Оглавление:
3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе: 1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя; 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
3. Дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см.
текст в предыдущей редакции) 1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; (п.
1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ) 1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке; (п.
1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ) 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. 4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя.
Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.
5 ст. 39 УПК).Начальник подразделения дознания.Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен (ст. 401 УПК):1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;3) отменять необоснованные постановления дознавателя о
Стр 11 из 33Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.
24 ст. 5 УПК). К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ. Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п.
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п.
7 ст. 5). Правомочны(по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочитьна производство дознания своего подчиненного. Полномочия:1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве. Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение.
Процессуальные полномочия руководителя следственного органа, содержащиеся в ст. 39 УПК: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч.
4 ст. 21 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
Руководитель следственного органа независимо от ведомственной подчиненности является организатором следственной работы отдела (подразделения).11
В подобных случаях, когда органом дознания является должностное лицо (например, командир воинской части, начальник исправительного учреждения и т.д.), полномочия органа дознания и начальника органа дознания совпадают. Совершенно по-иному обстоят дела, когда органом дознания является учреждение, например, органы внутренних дел, поскольку начальник органа дознания не персонифицирован.
Вместе с тем с учетом содержания понятия «начальник органа дознания», приведенного в п. 17 ст. 5 УПК РФ, можно сделать следующий вывод: в случаях, когда закон адресует полномочия органу дознания и (или) дознавателю, в органах дознания – учреждениях этими полномочиями обладает и его руководитель, то есть начальник органа дознания, а в отдельных случаях – только он.
Поэтому есть все основания утверждать, что начальник органа дознания вправе возбудить уголовное дело, лично производить дознание и другие процессуальные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Эти и другие его полномочия нуждаются в соответствующей регламентации в законе подобно полномочиям руководителя следственного органа1.
Данный вывод подтверждается некоторыми положениями закона. Так, согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ наряду с другими субъектами, уполномоченными возбудить уголовное дело, значится и орган дознания. Тогда как в соответствии с ч.
1 ст. 157 УПК РФ при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждает уголовное дело только орган дознания в порядке, предусмотренном законом. Если в подобной ситуации решение о возбуждении уголовного дела принимается должностным лицом органов внутренних дел (например, оперативным уполномоченным уголовного розыска), обладающим полномочиями дознавателя, то его постановление подлежит утверждению начальником органа дознания, поскольку без этого оно не будет иметь юридической силы. Об этом свидетельствуют нормы УПК РФ и практика Верховного Суда РФ2.
Таким образом, отсутствие в действующем уголовно-процессуальном законе специальной статьи, в которой закреплялся бы процессуальный статус начальника органа дознания, является одним из серьезных пробелов. Между тем именно начальник органа дознания несет персональную ответственность за организацию раскрытия и расследования преступлений, выявленных или обнаруженных в пределах юрисдикции ведомства, наделенного УПК РФ полномочиями органа дознания, и выполнение других процессуальных и организационно-управленческих функций в этой сфере, которые порой трудно разделить. Наделение Федеральным законом от 6 июня 2007 г.
№ 90-ФЗ процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания (ст. 401 УПК РФ) не изменяет данного положения, поскольку его процессуальные и организационные полномочия распространяются лишь на дознавателя, но не в отношении других должностных лиц органа дознания (оперативных и участковых уполномоченных, других сотрудников, которые по поручению начальника органа дознания могут быть наделены полномочиями дознавателя).
Приведенный выше ряд норм действующего уголовно-процессуального законодательства свидетельствует об исключительности процессуального положения начальника органа дознания, поэтому руководитель ведомства, указанного в УПК РФ как орган дознания, не может быть лишен процессуальных полномочий, которыми наделены подчиненные ему должностные лица
проверять материалы уголовного дела;
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД:
Согласно приказу МВД России от 26 марта 2008 г.
Закон не допускает возложения обязанностей по производству дознания на лицо, которое производило ли производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия (исключение влияния данных, ставших известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов).
Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий (но его процессуальная самостоятельность ограничена – указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя; их обжалование не приостанавливает их исполнения). Дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения (за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение) (п.3 ст.41 УПК).
По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (пример: задержание) или утверждаются начальником органа дознания (пример: обвинительный акт).
На дознавателя возложено осуществление полномочий, присущих органу дознания на основании п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК России, а именно полномочий по производству расследования преступлений в форме дознания.
Понятие и процессуальный порядок производства дознания определены п. 8 ст. 5 и правилами главы 32 УПК.
Полномочия по производству расследования преступлений в форме дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Под «возложением» процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий от начальника органа дознания должностному лицу органа дознания.
Следовательно, на этапе возбуждения уголовного дела при проверки информации о преступлении законодатель допускает производство процессуальных действий (проверочных) и оперативно-розыскных мероприятий одним лицом (сотрудником). Если в ходе проверочных действий (в том числе и оперативно-розыскных) этим сотрудником будет получено достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и начала расследования, то он не вправе будет возбудить уголовное дело и начать дознание. В этом случае возбудить уголовное дело по материалам проверки должен другой сотрудник органа дознания, которому должно быть поручено производство дознания начальником органа дознания (или его заместителем).
Часть 3 ст. 41 УПК устанавливает перечень иных уголовно-процессуальных полномочий, которые законодатель возложил на дознавателя (помимо дознания). Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением
Ключевые слова Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, полномочия, сторона обвинения.
Одними из субъектов уголовно-процессуальных отношений в структуре органов дознания являются начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Начальник органа дознания по служебной иерархии занимает более высокое положение, чем начальник подразделения дознания.
Это означает, что круг полномочий начальника органа дознания более обширнее, чем круг полномочий начальника подразделения дознания.
Тема статьи достаточно актуальна и малоизучена, поскольку в декабре 2015 года произошли изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ относительно понятия и полномочий начальника органа дознания. В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания является должностным лицом, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.
По п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис . Ранее на практике стоял очень актуальный и дискуссионный вопрос о полномочиях начальника органа дознания, которые в форме отдельной статьи в УПК РФ не закреплены, а были «разбросаны» по разным статьям УПК РФ. Отсутствие единой статьи усложняло понимание правового статуса начальника органа дознания. Вскоре законодатель посчитал нужным объединить все полномочия начальника органа дознания в статью 40.2 УПК РФ.
Это способствует правильному, всестороннему пониманию и разграничению полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
Начальником органа дознания может быть одно лицо, а начальниками подразделения дознания, которые подчинены начальнику органа дознания, могут быть несколько лиц. На практике достаточно часто именно начальник подразделения дознания является одновременно и заместителем начальника органа дознания. Рассматриваемые участники уголовно-процессуальных отношений обладают организационными, контролирующими и процессуальными полномочиями.
По мнению Кругликова А. П. положение начальника подразделения дознания в некоторой степени схоже с положением руководителя следственного органа [1, с. 142]. Противоположной позиции придерживается Митюкова М. А., считающая, что положение начальника органа дознания схоже с процессуальным статусом руководителя следственного органа [2, с.
118]. Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, рассматривать и участвовать в их проверке, принятие по сообщению решения в пределах УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий, выполнение производство дознания по уголовному делу.
Начальник органа дознания может поручить проверку сообщений о преступлении дознавателю, сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и другим должностным лицам органа дознания.
— утверждение обвинительного акта по результатам расследования в форме дознания (ч.4 ст.
225 УПК). Дознаватель. Как уже сказали, полномочия органа дознания по расследованию в форме дознания принимает на себя, согласно ч.1 ст.
41 УПК дознаватель. Давая понятие «дознаватель» -в п.7 ст.5 УПК законодатель указывает, что это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным кодексом. Правомочными производить дознание являются: штатные дознаватели подразделения дознания органа дознания.
Штатный дознаватель право на проведение дознания получает при назначении его на должность дознавателя подразделения дознания органа дознания.
Лицо, уполномоченное проводить дознание – это те должностные лица органа дознания, которым начальник органа дознания может в разовом порядке, поручить производство расследование в форме дознания.
В некоторых органах дознания нет подразделений со штатными дознавателями. В этих случаях, начальник органа дознания уполномочивает иное должностное лицо (участковых, оперативных сотрудников) провести дознание. Однако, при назначении на производство дознания оперативного сотрудника, следует иметь ввиду положение ч.2 ст.41 о том, что возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается.
Законодатель четко разграничивает деятельность по расследованию (в данном случае в форме дознания) и оперативно-розыскную деятельность, не допуская осуществление этих видов деятельности одним субъектом по одному и тому же делу. Чаще всего, однако, дознание производится дознавателями по должности, т.е.
дознавателями специализированных подразделений дознания. Дознаватель уполномочен: — самостоятельно возбуждать уголовные дела, и проводить расследование в форме дознания по делам ему подследственным; или отказывать в возбуждении уголовных дел; — самостоятельно проводить все следственные действия, иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется судебное решение или согласие прокурора или согласие начальника органа дознания. (судебное решение требуется на действия или решения затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, они требуют судебного решения и при проведении предварительного следствия,указаны в ч.2 ст29 и мы о них упоминали выше.
Ходатайство дознавателя перед судом о производстве таких действий требует предварительного согласия прокурора). Процессуальные полномочия дознавателя можно сравнить с полномочиями следователя. Однако, в отличие от следователя его процессуальная самостоятельность ограничена в большей мере: дознаватель не вправе приостановить выполнение указаний, данных ему прокурором, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания (ч.4 ст.
40 (1), ч.4 ст.41 УПК). При этом
Стр 2 из 2 Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Перечень органов дознания: 1) органы внутренних дел РФ, органы госнаркоконтроля, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности 2) органы Федеральной службы судебных приставов 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы 5) органы Федеральной таможенной службы.
Полномочия органов дознания: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно – в порядке главы 32 УПК 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам ,по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке статьи 157 УПК 3) осуществление оперативно-розыскной деятельности (не процессуальное полномочие) Органами дознания не являются, но могут возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия следующие лица: 1) капитаны морских и речных судов ,находящихся в дальнем плавании 2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленные от мест нахождения органов дознания 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Его полномочия подразделяются на процессуальные и не процессуальные.
Не процессуальные полномочия: 1) осуществлять обеспечение расходными материалами и оргтехникой 2) распределять уголовные дела между подчиненными дознавателями 3) организовывать работу подразделения дознания 4) поручать дознавателям проверку сообщений о преступлении 5) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю процессуальные полномочия: 1) давать дознавателю указания о направлении расследования 2) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознании по уголовному делу 3) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении дела 4) принять уголовное дело к своему рассмотрению Дознаватель — должностное лицо органа дознания ,правомочно либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Лица имеют прямой и непосредственный или опосредованный интерес в исходе дела. Обладают широким кругом прав. В уголовный процесс они вовлекают по решению должностного лица в форме постановления о привлечении или признании лица кем-либо.
2 : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
: для животных. Схемы и конструкции. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Процессуальные полномочия:1.Давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания обязательны для подчиненного дознавателя, их обжалование не приостанавливает исполнение указаний.2.
Отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.3.Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела.4.Принять уголовное дело к своему производству и провести по нему дознание в полном объеме пользуясь при этом полномочиями дознавателя. Дознаватель-должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренныеУПК.Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью.Дознаватель уполномочен:1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 2) осуществлять иные полномочия. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя.
При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
26. Общий порядок подготовки к судебному заседанию: вопросы, подлежащие выяснению и полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу.
Основания и порядок проведения предварительного слушания. Виды решений, принимаемых на предварительном слушании.
См.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28 (ред.
от 03.03.2015) «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» Подготовка и назначение суд заседания- первая суд стадия уг процесса, к-ая закл-ся в принятии судьей поступившего в суд УД к своему производству, проверка егона предмет подсудности и соотв-ия всем др треб-ям
Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?
Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К ним относятся: Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Органы Федеральной службы судебных приставов России; Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; Органы Государственного пожарного надзора. Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах; Руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями.
Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответ. специализированное подразделение, которое осуществляет предварит.
расследование в форме дознания, а также его заместитель. Не все органы дознания имеют свои специализированные подразделения. Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью.
Преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести.
По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы. В Российской Федерации согласно ст.
223 УПК РФ дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и может быть продлено еще на 30 суток, в исключительных случаях до 1 года. Шпаргалка Шпаргалка Лекция Copyrights © 2017-2023 students-library.com
Дознаватель, выполняя предписание уголовного судопроизводства (ст.
6 УПК) и решая локальную уголовно-процессуальную задачу при расследовании преступления, одновременно влияет на укрепление законности, воспитание граждан в духе уважения законов. Сейчас, в период роста качественных и количественных показателей преступлений в ряде регионов России, роста нагрузки на следователей, деятельность дознавателя особенно актуальна и необходима. Со времени действия УПК РФ процессуальное положение начальника органа дознания и начальника подразделения дознания претерпело существенные изменения, уголовно-процессуальная значимость которых находится в прямой зависимости от того важного положения, которое они занимает в ряду субъектов (участников) уголовного процесса.
Правовое положение начальника органа дознания и начальника подразделения органа дознания, его полномочия (права и обязанности), процессуальные проблемы его деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса являются предметом настоящей курсовой работы. Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе процессуальной деятельности следователя в сфере уголовного судопроизводства. 1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Согласно ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся, во-первых, органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
В первую группу органов дознания, согласно п.1 ч. 1 ст.40 УПК, включены органы внутренних дел Российской Федерации.
Что касается деятельности создаваемых в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений дознания, то в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 УПК РФ штатные дознаватели должны быть наделены полномочиями органа дознания начальником органа дознания или его заместителем, поскольку полномочия дознавателей будут легитимны лишь после соответствующего их нормативного закрепления.