avtoritet-delo.ru Юридический портал
Главная > Патенты > Публичный сервитут основания возникновения

Публичный сервитут основания возникновения

Патенты

Публичный сервитут основания возникновения

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута.

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности.


Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

ВОПРОС 36. Право хозяйственного ведения.

Субъекты права, возникновение и прекращение права, распоряжение недвижимостью, принадлежащей на праве хозяйственного ведения.(ст. 113, 114, 294, 295, 297, 299 ГК; ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; письмо Елизаровой №14 в папке), (ст.

113 ГК (унитарное предприятие), 114(Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), 294(Право хозяйственного ведения), 295 (Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении), 297 (Распоряжение имуществом казенного предприятия), 299 (Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления); ФЗ от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях») Право хозяйственного ведения (ограниченное вещное право) – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Субъектами права хозяйственного ведения признаютсяунитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, действующие в зависимости от учредителя (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), в следующих формах (ст.

113 ГК, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях): федеральное государственное предприятие (ФГУП); государственное унитарное предприятие субъекта РФ (ГУП); муниципальное унитарное предприятие (МУП).

В соответствии с ст.2 ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Ст. 299 ГК устанавливает правила возникновения и прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления.16 

Процедура установления публичного сервитута

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено.

К таким целям относятся:

  1. Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  2. Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  3. Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  4. Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.

В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  1. Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.
  2. Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  3. Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  4. Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  1. Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  2. Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  3. Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  4. Расчет приблизительной

Основанием возникновения публичного сервитута является

прекращено. Это означает, что после принятия ЗК РФ органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (ст. 29 ЗК РФ), не могут предоставить земельный участок гражданину на основании этого права.ВОПРОС 36.

Право хозяйственного ведения.

Субъекты права, возникновение и прекращение права, распоряжение недвижимостью, принадлежащей на праве хозяйственного ведения.(ст.

113, 114, 294, 295, 297, 299 ГК; ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; письмо Елизаровой №14 в папке), (ст.

113 ГК (унитарное предприятие), 114(Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), 294(Право хозяйственного ведения), 295 (Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении), 297 (Распоряжение имуществом казенного предприятия), 299 (Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления); ФЗ от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях»)В Градостроительном кодексе о публичных сервитутах имеются упоминания только в отношении земельных участков, следовательно, их установление регулируется ЗК РФ. Таким образом, основной отличительной чертой публичных сервитутов является, во-первых, их установление не в договорном, а в публичном порядке, хоть и с учетом общественных слушаний; во-вторых, отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут, установление в общественных или публичных интересах. Указанные доводы дают основание рассматривать публичный сервитут не в качестве ограниченного вещного права, а лишь в качестве ограничения правомочий собственника, установления пределов права собственности таким образом .

——————————— Копылов А.В. Вещные права на землю.

М., 2000. С. 61 — 62; Тимонина Ю.В. Ограниченные вещные права на землю (сравнительная характеристика норм Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ) // Юридический мир.

2002. N 1.Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Объект права –земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Субъекты права – государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Юридические лица иных организационно-правовых форм, получившие земельные участки в постоянное бессрочное пользование до вступления в юридическую силу Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года. при проведении дренажных работ на данном участке земли; при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним; при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций; для проведения охоты, рыбалки; для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

» » » Переход права собственности на участок не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Содержание Основным среди государственных природных ресурсов является земля, которая выступает базисом для возведения жилых и производственных помещений, почвенный слой используется для выполнения сельскохозяйственных работ, а также территории необходимы для осуществления различных задач государственной важности. Ключевым фактором, который классифицирует все земли страны, является форма собственности. Соответственно, участки могут принадлежать частным лицам, государственным или муниципальным структурам, фермерским коллективам и др.

Существует ряд территорий, которые независимо от формы собственности, использует не только законный владелец, но и жители определенных населенных пунктов и сообществ. Такое явление предусматривает составление специального документа, который законодательством регламентируется как земельный сервитут. Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута.

Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок. Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута. Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов. Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок. Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
  • сумма упущенной выгоды;
  • убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.

Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории.

Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.

В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы.

Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление.

Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, — одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Основания и условия установления сервитута

По ГК РФ (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, (ЗУ).Содержание:

Основные положения, касающиеся сервитута, приведены в ст. 274-276 ГК. Эти статьи посвящены, в основном, частному сервитуту (ЧС).В выпущенном позднее ЗК (ст.

23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в

«Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ»

(приказ Минюста №4 от 2005 года).Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • , эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

То есть, основания для установления ЧС довольно расплывчаты.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом.

При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС.

Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст.

23 ГК.В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации ;
  • прогон скота на пастбища;
  • для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

По ст.131 ГК сервитут подлежит регистрации в ЕГРП.ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  • о регистрации сервитута.

    При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;

  • квитанция об (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

При необходимости может потребоваться удостоверение, подтверждающее полномочия представителя собственника ЗУ, сервитуария или юридического лица.С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные , приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой об установлении ПС. При необходимости предоставляется кадастровый паспорт с планом.При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве.

При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Если родители не получат вовремя , то на них будет наложен штраф. При покупке земли кроме основных документов также потребуются дополнительные. Поэтому при судебном рассмотрении вопрос установления СВ часто зависит от точки зрения судьи и определяется только добросовестностью, разумностью и справедливостью судей.В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке. Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

Подробнее об этом читайте . Некоторые категории населения имеют право вернуть 13% налога при совершении сделки купли-продажи. Узнайте об этом из. Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть.
Это быстро и бесплатно! Автор статьиЮрист.

(Пока оценок нет) Загрузка. ПОДЕЛИТЬСЯ

дать правовое описание и основания возникновения публичного сервитута.

Особый вопрос занимает проблема установления срока действия права публичного сервитута на земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.
Срок таких сервитутов из норм этой же статьи не может превышать срока резервирования таких земель. Согласно нормам ст. 276 ГК РФ сервитут может быть прекращен в случае совместного решения (частный сервитут), в результате окончания срока действия и по требованию собственника, обремененного сервитутом на земельном участке, по причине прекращения оснований, по которым он был установлен.

Защищая права собственника участка, законодатель установил, что если в результате обременения сервитутом собственник не может использовать его в соответствии с назначением, он вправе требовать по суду прекращения сервитута. В процессе судебного разбирательства назначается судебная землеустроительная экспертиза, в результате которой назначенный судебный эксперт устанавливает наиболее приемлемый метод ограниченного пользования земельным участком. Такая экспертиза может быть и не назначена судом, в таком случае она производиться по собственной инициативе.

Результатом экспертизы является решение, которое и разрешает возникший спор. Т.к в соответствии со ст.23 п.6.

ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, имеет право требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, существует необходимость определения значения термина «соразмерная плата».

Методические рекомендации [17] по оценке соразмерной платы за сервитут определили, что под «соразмерной платой за сервитут» понимается «плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута». § 1.2. История возникновения сервитута. История возникновения сервитута берет свое начало из Римского права, в котором уже в то временя было позволено совокупное пользование угодьями и наделами.

Из ранних источников известно, что сервитут, как право ограниченного пользования, впервые был описано в законах – «XII таблиц», которые были созданы привилегированной комиссией, состоящей из 10 человек.

Эти законы регулировали практически все сферы деятельности. В этих таблицах правовые нормы были изложены подряд и не разделялись на отрасли и подотрасли. Можно утверждать, что таблицы представляют собой «первый писанный источник права Древнего Рима» [11].

Публичный сервитут

Если предположить, что размер соразмерной платы, выплачиваемой собственнику участка, будет устанавливаться соглашением, а при его отсутствии — судом, то остается нерешенным вопрос о том, какой орган государства или орган местного самоуправления будет заключать данное соглашение и из каких средств эта плата будет выплачиваться собственнику участка. Эти вопросы также требуют своего законодательного решения.

Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ также предусмотрел право собственника, землепользователя, землевладельца требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него участка, обремененного публичным сервитутом, с возмещением органом, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного участка с возмещением убытков. Вопрос об изъятии земельного участка в этом случае должен решаться в соответствии со ст.

55 ЗК РФ, ст.ст. 279 — 282 ГК РФ и ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности» (СЗ РФ, 1998, № 31, ст.3813).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проведенное исследование института сервитута выявило только ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования данного института. К числу весьма неудачных новелл можно также отнести закрепление п.2 ст.23 ЗК «публичного сервитута», устанавливаемого к тому же непременно «с учетом результатов общественных слушаний» (о порядке проведения которых кодекс традиционно умалчивает).

В ст.262 ГК говорится о земельных участках общего пользования и о возможности свободного доступа на чужой земельный участок.

Такого рода правила, известные еще римскому частному праву, в цивилистической теории всегда рассматривались как ограничение прав собственника (в общественных, публичных интересах), а не как установление чьего-то (причем неизвестно, кого именно, т.е. бессубъектного!) субъективного права.

Термин «публичный сервитут», как известно, появился у нас в законодательстве о приватизации, отличавшемся не столько высоким юридико-техническим уровнем, сколько максимально возможным и, как правило, не очень удачным использованием малопонятной публике зарубежной терминологии.

Эту «эстафету» подхватило природоресурсное, а затем — градостроительное законодательство, закрепившее «публичные водные сервитуты» (ст. 43 и 44 Водного кодекса), «публичные лесные сервитуты» (ст.

21 Лесного кодекса) и, наконец, «публичные градостроительные сервитуты» (пп.

1 и 2 ст. 64 Градостроительного кодекса).

Все это напоминает историю с использованием понятия «секвестр», которое «с легкой руки» ряда современных «реформаторов» теперь применяется в бюджетном законодательстве в качестве синонима уменьшения бюджетного финансирования, а не в качестве категории, характеризующей особый вид хранения вещей, являющихся предметом спора (ст.

926 ГК), что, видимо, также объясняется «спецификой» финансового права в сравнении с гражданским. См. п. 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

О порядке возникновения, установления, прекращении и регистрации сервитутов

В этом случае заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в Уполномоченный орган с просьбой об изъятии, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

При этом к заявлению прилагается расчет убытков, выполненный уполномоченной организацией, в порядке, установленном законодательством на момент их возмещения. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднением в использовании земельного участка его собственник вправе требовать соразмерную плату.

В этом случае заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением. При этом к заявлению прилагается расчет платы соразмерной ограничению права пользования земельным участком, выполненный уполномоченной организацией, в порядке, установленном законодательством на момент такого расчета.

Результатом рассмотрения указанных выше заявлений и приложений к нему,является принятие в 30-дневный срок решения Уполномоченного органа об изъятии путем выкупа с возмещением убытков, предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков, осуществлении соразмерных выплат или отказе от выполнения указанных действий. Право на сервитут, установленный решением Уполномоченного органа, возникает со дня его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( п.1 ст.4, абз.2 ч.1 п.1 ст. 17, п. 1 ст. 27 ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

).

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

. Основания прекращения сервитута является:

  • Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута).
  • Расторжение соглашения об установлении сервитута.
  • Отмены акта Уполномоченного органа установившего публичный сервитут.
  • Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.
  • Истечение срока действия сервитута.
  • Выкупа земельного участка лицом (сервитуарием) в пользу которого установлен сервитут.
  • Гибель служебного земельного участка или иной недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

В случае гибели объекта сервитутного права, на регистрационной записи и сервитуте в Едином государственном реестре ставится специальный штамп погашения (п.62,64 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Земельный сервитут

Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  1. решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  2. соглашением об установлении частного сервитута;
  3. нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне. Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации.

Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  1. указывается причина установления данного вида обременения;
  2. прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию. В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка.

Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств. Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты.

Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление. Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  1. при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.
  2. прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова . А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте. Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи.

Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских. Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц.

Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277. Устанавливается такое обременение для того, чтобы обеспечить себе и другим лицам проезд либо проход через препятствующий этому . Или же для монтажа и обслуживания коммуникационных сооружений, если иного выхода из сложившейся ситуации найти невозможно.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

  • может быть между частными лицами;
  • в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти. Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.

  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

При этом об изъятии земельного участка речь не идёт.

Если же отпала необходимость обеспечения условий, установленных публичным сервитутом на земельный участок, то его собственник вправе потребовать отмены такого обременения.

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки. Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его .

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком.

Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.

  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении .
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

В этом заявлении должен быть подробно описан , приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия. Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение. В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний. На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.

В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его , даются необходимые сведения о владельце этого участка. Законную силу сервитут обретёт лишь после обязательной государственной регистрации и присвоении этому акту номера в .

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения. Действие сервитута может быть прекращено из-за в результате стихийных катаклизмов (землетрясения, затопления и т.п.).

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией. Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством. Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет.

Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов. В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут. Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.

Бесплатная консультацияЮриста:ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Пример: Набрал займов в МФО из-за ремонта квартиры и лечения болезни. Поздно понял что это неподъемные займы для меня.

Звонят, угрожают различными способами воздействия. Как быть? Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить

Правительства Москвы

Министерства юстицииРоссийской Федерации

Роспотребнадзора Последние вопросы Полное комплексное обслуживание С момента обращения к нам и до полного решения вопроса мы готовы сопровождать своих клиентов, оказывая им необходимые услуги и консультации.

Бесплатный детальный анализ ситуации Наши специалисты детально изучат Вашу ситуацию, ознакомятся со всеми имеющимися документами, составят четкую картину проблемы. Работа на результат Мы заинтересованны в успехе Вашего дела! Ваши победы — наши победы. Мы ориентированные исключительно на результат.

Составление документов При необходимости юристы нашей компании возьмут на себя составление всех необходимых документов, для положительно решения дела. Бесплатная проработка вариантов Только после детального анализа имеющихся документов, погружения в сложившуюся ситуацию – мы сможем проработать пути решения и целесообразность их применения. Подача документов Берем все на себя.

Составление. Сбор необходимого пакета документов. Подача в инстанции. Отслеживание. Контроль каждого движения дела.

Всегда есть вероятность, что клиенту не нужно идти в суд или составлять претензию и иные документы, так как перспективы выиграть нет и клиент зря потратит время и деньги, хуже того, усугубит свое положение.

Именно по этому юристы нашей компании сначала делают бесплатный анализ ситуации, изучают имеющиеся документы, и только после этого предлагают пути решения, если они имееются. Почему нам доверяют? Качество обслуживания Уже более 10 лет наша компания оказывает бесплатные юридические консультации в различных областях гражданского права. Скорость Профессионалы своего дела проконсультируют Вас в течении 5 минут.

И Вы будете знать все о решении своей ситуации.

Знание Дело каждого клиента передается в соответствующий отдел права, где его анализирует не менее 3х специалистов, включая старшего юриста. Конфиденциальность В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г.

N 152 «О персональных данных» — мы гарантируем полную конфиденциальность всех консультаций Экономия Благодаря большому опыту в сфере гражданского права, мы с уверенностью можем говорить, как надо поступать в различных ситуациях.

Минимальные действия, для максимального результата.

Легкость Обращаясь к нам, клиенты забывают о своей проблеме. Доверьте свою заботу нам, профессионалам своего дела.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас!