Оглавление:
Он практически единолично руководил всесильной Тайной экспедицией, которая занималась политическим сыском.Через его руки прошли все самые известные политические дела Екатерининской эпохи: Емельяна Пугачёва, Александра Радищева, Николая Новикова и многие другие.За свою неутомимую деятельность князь Вяземский удостоился всех высших наград Российской империи: орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Владимира I степени, Белого Орла и других.В отставку Александр Алексеевич вышел в сентябре 1792 года в связи с тяжёлой болезнью и вскоре скончался.4Известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Державин занимал пост генерал-прокурора в 1802–1803 годах.Причём, назначая Державина генерал-прокурором, Александр I повелел ему возглавить и только что созданное Министерство юстиции. Таким образом, Гавриил Романович стал первым в России министром юстиции. Правда, ненадолго.Взявшись рьяно выполнять возложенные на него функции, Державин вызвал неудовольствие царя. И уже через год последовала отставка.
На прямой вопрос Державина «За что?» Александр I якобы ответил: «Ты слишком ревностно служишь!».Выйдя в отставку, Державин занялся литературным трудом и больше никогда не занимал должностей на государственной службе.5Генерал-прокурором успел побывать и другой известный поэт того времени — Иван Дмитриев.Выходец из старинного дворянского рода, Дмитриев в 14 лет поступил на службу в гвардейский Семёновский полк. Впрочем, военная служба не приносила ему особой радости.
С гораздо большим удовольствием Дмитриев занимался сочинительством.Его первые поэтические опыты были напечатаны в 1777 году.
А в 1790-е годы Дмитриев — уже известный поэт, водивший дружбу с Державиным, Карамзиным, Фонвизиным и другими знаменитыми литераторами того времени.В 1796 году Иван Дмитриев вышел в отставку в чине полковника и намеревался заняться литературным трудом. Однако вошедший на престол Павел I повелел Дмитриеву вернуться на государственную службу и назначил поэта обер-прокурором 3-го департамента Сената.Впрочем, служба продолжалась недолго: в 1799 году Иван Иванович опять подал в отставку и, прикупив домик недалеко от Красных Ворот в Москве, вновь занялся литературным творчеством.На государеву службу поэта в 1808 году призвал Александр I, предложив ему должность сенатора. А в 1810 году Дмитриева назначили министром юстиции и генерал-прокурором России.На этой должности Иван Дмитриев продержался четыре с половиной года, успев нажить себе немало врагов в высших эшелонах власти.
Многие члены кабинета министров откровенно выражали своё неудовольствие деятельностью Дмитриева на посту генерал-прокурора и добились в конце концов его отставки.30 августа 1814 года Дмитриев ушёл со всех постов и больше на государственную службу не возвращался.6Десять лет, с 1829 по 1839 год, генерал-прокурором империи был Дмитрий Дашков.Государственную службу он начинал при генерал-прокуроре Дмитриеве.
Тот оценил способности молодого человека и всячески ему покровительствовал.
Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов.
Их глава, обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государём. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть».
С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков.
Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью.
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган— Правительствующий сенат.
Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии.
Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I.Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.
Указ о ней состоялся 12 января 1722 года. В нём отмечалось:
«Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору»
.Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Пётр I выразил такими словами:
«Сей чиняко око наше, стряпчий по делам государственным»
.
27 апреля того же года Пётр издаёт указ о должности генерал-прокурора и всех прокуроров, в котором говорилось об их полномочиях, правах и обязанностях. По этому указу генерал-прокурор должен постоянно находиться в Сенате и следить за постоянным точным пониманием и исполнением закона, а также, как и все прокуроры, доносить императору о делах. Прокуроры могли писать протесты на людей, отклонивших замечания прокуроров, но если донос был ложным, что нередко ради корысти делали фискалы, прокуроры наказывались.
Также, прокуроры должны были осуществлять надзор за заключёнными и
Подчинение фискалов Юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за самим Сенатом.
