время, когда можно обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности. Такой срок равен одному году, но он начинается с момента, когда решение было оглашено. Исключительный характер формы подачи жалобы – она обязательно подается в виде письменного документа.
Специфичный порядок подачи предполагает необходимость обращения с жалобой в тот налоговый орган, который вынес решение или совершил действие, противоречащее закону. У инспекции есть три дня, чтобы передать заявление в инстанцию, правомочную рассматривать его.

Уполномоченный орган может: удовлетворить заявление, и соответственно признать решение не соответствующим нормам закона, может отказать в удовлетворении, может изменить решение, а может выдать новый акт правоприменения, отличный от решения первой инстанции, может отменить акт и закрыть дело.

Рассматривается заявление в течение месяца, этот срок может быть продлен еще на полмесяца, это возможно в случае запроса дополнительных документов и доказательств.После вынесения решения по спору ответ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Наиболее частым нарушением в порядке рассмотрения жалоб граждан является пропуск срока рассмотрения. И в такой ситуации помощь юриста становится жизненно необходимой.

Именно специалист, контролируя рассмотрение дела, может проследить за соблюдением процессуального законодательства. В том же случае, если сроки все-таки будут нарушаться, юрист сможет использовать этот факт в ходе дальнейшего разбирательства. Важным правовым моментом в административной процедуре обжалования является составление налоговым органам специального документа, в который вносятся результаты проверки инспекции относительно того, соответствуют ли доводы в жалобе реальному ходу дел.

Обжаловать этот акт в ходе рассмотрения жалобы нельзя, но можно подать на него свои возражения.

Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине?

Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

Как свидетельствует судебная статистика[3], в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  1. незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  2. возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  3. взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  4. незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  5. возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей. В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов.

Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей[4]. Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики.

Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  1. стороне-инициатору;
  2. содержанию требований;
  3. предмету обжалования;
  4. порядку рассмотрения.

В зависимости от инициатора спора выделяют:

  1. споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.
  2. споры от имени налогоплательщиков;
  3. споры по обращениям налоговых, таможенных органов;

По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов.

Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов.

На основании содержания требований, предъявляемых

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров

  • /
  • /

9 марта 2017 0 Рейтинг Поделиться Досудебные налоговые споры с 2014 года стали обязательным условием при изъявлении отечественным налогоплательщиком несогласия с решением фискального органа.

Из нашей статьи вы сможете узнать о досудебной процедуре оспаривания актов налоговой, носящих ненормативный характер. Прохождение определенной процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным условием с 2014 г., когда вступили в силу изменения в часть 1 НК РФ, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ (речь идет о публикации п.

2 ст. 138 НК России в новой редакции).

С этого момента перед тем, как обратиться в суд, несогласное с решением фискального органа предприятие обязано пройти все этапы предварительного урегулирования по иерархии от низшего звена до федерального органа. Иными словами, оно должно инициировать старт урегулирования досудебных налоговых споров.

Указанная процедура необходима при обжаловании:

  • актов выездной (камеральной) проверки (п. 2 ст. 138 НК);
  • отказа в предоставлении налогового вычета, возврате излишне уплаченного налога;
  • требования об уплате недоимки;
  • решения о взыскании налогов.

Избежать всех этапов досудебного урегулирования спорных вопросов можно лишь в том случае, если фискальный орган, получивший жалобу от предприятия-налогоплательщика, не принял по ней решения в установленный законодательством срок (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК). включает несколько этапов, причем соблюдение очередности в этом случае является обязательным для налогоплательщика. Иначе решение ИФНС, с которым он не согласен, обретет законную силу, и оспорить его будет гораздо сложнее.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю. Подписаться Остановимся на этих этапах подробнее:

  1. В случае несогласия предприятия-налогоплательщика с итогами прошедшей проверки, отображенными в соответствующем акте, оно может подать свои возражения, изложенные в письменной форме в тот орган, который составил указанный документ. При этом важно помнить, что для досудебных налоговых споров характерно соблюдение установленных для обжалования сроков. К примеру, письменно изложенные возражения на акт фискальной службы, носящий ненормативный характер, подаются не позже 1 месяца с момента его вручения (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения подаются на протяжении 10 дней после завершения указанного в соответствующем налоговом решении срока, назначенного для проведения вспомогательных мероприятий фискального контроля (п. 6.1 ст. 101 НК).Направленные фискалам возражения вместе с другими материалами рассматриваются руководителем налоговой в течение максимум 10 дней, отсчитываемых с последнего дня срока, установленного для их подачи. По итогу такого рассмотрения выносится одно из решений: либо о привлечении налогоплательщика к соответствующей ответственности, либо об отказе в этом.Как указывается в п. 9 ст. 101 НК, упомянутые решения обретают силу через месяц после даты вручения. Если при этом плательщик налогов уклоняется от получения решения, оно считается врученным на 6-й день после отправки соответствующего заказного письма фискальным органом.
  2. На решение, еще не вступившее в силу, может быть подана апелляционная жалоба (далее — апжалоба). Она адресуется вышестоящей фискальной инстанции, но подается через ИФНС, принявшее оспариваемое предприятием решение (пп. 1, 2 ст. 139.1 НК). При этом решение фискального органа, на которое была подана апжалоба, по нормам из ст. 101.2 НК вступает в силу лишь в той части, которая не была:
    • отменена вышестоящей инстанцией;
    • оспорена предприятием.

    Жалоба на решение вышестоящего фискального органа, принятое по результатам апелляционного рассмотрения (абз.

    3 п. 2 ст. 138 НК), может быть направлена в федеральную службу в 3-месячный срок (п. 2 ст. 139 НК).

  3. Если налоговое решение уже обрело силу, тогда предприятие в годичный срок сможет подать жалобу в вышестоящий орган фискальной службы (пп. 1, 2 ст. 139 НК). При этом, как указывается в п.

    5 ст. 138 НК, оспаривание решения, которое обрело силу, не приостанавливает его действие.

    Однако исполнение может быть приостановлено по заявлению предприятия при условии предоставления им банковской гарантии на сумму недоимки.

При этом предприятие-налогоплательщик, которое по какому-либо уважительному основанию пропустило срок для оспаривания налогового акта, носящего ненормативный характер, может ходатайствовать о восстановлении сроков для досудебного оспаривания. Срок для оспаривания в таком случае может быть восстановлен вышестоящим фискальным органом, в чей адрес направляются и жалоба, и ходатайство (п. 2 ст. 139 НК). *** Итак, после принятия ряда изменений, внесших коррективы в процесс оспаривания фискальных решений, процедура обжалования актов ненормативного характера была существенно изменена.

Если до 2014 г. налогоплательщик, несогласный с решением фискального органа, мог выбирать между досудебным порядком обжалования и обращением в суд, то на сегодняшний день прохождение процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным. Рейтинг Поделиться Следующий материал Юридическая консультация После прочтения остались вопросы?

Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас! Звонок бесплатный. Советуем прочитать 30 сентября 2020 0 25 сентября 2020 0 19 сентября 2020 0 Новости раздела 24 июля 2020 0 6 марта 2020 0 20 февраля 2020 0

Подписаться на рассылку Подписаться

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Встатьях 140, 141 регламентированы лишьосновные моменты. Так, по итогамрассмотрения апелляционной жалобы нарешение или жалобы на акт инспекциивышестоящий налоговый орган иливышестоящее должностное лицо вправе:-оставить решение без изменения, а жалобубез удовлетворения;- отменить илиизменить решение полностью или частичнои принять новое решение (отменить актинспекции);- отменить обжалуемоерешение и прекратить производство поделу.

Решение налогового органа(должностного лица) по жалобе принимаетсяв течение одного месяца со дня ееполучения.

Этот срок может быть продленне более чем на 15 дней для запросанеобходимых документов (информации). Орешении в течение трех дней со дня егопринятия сообщается в письменной формелицу, подавшему жалобу (п.

3 ст. 140 Налоговогокодекса РФ).

В случае если вышестоящийналоговый орган нарушил срок рассмотренияапелляционной жалобы, то организация,не дожидаясь результатов рассмотренияее жалобы, вправе обратиться в суд дляобжалования решения нижестоящегоналогового органа. Мироваяпрактика дает нам множество примеровзаконодательного закрепления медиации.Так в США, Канаде, Великобритании иГермании 80% споров разрешаются в процедуремедиации, не доводя до суда, безвмешательства полиции или иныхгосударственных органов.
Имеющийся насегодняшний день опыт ФРГ в данной сферепозволил еще раз убедиться в высокойэффективности данного метода подосудебному разрешению споров.

В Германии Источник: https://StudFiles.net/preview/4168723/ Из интервью с Еленой Суворовой, начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, вы узнаете об измененном порядке подачи и рассмотрения жалоб, а также о возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до принятия итогового решения по жалобе. Порядок досудебного обжалования несколько изменился.

Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие новации внесены в процедуру?

Действительно, Федеральным законом

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

(Федеральный закон от 01.05. 2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года. Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии (п.

5 ст. 138 НК РФ). Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов. Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ). Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того, Законом № 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы (п.

2 ст. 140 НК РФ)

Особенности урегулирования налоговых споров

Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК). Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  1. установлении недействительности в отношении сделки.
  2. закрытии организации;
  3. удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  4. выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части.

Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК). С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом).

Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ). Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  1. решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).
  2. отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ). Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141). В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом.

Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта.

Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган. В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Но с 2020 года его необходимо применять для всех налоговых конфликтов без исключения.

Это очень хорошо в первую очередь для налогоплательщиков, которые могут разрешить спор с помощью вышестоящего налогового органа. К тому же, такое обращение не облагается , то есть является абсолютно бесплатным.

Досудебное урегулирование в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.

Именно он является в этом конфликте третьим лицом.

Согласно Налоговому кодексу () подавать жалобу необходимо через налоговый орган, решение которого в ней оспаривается. Именно оттуда ее направят далее. Если во время рассмотрения своей жалобы налогоплательщик признает то, что он нарушил налоговое законодательство, он может рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Классификацию налоговых споров смотрите в статье: .

Какова ответственность за непредоставление налоговой декларации физическим лицом, .

А вот ухудшение дел налогоплательщика на данном этапе не предусмотрено. Это возможно, если отсутствовала длительная процедура судебного разбирательства.

Налогоплательщик с помощью досудебного урегулирования может обжаловать:

  1. требование неправомерной уплаты пени или штрафа;
  2. взыскание высокой суммы налога;
  3. приостановление всех возможных операций по банковским счетам.
  4. отказ о проведении ;

Существует несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик: Подается для обжалования решений ненормативного характера, вступивших в силу Для обжалования действия налоговых служб Требуется для обжалования тех актов налогового органа, которые не вступили в силу Процедура досудебного урегулирования налоговых конфликтов по закону состоит из двух этапов: Рассмотрение жалоб на акты Которые составлялись на основании проверок Рассмотрение возражений на действия Должностных лиц налоговых органов Любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговых органов, а также составленные ими в ходе проверки акты. Для этого ему необходимо составить в письменном виде жалобу, конкретно указав предмет спора. Также в документе должны быть указаны реквизиты актов, которые лицо оспаривает ().

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать (). Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  1. доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.
  2. документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  3. расчеты сумм;

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска. Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено.

Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве. Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  1. 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.
  2. 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  3. 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст.

101 НК РФ). Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года.

Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов. Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения. ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст.

198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Под медиацией в действующем законодательстве, а именно законе

«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

от 27.07.2010 № 193-ФЗ, понимается нивелирование конфликта при содействии посредника-медиатора. Нацелена такая процедура на разрешение спора без привлечения суда, хотя может применяться как до, так и после обращения в эту инстанцию. Важные условия устранения разногласий подобным методом:

  1. наличие доброй воли обеих сторон на достижение компромисса;
  2. содействие независимого посредника-медиатора в разрешении спора.

Однако налоговые правоотношения в настоящее время не входят в сферу действия закона о медиации.

Так, ст. 1 закона № 193-ФЗ содержит норму, согласно которой споры, не перечисленные в ней (а налоговых споров в том перечне нет), могут разрешаться с помощью медиации, только если это установлено законом. Действующее законодательство такой специальной оговорки не содержит, а значит, закон о медиации к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, не применяется. Здесь уместно упомянуть ст. 105.31 НК РФ, которая вводит понятие взаимосогласительной процедуры.

Тем не менее эта процедура хотя и проводится в целях урегулирования разногласий, все же не подходит

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Для этого нужно подать ходатайство об этом вышестоящему должностному лицу или написать заявление об обеспечительных мерах в суд.

Исходя из судебной практики, суды часто устанавливают обеспечительные меры, о которых просит заявитель. При этом вышестоящая налоговая инстанция нередко отказывает в приостановлении действия решения инспектора, так как она мало заинтересована в исходе дела, который будет благоприятен для налогоплательщика.

Именно этим и обосновано привлечение высококвалифицированных правоведов, которые смогут грамотно и быстро защитить законные интересы налогоплательщиков.Как и любой другой правовой спор, досудебная процедура обжалования решений и действий налоговых органов четко прописана в законодательстве. Основные аспекты установленных законом правил обращения налогоплательщика за защитой своих интересов заключаются в определенных особенностях досудебного порядка урегулирования разногласий.Определенный срок, предоставленный для подачи жалобы на действие, нарушающее законные интересы гражданина равен девяноста дням, и начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что его права нарушаются.

Этот срок можно продлить, но придется доказывать уважительный характер его пропуска.Существует и максимальное время, когда можно обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности. Такой срок равен одному году, но он начинается с момента, когда решение было оглашено.Исключительный характер формы подачи жалобы – она обязательно подается в виде письменного документа.Специфичный порядок подачи предполагает необходимость обращения с жалобой в тот налоговый орган, который вынес решение или совершил действие, противоречащее закону.

У инспекции есть три дня, чтобы передать заявление в инстанцию, правомочную рассматривать его.Уполномоченный орган может: удовлетворить заявление, и соответственно признать решение не соответствующим нормам закона, может отказать в удовлетворении, может изменить решение, а может выдать новый акт правоприменения, отличный от решения первой инстанции, может отменить акт и закрыть дело.Рассматривается заявление в течение месяца, этот срок может быть продлен еще на полмесяца, это возможно в случае запроса дополнительных документов и доказательств.После вынесения решения по спору ответ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.Наиболее частым нарушением в порядке рассмотрения жалоб граждан является пропуск срока рассмотрения.

И в такой ситуации помощь юриста становится жизненно необходимой. Именно специалист, контролируя рассмотрение дела, может проследить за соблюдением процессуального законодательства.

В том же случае, если сроки все-таки будут нарушаться, юрист сможет использовать этот факт в ходе дальнейшего разбирательства.Важным правовым моментом в административной процедуре обжалования является составление налоговым органам специального документа, в который вносятся результаты проверки инспекции относительно того, соответствуют ли доводы в жалобе реальному ходу дел. Обжаловать этот акт в ходе рассмотрения жалобы нельзя, но можно подать на него свои возражения.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

> > 05 сентября 2017 Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС.

Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил. Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п.

2 ст. 138 НК является обязательным. При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п.

1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков.

В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы. Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом.

Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе. Соответствие направленной жалобе требованиям ст.

139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки).

Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК). Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п.

3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование. Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК).

Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений. Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!

Советуем прочитать Последнее с форума

Досудебное урегулирование налоговых споров

Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  • Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.
  • Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  • Расчет суммы;
  • Доверенность, ЕС

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве.

Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года.

Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях.

Основания для этого утверждены в НК РФ:

  1. Если жалоба отозвана обратно;
  2. Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  3. В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  4. Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области.

Особенно, когда эта процедура стала обязательной.Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах.