Оглавление:
Определение точки безубыточности производства продукции. Можно ли предприятию получить финансовый результат более 20%? — Уровень рентабельности в цене продукции, поставляемой участниками кооперации.
Управление рентабельностью при выполнении контрактов по ГОЗ. Соотношение расчетного и экономически обоснованного уровней рентабельности при определении прибыли в составе цены на продукцию по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при необходимости направления части прибыли на развитие производства.
— Другие проблемные вопросы обоснования состава и величины накладных расходов, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и пути их решения. Соответствие предконтрактного и контрактного ценообразования. Соотношение прогнозных и начальных (максимальных) цен контрактов ГОЗ.
— Анализ контролирующими органами состава затрат, принимаемых для формирования себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ.
— Разработка и согласование договоров в условиях кооперации.
Причины и основания одностороннего расторжения госконтракта.
Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов,в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п.
Оптовые закупки и формирование складских запасов. Как влияет метод списания затрат на себестоимость оборонной продукции?
Чем в кооперации Поставщик отличается от Исполнителя и можно ли их заставить открывать отдельные банковские счета?
· Идентификатор государственного контракта по ГОЗ.
Наше законодательство действует в системе: есть Конституция, Гражданский кодекс… Есть закон о контрактной системе, а дальше уже – определённая специфика. Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общими.
Это вполне логично, так как речь идёт о безопасности и обороноспособности государства – здесь нельзя обойтись общими нормами. Иными словами, 275-ФЗ как бы конкретизирует некоторые аспекты 44-ФЗ. – В прошлом году ГОЗ выполнен не на 100%.
Как думаете, что мешает выполнять его в полном объёме? Может, дело в несовершенствах законодательства? – Чтобы дать комплексный ответ, что конкретно мешает выполнять ГОЗ в полном объёме, нужно говорить и о макро-, и о микроэкономических причинах, и об общей ситуации на рынке.
Я же могу дать ответ только как юрист.
Да, законодательство несовершенно.
Законодательство у нас очень нестабильное: постоянно вносится какое-то сумасшедшее количество поправок в законы, 275-ФЗ – не исключение. Несовершенства имеют место быть. Но нужно понимать, что не законодатели являются инициаторами поправок в законодательство.
Инициаторами могут быть и все участники ГОЗ, и Министерство обороны. Насколько я знаю, сейчас разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм.
Будем надеяться, что хотя бы некоторые законодательные препоны исчезнут, потому что, ещё раз повторю, мне сложно судить, в чём заключаются конкретные причины неисполнения ГОЗ, потому что это могут быть и действия головных исполнителей, и заказчика, и общие макроэкономические причины. С точки зрения законодательства здесь есть, над чем работать. – С сентября 2015 года вступили в силу масштабные поправки в законодательство по ГОЗ.
В чём их суть? Что принципиально изменилось в ГОЗ с их внесением? – Начну с того, что в прошлом году 275-ФЗ был очень серьезно модернизирован.
Причем особенность заключалась в том, что поправкам, внесённым в закон о ГОЗ, была придана обратная сила. Это нонсенс для современного законодательства, потому что, как известно, закон обратной силы не имеет. Если только иное не сказано в самом законе.
Произошло следующее. Контракты в рамках ГОЗ длительные: это не один год, есть контракты пятилетние, есть ещё больше. Например, трёхлетний контракт на ГОЗ – это абсолютно нормальная ситуация в отличие от обычных контрактов по 44-ФЗ, где в 95% случаев 25 декабря бюджетные ножницы отрезают деньги, соответственно, и контракты, в основном, небольшие по срокам. Поправки начали действовать с 1 сентября 2015 года.
Казалось бы: если у тебя уже заключён государственный контракт на оборонку, то ты можешь его спокойно заканчивать, а новые контракты уже заключать по новым правилам.
Нет! Было предусмотрено, что новый закон будет применяться и к тем контрактам, которые были заключены ранее.
Вопросы и ответы
1 ст.
– Допускает ли закон №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» получение соисполнителем прибыли на расчетный счет после исполнения своих обязательств по государственному контракту? – Согласно нормам закона №275-ФЗ, ст.
8.3, п. в, речь идет о том, что денежные средства в качестве прибыли можно списывать на иные банковские счета только после исполнения контракта, однако прибыль должна быть зафиксирована сторонами в государственном контракте при его заключении. Если вы в контракте не зафиксировали сумму прибыли, то этот вопрос можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью контракта. Практика правоприменения этой нормы неоднозначна, в связи с чем некоторые уполномоченные банки, например ПАО «Сбербанк», не принимают дополнительное соглашение в качестве основания для снятия прибыли по завершенному контракту, расценивая это как нарушение норм закона №275-ФЗ.
В то время как АО «Газпромбанк» принимает подобные дополнительные соглашения. Представители Департамента финансового мониторинга Минобороны утверждают, что в условиях переходного периода фиксирование прибыли через дополнительные соглашения к контрактам носит массовый характер, и совместно с юристами готовят документ для банков, в котором такие соглашения в определенных случаях будут считаться легитимными.
– Сможет ли исполнитель получить окончательный расчет по контракту в случае досрочного исполнения государственного контракта? – Окончательный расчет по государственному контракту неразрывно связан с исполнением контракта и направлением государственным заказчиком уполномоченному банку уведомления об исполнении контракта. Если заказывающий орган не оформит досрочное исполнение заказа, то с окончательным расчетом до формального срока завершения контакта могут возникнуть сложности.
Для Департамента финансового мониторинга процедура направления уведомления об исполнении контракта и закрытии отдельного счета следующая: государственный заказчик информирует Департамент финансирования гособоронзаказа о подписании акта приема-передачи по государственному контракту, в свою очередь Департамент финансового обеспечения готовит заключение об окончании взаиморасчетов по контракту.
Как только происходит подтверждение нулевого сальдо по контракту и акту приема-передачи, Департамент финансового мониторинга направляет заключение в уполномоченный банк.
В связи с тем, что государственный контракт исполнен раньше срока, от государственного заказчика требуются дополнительные аргументы в Департамент финансового обеспечения в отношении досрочной сдачи продукции.
Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны.
Но закон требует указания только одной страны. При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 — за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.
Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица.
“Головной исполнитель по государственному оборонному заказу — это исполнитель, с которым заключен контракт”.
Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.
Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена.
Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается.
Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.
Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция.
Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.
Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.
Конкурентные способы делятся на: а) аукцион б) конкурс в) запрос котировок г) запрос предложений Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком.
Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.
К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.
Чтобы провести закупку открытым способом, нужно провести ряд действий.
Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки.
Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый).
Порядок и возможности использования денежных средств, банковское сопровождение, управление рисками при исполнении контрактов.
Вопросы определения состава затрат при наличии требований к правомерному их включению в себестоимость продукции. Определение точки безубыточности производства продукции.
Можно ли предприятию получить финансовый результат более 20%? — Уровень рентабельности в цене продукции, поставляемой участниками кооперации. Управление рентабельностью при выполнении контрактов по ГОЗ.
Соотношение расчетного и экономически обоснованного уровней рентабельности при определении прибыли в составе цены на продукцию по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при необходимости направления части прибыли на развитие производства. — Другие проблемные вопросы обоснования состава и величины накладных расходов, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и пути их решения.
Соответствие предконтрактного и контрактного ценообразования. Соотношение прогнозных и начальных (максимальных) цен контрактов ГОЗ.
— Анализ контролирующими органами состава затрат, принимаемых для формирования себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ.
— Разработка и согласование договоров в условиях кооперации.
Специфика анализа проектов договоров в системе ГОЗ. Проверка контрагентов в контрактной системе ГОЗ. Предупреждение образования просроченной дебиторской задолженности.
Профилактика неисполнения договоров контрагентами в рамках ГОЗ. — Роль военных представительств государственного заказчика при выполнении госзаказа и приемке его результатов. Причины и основания одностороннего расторжения госконтракта.
1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о гособоронзаказе).——————————— URL: http://government.ru/dep_news/9524 (дата обращения: 20.06.2014).Следует отметить принципиальное отличие примерных условий государственных контрактов от типовых условий. Если типовые условия должны быть установлены государственным заказчиком в государственном контракте в обязательном порядке (ч.
6 ст. 112 Закона о контрактной системе), то примерные условия обязательны для установления в государственном контракте только в том случае, если это прямо определено в нормативных правовых актах.Государственным заказчикам ГОЗ рекомендуется руководствоваться Положением при подготовке и заключении государственных контрактов, а также при разработке типовых форм или типовых условий государственных контрактов.В Положении не закрепляется исчерпывающий перечень условий государственных контрактов по ГОЗ.
Государственный заказчик вправе определять в государственном контракте не только условия, предусмотренные Положением, но и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия (п. 32 Положения).В п. 3 Положения воспроизведено правило ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В случае заключения государственного контракта по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя в контракт включаются условия, которые были предусмотрены извещением об осуществлении закупки продукции или приглашением принять участие в определении головного исполнителя, документацией о закупке, заявкой, а также окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт. Напомним, что в Законе о контрактной системе (ч.
Состав комплекта подготавливаемых документов зависит от вида применяемой конкурентной процедуры.
Например, при применении запроса котировок не требуется подготовка документации о закупке.Согласно п. 5 Положения в государственном контракте по ГОЗ следует указывать, что он заключается в целях выполнения ГОЗ.
Такое указание имеет важное значение, так как заключение государственного контракта по ГОЗ влечет для головного исполнителя возникновение комплекса специальных обязанностей (ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе), отличных от обязанностей исполнителей обычных государственных контрактов.
К примеру, головной исполнитель ГОЗ обязан осуществлять раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.Предмет государственного контракта по ГОЗ должен определяться путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект и (или) объекты закупки, по правилам ст.
2.6.
учётом идентификатора Государственного контракта при расчётах, согласно п. 1.2 настоящего Договора;-проводить расчёты по Договору через Уполномоченный банк, в соответствии с реквизитами;- использовать для расчётов по Договору в качестве счёта ПАО ААК «ПРОГРЕСС» открытый в Уполномоченном банке отдельный счёт;- предоставлять по запросу Покупателя информацию о каждом привлечённом Поставщиком соисполнителе (третьем лице), полном наименовании соисполнителя (третьего лица), его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе и иную информацию, предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 275-ФЗ от 29.12.2012 г. «О государственном оборонном заказе»;- заключить дополнительные соглашения к ранее заключённым договорам с соисполнителями (третьими лицами), с обязательным указанием в них информации об идентификаторе Контракта;- условия об осуществлении расчетов по такому договору (договорам) с использованием отдельного счёта, открытого соисполнителем (третьим лицом) в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ от 29.12.2012 г.
«О государственном оборонном заказе» в уполномоченном банке, выбранном Покупателем, при наличии у соисполнителя (третьего лица) с таким уполномоченным банком заключенного договора о банковском сопровождении».- Пункт 2.2.: «Для получения денежных средств за поставляемый Товар в рамках исполнения договора Поставщик должен открыть отдельный счёт в уполномоченном банке — банк ВТБ (ПАО). Идентификатор государственного контракта № 1120187428962020104001256.Истец
При этом законодательство также не требует именовать какие-либо договоры, включая государственные контракты, определенным образом и не устанавливает каких-либо негативных последствий за «неправильное» наименование документа.
Однако в любом случае при рассмотрении спора в судебном порядке суд в силу ст. 431 ГК РФ будет толковать договор исходя из существа возникающих из него обязательств, а не из названия или применяемой терминологии.
А из ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что суд в первую очередь будет применять к договору те нормы, которые прямо регулируют возникающие из него обязательства.
Соответственно, договор, заключенный лицом, не являющимся государственным заказчиком, не будет квалифицирован как государственный контракт, даже если он будет заключаться в целях исполнения государственного контракта, и к нему нормы ГК РФ и Закона N 94-ФЗ о государственных и муниципальных контрактах применяться не будут. Напомним также, что Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1 указанного Закона). Под размещением заказов понимаются действия, совершаемые в соответствии с Законом N 94-ФЗ указанными лицами по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключению с ними соответствующих контрактов или иных гражданско-правовых договоров (ст.
5 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, требования, установленные ст. 9 и другими нормами Закона N 94-ФЗ к условиям контрактов, применяются именно только к контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным вышеуказанными лицами в соответствии с этим Законом. К договорам, заключаемым для обеспечения исполнения этих контрактов, эти требования не применяются.
Исключение составляют случаи исполнения государственного оборонного заказа. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации, а согласно пп.
«а» п. 7 примерного государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г.
N 41, условия этого государственного контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями. В остальных же случаях условия договора субподряда, заключенного с целью исполнения государственного контракта, определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.
В связи с этим напомним, что согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В данном случае законом или иными правовыми актами
Система оборота в рамках государственного оборонного заказа (далее – «ГОЗ») строится на нескольких основных элементах: государственном контракте, контрактах, кооперации и системе отдельных счетов.Государственный контракт заключается только между Государственным заказчиком (например: Росатом, Роскосмос и т.п.) и Головным исполнителем.Головной исполнитель заключает «обычные» контракты с «обычными» Исполнителями (далее – «контракты», «Исполнители»).
Такие же контракты Исполнители могут заключать с Исполнителями следующих уровней. Количество таких уровней законом не ограничено.
Все вместе Государственный заказчик, Головной исполнитель и Исполнители всех уровней составляют кооперацию. Краеугольным камнем ГОЗ является контроль над целевым расходованием бюджетных денежных средств. Главный инструмент такого контроля – это система отдельных счетов в рамках кооперации.
Чтобы стать Исполнителем в рамках ГОЗ, то есть чтобы заключить контракт с Головным исполнителем или Исполнителем предыдущего уровня, организация должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке (он указывается вышестоящим Исполнителем), заключив соответствующий договор банковского счета.С учетом указанного приоритета, исполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа имеет несколько главных особенностей, которые можно обобщить и описать следующим образом: — Целевое расходование всех средств, полученных в оплату исполнения по контракту в рамках ГОЗ.Все расходы, которые Исполнитель оплачивает бюджетными средствами, должны быть направлены исключительно на исполнение контракта. Кроме того, для соблюдения условия о целевом расходовании средств следует вести раздельный учет расходов по контракту в рамках ГОЗ и по расходам в рамках обычной хозяйственной деятельности.
Чтобы обеспечить возможность раздельного учета платежей и финансовых потоков внутри компании – исполнителя, в распоряжениях на перечисление денежных средств обязательно всегда указывать ИГК (идентификатор государственного контракта).
— Обязательное ведение всех расчетов бюджетными средствами только через отдельные счета.Все расчеты ведутся только через отдельные счета.
Но имеется и исключения, которые установлены в ст.8.3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – ФЗ №275). Наиболее важными из них являются следующие:1) Расходы в пределах 3 млн. руб. в месяц Исполнитель контракта может оплачивать на обычные счета (Головной исполнитель – в пределах 5 млн.
руб.). Таким образом, если исполнение вашего контракта требует перечислений за месяц не выше указанных пределов отдельными счетами можно не пользоваться.2) Налоги, сборы и другие обязательные платежи можно оплачивать, используя бюджетные средства, разумеется, на обычные счета.3) Прибыль и возмещение ранее понесенных затрат можно перевести с отдельного счета на обычные, но уже после исполнения контракта. — Возможность у Исполнителя «вывести» деньги с отдельного счета возникает только после полного исполнения контракта.Это прежде всего относится к возмещению тех затрат, которые Исполнитель понес на создание так называемого «задела», то есть запаса продукции, сырья и др., необходимых для исполнения контракта. Эти расходы должны быть понесены организацией за счет собственных средств до заключения контракта, а их размер в твердой сумме должен быть прописан в контракте.Также и прибыль, заранее установленная в контракте, может быть выведена с отдельного счета только после полного исполнения контракта.
Для этого у уполномоченного банка должно иметься подтверждение трех фактов: осуществление поставки (завершения работ), завершение расчетов и отсутствие претензий со стороны Заказчика.Поэтапное возмещение расходов и снятие прибыли для «обычных» Исполнителей также не предусмотрено.Для реализации изложенных выше положений крайне важно, чтобы при заключении контракта его цена, размер заранее понесенных затрат Исполнителя и размер его прибыли были установлены в твердом размере (в абсолютных значениях).
Осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа
Чтобы начать использовать возможности учета контрактов государственного оборонного заказа, необходимо:
В результате в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств, Лицевые счета, Банковские и казначейские счета появятся дополнительные реквизиты для работы с контрактами по государственному оборонному заказу. Справочник предназначен для хранения сведений о государственных контрактах по государственному оборонному заказу, заключенных государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем.В справочнике необходимо заполнить следующие реквизиты:
Все участники кооперации по государственному оборонному заказу обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.Согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «отдельный счет — счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта» .
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральным законом.Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель контракта обязан
В пункте 10.2 Госконтракта предусмотрено, что оплата работ осуществляется с лицевого счета государственного заказчика на расчетный счет ДВЗ «Звезда», а на странице 31 Госконтракта указаны банковские реквизиты такого счета — открытого в филиале «Газпромбанк» в г. Владивостоке.23.07.2013 Банк как кредитор и ДВЗ «Звезда» как заемщик заключили Кредитное соглашение об открытии кредитной линии с лимитом в 12 350 000 000 рублей (далее — Кредитное соглашение).
Целевое назначение кредита согласно пункту 6.2 Кредитного соглашения: финансирование проекта «Создание судостроительного комплекса «Звезда», включая возмещение ранее понесенных затрат на цели реализации проекта».В пункте 4.15 Кредитного соглашения предусмотрена обязанность ДВЗ «Звезда» осуществлять погашение задолженности по Кредитному соглашению в течение двух дней с даты поступления денежных средств по Госконтракту на счета ДВЗ «Звезда» в Банке в следующем порядке:-2016 год – 10 200 000 000 рублей;-2016 год – 2 150 000 000 рублей.В пунктах 4.16, 4.17 Кредитного соглашения соответственно предусмотрена обязанность ДВЗ «Звезда» в течение действия Кредитного соглашения:- не вносить изменения в Госконтракт в части, предусматривающей поступление в течение срока действия Кредита всех денежных средств на счета ДВЗ «Звезда» в Банке;- проводить все расчету по Госконтракту в течение срока действия Кредита через счет ДВЗ «Звезда» в Банке.Согласно пункту 5.1 Кредитного соглашения обеспечением исполнения обязательств ДВЗ «Звезда» является залог имущественных прав на часть денежных средств по Госконтракту в размере не менее 16 065 000 000 рублей.
В обеспечение исполнения Кредитного соглашения между ДВЗ «Звезда» и Банком был заключен договор залога имущественных прав (прав требования) № 4213-040-З от 23.07.2013 (далее — Договор залога), предметом которого выступили имущественные права ДВЗ «Звезда» по Госконтракту.Заместитель прокурора считает, что по условиям пунктов 4.15, 4.16, 4.17, 5.1 Кредитного соглашения, а также Договора залога денежные средства, выделяемые Минобороны России в рамках реализации государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ), закреплены как источник погашения задолженности ДВЗ «Звезда» по кредиту, использованному на цели, не связанные с гособоронзаказом, а также выступают в качестве предмета обеспечения указанных обязательств ДВЗ «Звезда», что нарушает положения статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – ФЗ «О государственном оборонном заказе»), пункта 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и свидетельствует о ничтожности оспариваемых положений Кредитного соглашения и Договора залога.Заместитель прокурора также отметил, что Минобороны России не согласовывало с учетом пункта 4.9 Госконтракта привлечение ДВЗ «Звезда» кредитных средств под государственную гарантию Российской Федерации в лице Минобороны России, что противоречит
За открытие счета в банке плата не предусмотрена.
Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз.
Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.
– Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными.
Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции.
Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.
– С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета.
С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает.
Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.
Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г.
№159-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»
– это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.
– Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя. – «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен.
Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.
– Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета. – В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме.
В то время как АО «Газпромбанк» принимает подобные дополнительные соглашения. Считаем не совсем удачной попытку разработчиков Положения объединить в нем примерные условия государственных контрактов по ГОЗ и контрактов, заключаемых головным исполнителем с соисполнителями и между соисполнителями. В отдельных случаях это приводит к сложности понимания текста Положения.
Важно В завершение отметим, что, вне всякого сомнения, принятие Положения внесло свою лепту в повышение качества договорной работы в сфере ГОЗ, однако развитие законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок требует параллельного обновления и содержания Положения. В связи с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе, отдельные рекомендации не подлежат применению, а текст Положения требуется привести в соответствие с законодательными предписаниями.
Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Представляется, что в будущем федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», которые осуществляют нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, будут разрабатывать и утверждать как типовые контракты, так и типовые условия контрактов по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ).
Основные нормативные документы при казначейском сопровождении ГОЗ. Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий Приказ Минфина России от 22.06.2018 г. № 143н Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок, указанных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г.
N 1722, и постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 1680 Казначейство проверит документы, которые подтверждают факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе: • сроки и объем выполненных работ, услуг, поставки товара; • данные раздельного учета затрат; • информацию о структуре цены контракта; • наличие документов-оснований в ЕИС. Для санкционирования расходов в ТОФК предоставляются в том числе: Расходная декларация (Приложение №1).
Отличие игк госконтракта от игк гоз При казначейском сопровождении госконтрактов. Государственные заказчики, работающие по № 223-ФЗ, также могут проводить авансовые платежи по отдельным счетам. Так делает, например, «Росатом».
Однако № 44-ФЗ аналогичного инструмента не предусматривает в принципе. Компромиссом стало введение казначейского сопровождения.
Внимание Суть та же, что и при банковском сопровождении, когда банк открывает всем участникам отдельные счета, ведет мониторинг расчетов и контроль целевого использования средств, отчитывается перед заказчиком – то есть является независимым арбитром сделки.