Для этих целей в 1715 г. была введена должность генерал-ревизора (для надзора за исполнением указов Сената). Дежурившие в Сенате гвардейские офицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря: надзор за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат. В 1722 г. Петр I ввел новый государственный институт, ранее не существовавший в России, – прокуратуру. 18 января 1722 г. Петр I издал указ
«Об установлении должности прокуроров в надворных судах»
.
Основные цели, которые преследовал Петр I, создавая в России органы прокуратуры, – недопущение и борьба с казнокрадством и волокитой в государственных делах.
Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер.
Возникновение прокурорского надзора в России Предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных органов, принадлежащие ей функции можно проследить на основе ее исторического развития, начиная с момента ее создания как государственного органа в дореволюционной России, а затем в СССР и в РФ. Анализ истории развития прокуратуры позволяет выделить следующие важные этапы: дореволюционная прокуратура (1722—1917 гг.), история развития которой включает этапы: а) возникновения и становления прокуратуры с 1722 по 1864 г.; б) реформирования и развития ее вплоть до 1917 г.
(с 1864 по 1917 г.); прокуратура советского периода (1917—1993 гг.); прокуратура постсоветского и современного периодов. Считается, что прокуратура появилась в XIII—XIV веках во Франции в связи с борьбой королевской власти против своеволия феодалов и сепаратизма (ордонанс короля Филиппа IV 1302 г.).
Она была инструментом становления и укрепления абсолютизма. Обрисовав положение дел в империи, он посетовал на то, что хотя по должности своей постоянно напоминал Сенату о всех нуждах, но мало чего добился, поскольку
«большая часть токмо в разговорах о той или другой нужде с сожалением и тужением бывает, а прямо никто не положит своего ревнительного труда»
. Ягужинский предложил Екатерине I ряд мер для «внутренней и внешней целостности государства».
При этом он советует ей затребовать «порознь» у всех министров мнения об этих мерах.
Что же конкретно предлагал генерал-прокурор? Он настаивал на уменьшении размеров сборов подушных денег, считал необходимым «распустить по домам» тех офицеров, в которых «не имеется великая нужда», предлагал назначить одного из сенаторов для постоянных объездов всех провинций в государстве.
По его мнению, это будет способствовать пресечению воровства, поскольку теперь «ни страху, ни порядку и провинциях не будет».
12 (23) января 1722 г.
Пётр I издал Указ об учреждении должности генерал-прокурора Российской Империи:
«Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать Генерал-прокурору»
.
В 1711 г. Пётр I, отправляясь в Прусский поход, учредил — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом.
Однако все эти учреждения и должности не смогли решить проблему единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах. Поэтому император издал Указ об учреждении должности генерал-прокурора. Вскоре началась разработка нормативных актов, определяющих статус нового государственного института.
Пётр I, создавая прокуратуру, поставил задачу
«уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония»
.
Прокурор контролировал финансовую отчётность и ведомости коллегий. В соответствии с Указом от 18 (29) января 1722 г.
«Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей»
прокуратура была поставлена над фискальными органами.
Первым генерал-прокурором Сената император назначил Павла Ивановича Ягужинского.
Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр произнёс: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эту же мысль он повторил и в Указе от 27 апреля (8 мая) 1722 г. «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных».
Указ устанавливал основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчинёнными органами прокуратуры.
После смерти Петра I в 1725 г.
должность генерал-прокурора фактически была упразднена, а наибольшими полномочиями в этой сфере стал обладать . В марте 1730 г., после упразднения Верховного Тайного Совета императрицей Анной Иоанновной, Сенат вновь был восстановлен, а в октябре того же года — восстановлена должность генерал-прокурора. Но уже через год, после учреждения нового центрального органа власти — Кабинета — влияние Сената снова упало.
В декабре 1741 г., вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета Петровна издала Указ об упразднении Кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената. После восшествия на престол в 1762 г.
Екатерина II существенно реформировала Сенат: теперь в круг обязанностей генерал-прокурора стало входить заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как и прежде, государственным надзором за органами власти.
При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 г. должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции, что соответствовало и новому характеру Сената, за которым остались функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до февральских событий 1917 г., после чего была упразднена.
Лит.: Бессарабов В. Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) // Журнал российского права. 2002. № 8; Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII ст.
и генерал-прокуроры. СПб., 1863; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. См. также в Президентской библиотеке: ; ;
Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г.
и возникла российская прокуратура. Как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где п рокуратура как государственный институт возникла впервые — 25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия.
Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений. 12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российского государства.
В тот день царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.
Петр предложил представить ему кандидатов на эти должности.
В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору , а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору «. Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора графа Павла Ивановича Ягужинского , одного из «птенцов гнезда Петрова», генерал-аншефа, обер-шталмейстера , кабинет-министра и дипломата, кавалера всех высших орденов Российской империи.
Ближайшим помощником Ягужинского , обер-прокурором Сената, этим же указом был определен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной канцелярии, и особенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача
«уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония»
.
В этом же указе Петр писал:
«Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы выбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные чины, а буде за краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть»
. [3] На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами.
В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах. По структуре петровская прокуратура делилась на две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня.
Их глава, обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государём.
Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др.
В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть».
С этой целью они при имали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков.
Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях.
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительствующий сенат.
Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии.
Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.
Указ о ней состоялся 12 января 1722 года. В нём отмечалось:
«Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору»
.
Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Пётр I выразил такими словами:
«Сей чин око наше, стряпчий по делам государственным»
. 27 апреля того же года Пётр издаёт указ о должности генерал-прокурора и всех прокуроров, в котором говорилось об их полномочиях, правах и обязанностях.
По этому указу генерал-прокурор должен постоянно находиться в Сенате и следить за постоянным точным пониманием и исполнением закона, а также, как и все прокуроры, доносить императору о делах. Прокуроры могли писать протесты на людей, отклонивших замечания прокуроров, но если донос был ложным, что нередко ради корысти делали фискалы, прокуроры наказывались. Также, прокуроры должны были осуществлять надзор за заключёнными и надзор за следствием по уголовным делам.
Конечно, все прокуроры были хорошо материально обеспечены, чтобы предотвратить взяточничество в их среде по причине безденежья.
И прокуратура не обманула Петровы ожидания.
2 из 7)
Того ради господам президентам накрепко ныне подтверждается, дабы коллегии свои с ревностью дела производили, для которого побуждения произвели мы генерал-майору в коллегиях часто сей наш указ напоминать, побуждать и смотреть, также по вся месяцы рапортовать себе, сколько которая коллегия в который месяц авансировала, дабы видеть ревностного и успешно справился с этими своими обязанностями и обоснованно заслужил похвалу Петра I.
Пётр предложил представить ему кандидатов на эти должности.
В отношении прокуратуры в указе отмечалось:
«Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору»
. Спустя несколько дней были установлены должности прокуроров при надворных судах. В этом же указе Пётр писал:
«Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы выбрать и мне представить кандидатов на чины, а а краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть»
.
Из этого указа видно, какое важное значение Пётр при давал новой должности прокурора как блюстителя аконов, хотя функции прокуроров тогда еще не вполне сложились. Однако и того срока, который он установил, Пётр не стал дожидаться — слишком большие надежды он возлагал на должность генерал-прокурора.
Поэтому уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора Павла Ивановича По отзывам современников, был видный мужчина, с лицом неправильным, но выразительным и живым, со свободным обхождением, капризный и самолюбивый.
Он был очень умен и деятелен. За один день Ягужинский делал столько, сколько другой не успевал за неделю.
Мысли свои выражал без лести перед самыми высокими сановниками и вельможами, порицал их смело и свободно. Талантливый и ловкий, он не робел ни перед кем. Не случайно светлейший князь «от души ненавидел его».
Ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был определен Григорий Григорьевич выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной канцелярии, и особенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел.
Положение первого генерал-прокурора Сената было очень сложным. Царь, человек исключительно энергичный, нередко сам выполнял прокурорские обязанности: он постоянно ездил в Сенат и строго следил за принимаемыми там решениями.
С первых
В 1763 Сенат был разделён на шесть департаментов, из которых при первом, ведавшем «государственные, внутренние и политические дела», остался сам генерал-прокурор, а к прочим назначено 5 подведомственных ему обер-прокуроров. В 1774 при 1-м департаменте был учреждён особый обер-прокурор, а генерал-прокурор сохранил за собой лишь: 1) дела общего собрания; 2) дела «государственные и интересные»; 3) дела секретные и 4) все те, которые он сочтёт нужным подчинить своему непосредственному надзору. В 1793 назначен был на место князя Вяземского граф Самойлов А.
В., последний екатерининский генерал-прокурор. По вступлении на престол Павла I должность генерал-прокурора, сохранившую своё общегосударственное, министерское значение, занял один из наиболее близких к императору людей, князь Куракин А.Б., который вместе с тем назначен был главным директором ассигнационного банка, заведующим Тайной экспедицией, комиссией для сочинения Уложения и учреждёнными при Сенате экспедициями: государственного хозяйства, опекунства иностранных поселенцев и сельского домоводства.
За ним последовали князь Лопухин П.В., Беклешев А А.
и Обольянинов П Х. Характерны слова, сказанные Павлом I Беклешеву А.А. при его назначении: «ты да я, я да ты; вперед мы одни будем дело делать«.
Но уже одна быстрая смена генерал-прокуроров (4 лица в течение 5 лет) указывает на то, что беспримерное возвышение этой должности было явлением случайным.
С 1802 одновременно стал и министром юстиции.
Звание генерал-прокурора соединено было с должностью министра юстиции, что соответствовало и новому характеру Сената, который из правительствующего стал установлением судебным по преимуществу. Понятно, что Беклешев А. А., вновь назначенный генерал-прокурором по вступлении на престол императора Александра I, не пожелал сделаться министром юстиции, считая это понижением.
Министр юстиции в качестве генеарл-прокурора — обязанности которого с ним разделяет и его товарищ, — является полным начальником прокуратуры, его циркулярные распоряжения имеют для неё руководящее значение. Затем ему принадлежит общий надзор за всеми судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства в империи.
На обязанности министра юстиции, как генерал-прокурора, лежит также преследование преступлений и охранение законов. Первую функцию министр юстиции лично осуществляет при верховном уголовном суде; вторая возложена на него при Сенате. Он
Что касается фискалата, то с образованием прокуратуры его деятельность не была прекращена, хотя прежние позиции фискалов были существенно утрачены.
Основные цели, которые преследовал Петр I, создавая в России органы прокуратуры, — недопущение и борьба с казнокрадством и волокитой в государственных делах. Прокуроры были призваны смотреть за тем, чтобы чиновники государевы не заворовывались и не бездельничали. В Указе «О должности генерал-прокурора» было закреплено, что генерал-прокурор действует при Сенате «повинен сидеть в Сенате» , главной его целью является содействие Сенату в надлежащем им исполнении своих обязанностей «дабы Сенат свою должность хранил».
Генерал-прокурор был поставлен над Сенатом и осуществлял надзор
«повинен Также генерал-прокурор был наделен полномочиями, позволяющими ему следить за тем, чтобы Сенат «
истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам» организовывал свою работу.
Генерал-прокурору надлежало вести книгу, в которой на одной половине он записывал «в которой день какой указ состоялся», а на другой — какие меры приняты Сенатом для их исполнения «когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить».
Причем особое внимание обращалось на фактическое исполнение законодательных предписаний, в связи с чем генерал-прокурору вменялось в обязанность
«смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но и самим действом по указам исполнялись»
. Таким образом, Указом «О должности генерал-прокурора» российской прокуратуре был придан статус надзорного органа.
Причем это был не только надзор за соответствием законам деятельности поднадзорных органов что характерно для наших дней , но и надзор за поведением чиновников.
Основной формой прокурорского реагирования на незаконные акты и поступки являлось их опротестование, однако перед этим прокурор устно предлагал устранить нарушение
«должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они, или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили, а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить»
. Кроме того, прокуратура обладала правом законодательной инициативы, чего так недостает прокуратуре современного периода.
При Петре I российской прокуратуре отводилась важная роль в системе органов государственной власти. Так, представляя сенаторам первого генерал-прокурора П. Ягужинского, Петр I сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть.
Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте, а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».
По своим личным качествам П. Ягужинский характеризовался как умный, деятельный, хотя и самолюбивый, человек, довольно быстро занявший ключевые позиции в государственных делах. Петр I часто поручал ему ведение розыска то есть следствие по делам.
ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР, должностное лицо, введенное имп. Петром I перед отправлением в персидский поход (1722) в состав Сената с очень широкими полномочиями: объявив гр. П. И. Ягужинского первым генерал-прокурором, Петр приказал сенаторам «во всем его слушать».
Генерал-прокурор наблюдал, чтобы Сенат «должность свою хранил», руководил прениями в Сенате, назначая, как и предшествовавшие ему сенатский обер-секретарь и офицер гвардии, по песочным часам время для обсуждения отдельных вопросов, штрафовал нарушавших порядок сенаторов и в случае надобности докладывал о них государю, как и о тех решениях Сената, которые казались ему неправильными; в последнем случае он мог назначить повторное рассмотрение вопроса. В заведовании генерал-прокурора находилась канцелярия Сената, в которую направлялись все рапорты губернаторов и др.
подчиненных учреждений, так что все дела проходили через руки генерал-прокурора.
Генерал-прокурор следил за точным исполнением сенатских указов, принимая в то же время деятельное участие в их исполнении, содействовал Сенату в его законодательных и административных делах, предлагал ему на обсуждение обнаружившиеся на практике неясности закона и извлеченные из донесений прокуроров данные; он являлся, наконец,
«яко око государево и стряпчий о делах государственных»
, посредствующей инстанцией между Сенатом и государем. При преемниках Петра должность генерал-прокурора, тесно связанная с Сенатом, с которым она составляла, в сущности, одно учреждение, разделила судьбу Сената и, не отмененная юридически, фактически потеряла всякое значение с установлением Верховного тайного совета, а впоследствии Кабинета. Елизавета Петровна тотчас после вступления на престол восстановила власть Сената в делах внутреннего управления и вместе с тем установила подчиненных генерал-прокурору прокуроров для надзора за провинциальными делами.
Принадлежавшее сенаторам право объявления Высочайших повелений фактически сосредоточилось в руках генерал-прокурора, часто получавшего Высочайшие повеления при докладе сенатских дел. Генерал-прокурору был поручен также надзор за учрежденными при Сенате и коллегиях школами, в которых молодые дворяне (юнкера) изучали юридические науки. При Екатерине II в «секретнейшем наставлении», или инструкции, кн.
А. А. Вяземскому (при назначении его генерал-прокурором) генерал-прокурору положено было состоять при 1-м департаменте Сената, которому были поручены важнейшие дела государственного управления, все финансовые дела в самом широком смысле слова, дела герольдии (т. е. всего дворянства) и частично дела внешних сношений.
Должность генерал-прокурора приобретала министерский характер, т. е. характер личного управления, соединяя в себе функции министров финансов, внутренних дел и юстиции, сохраняя в то же время значение блюстителя закона в делах судебных, из числа которых обер-прокурором передавались дела, вызывавшие сомнение. Генерал-прокурор был доверенным лицом государыни, через посредство которого она гл.
обр. имела связь с Сенатом. При Павле I генерал-прокурор занимал первое место среди самых приближенных к государю лиц, причем в некоторых вновь созданных экспедициях (гос.
хозяйства, сельского домоводства) генерал-прокурор являлся уже начальником, а сенаторы — только членами; наконец, вошло в употребление и само слово «министр». С учреждением министерств в 1802 должность генерал-прокурора слилась с должностью министра юстиции, которому предписано было руководствоваться инструкцией генерал-прокурора.
Генерал-прокурорские обязанности по отношению к Сенату министр юстиции сохранял вплоть до н. XX в.: осуществлял надзор за правильностью решений в общих собраниях Сената, обязан был согласовывать мнения сенаторов в случае разногласий и имел право при несогласии с решением собрания передавать дело на Высочайшее рассмотрение через Государственный Совет.
В качестве генерал-прокурора министр юстиции являлся также главой прокуратуры.
В связи с этим Ягужинский вынужден был даже написать особое «предложение» Сенату, в котором просил Сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».П.
И. Ягужинский довольно быстро занял ключевые позиции в государственных делах, играя по существу роль второго лица в империи после Петра I. По выражению русского историка В. О. Ключевского, генерал-прокурор становится «маховым колесом всего управления».
Императора вполне удовлетворяла активная деятельность П. И. Ягужинского, и он во всем поддерживал его. Петр I не раз говорил своим приближенным:
«Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел»
.
7 мая 1724 года, в день коронации императрицы Екатерины Алексеевны, П. И. Ягужинский был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного.Петр I, всегда жестоко преследовавший сановников за взяточничество и воровство, часто поручал генерал-прокурору Ягужинскому ведение розыска, то есть следствия по делам.
В частности, он расследовал дело обер-фискала Нестерова, который был изобличен во взяточничестве и казнен.Когда дело касалось интересов закона, Ягужинский не боялся противостоять даже членам царской фамилии. Об этом свидетельствует такой случай. Один из служителей царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Ивана Алексеевича (брата Петра I), Деревнин как-то раз поднял и припрятал у себя оброненное фаворитом царицы Юшковым письмо.
Эта пропажа очень обеспокоила царицу, так как письмо было написано ею.
Вскоре Деревнин попал под подозрение и его взяли в Тайную канцелярию, где подвергли допросам. Деревнин присвоение письма отрицал, и дело продвигалось медленно, что явно не устраивало царицу.
Она решила лично учинить допрос провинившемуся и однажды вечером под видом раздачи милостыни арестантам вместе со своими слугами заявилась в Тайную канцелярию. Там она подвергла колодника Деревнина самым изощренным пыткам и истязаниям. Царица самолично била его палкой, а ее слуги в это время жгли Деревнина свечами.
После этого ему облили голову «крепкой водкой» и подожгли. Караульщики едва смогли сбить пламя с колодника. Боясь ответственности за содеянное царицей, которая к тому же и не думала униматься, дежурный офицер сообщил о происшествии обер-прокурору Скорнякову-Писареву, но тот отказался вмешиваться.
Тогда офицер разыскал генерал-прокурора Ягужинского. Последний немедленно приехал в Тайную канцелярию. Он отобрал у царицы арестованного и велел направить его под караулом в свой дом.
На требования царицы отдать ей Деревнина Ягужинский сказал: «Что хорошего, государыня, что изволишь ездить ночью по приказам. Без именного указа отдать невозможно».В соответствии с утвержденной Петром I должностью Ягужинский обязан был «смотреть над всеми прокурорами», сидящими в коллегиях и надворных суда х, «дабы они в своем звании истинно и ревностно поступали», а все их «доношения» предлагать Сенату и «инсигновать», чтобы «по ним исполнено было».Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в то время не устанавливалось.
Велено
одна из высших государственных должностей в России, введенная Петром I в 1722 г. Следил за выполнением законов, «око государево», возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.
Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: одна из высших государственных должностей, введена Петром I в начале 18 в.
Г.-п. надзирал за соблюдением законности в действиях государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: в Российской империи высший чиновник.
Наблюдал за законодательной деятельностью государственного аппарата, возглавлял Сенат, с 1802 г. одновременно и министр юстиции. Первым генерал-прокурором Сената был назначенный Петром I при его создании П.
И. Ягужинский. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: высшее должностное лицо гражданской администрации, наблюдавшее за законностью деятельности государственного аппарата.
Должность учреждена в 1722 г.
Петром I для надзора за деятельностью Сената. При образовании министерств в 1802 г.
генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: глава Сената, наблюдавший за законностью деятельности государственного аппарата с помощью подчиненных ему прокуроров и фискалов. Должность учреждена в январе 1722 г. После смерти Петра I (1725 г.) утратила свое значение, которое было восстановлено в 1740—1741 гг.
С введением министерств в 1802 г. Г.-П. стал одновременно и министром юстиции. Должность упразднена после Февральской революции 1917 г.
Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: высший правительственный чиновник России до начала XX в., наблюдавший за законностью деятельности центрального государственного аппарата. Должность была введена Петром I. Г. – п. возглавлял Сенат, одновременно был и министром юстиции, созывал сенаторов, наблюдал за исправностью посещения ими заседаний и сам присутствовал на них; ему же подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.
Предложения Г. – п. оказывали активное воздействие на сенатские приговоры, он имел и право законодательной инициативы. В екатерининское царствование влияние Г.
– п. на работу Сената резко возросло. Решая самостоятельно многочисленные и важные задачи, Г.
– п. постепенно превращался в своеобразного министра военных дел, финансов и юстиции.
С 1722 г. Г.п. наблюдал за деятельностью Синода, светскими и военными чиновниками; с 1835 г. по делам духовного ведомства должен был присутствовать на заседаниях Государственного совета и Комитета министров. Должность упразднена после 1917 г.
Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: высший правительств. чиновник царской России, наблюдавший за законностью деятельности гос. аппарата, глава Сената. Должность Г.-п.
была создана в янв. 1722. Надзор осуществлялся через подчиненных Г.-п. — прокуроров и фискалов. После смерти Петра I значение Г.-п. ослабело и было временно восстановлено в 1740-41.
С учреждением министерств (1802) Г.-п. стал одновременно и министром юстиции; значение Г.-п. упало, хотя формально он и оставался главой Сената и всей системы правительств.
надзора в стране. Должность Г.-п.
была упразднена после октября 1917.
Г.-п. России: 1722-35 (с перерывом в 1726-30) — граф П. И. Ягужинский, 1740-60 — кн. Н.
Ю. Трубецкой, 1760-61 — кн. Я. П. Шаховской, 1761-64 — А. И.
Глебов, 1764-92 — кн. А. А. Вяземский, 1792-96 — граф А. Н. Самойлов, 1796-98 — кн. А.
Б. Куракин, 1798-99 — кн. П. В.
Лопухин, 1799-1800 — А. А. Беклешев, 1800-1801 — П. X. Обольянинов, 1802-03 — Г. Р. Державин, 1803-10 — кн. П. В.
Лопухин, 1810-14 — И. И. Дмитриев, 1814-17 — Д.
П. Трощинский, 1817-27 — Д. И.
Лобанов-Ростовский, 1827-29 — кн.
А. А. Долгорукий, 1829-39 — Д. В. Дашков, 1839 — граф Д. Н. Блудов, 1840-62 — граф В.
Н. Панин, 1862-67 — Д. Н. Замятнин, 1867 — кн. C. Д. Урусов, 1867-78 — граф К.
И. Пален, 1878-85 — Д. Н. Набоков, 1885-94 — Н. А. Манасеин, 1894-1905 — Н. В.
Муравьев, 1905 — С. С. Манухин, 1905-06 — М. Г. Акимов, 1906-15 — И. Г. Щегловитов, 1915-16 — А. А. Хвостов, 1916 — А. А. Макаров, 1916 — февр.
1917 — Н. А. Добровольский. Лит.: ПСЗ, т. 6, No 3979; там же, т. 27, No 20406; Декреты Сов. власти, т. 1, М., 1957, с. 124-26; Иванов П.
И., Опыт биографии генерал-прокуроров и министров юстиции, М., 1863; Градовский А. Д., Высшая администрация России XVIII ст.
и генерал-прокуроры, в его кн.: Собр.
соч., т. 1, СПБ, 1899; Веретенников В.
И., К истории екатерининской генерал-прокуратуры, X., 1914; его же, Очерки истории генерал-прокуратуры в России до Екатерининского времени, X., 1915; Еропкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц.
России, М., 1960. Н. П. Ерошкин.