Оглавление:
Решение о проведении аттестации работников принимает руководитель компании. Оно оформляется приказом. Каждого сотрудника, который подлежит оценке, необходимо письменно и под подпись известить о дате и месте ее проведения.
Сроки такого предупреждения устанавливаются Положением об аттестации. Например, не позднее чем за месяц или два до ее проведения. Таким образом, приказ о проведении аттестации нужно издать с учетом сроков, которые требуются для ознакомления сотрудников.
Пример приказа о проведении аттестации сотрудников можете посмотреть До начала аттестации, к примеру, за две недели до нее, на работников, подлежащих оценке, в аттестационную комиссию представляют отзывы.
Они могут быть оформлены в виде представления.
В отзыве (представлении) непосредственный руководитель пишет, как сотрудник исполнял свои должностные обязанности за аттестационный период. Отзыв обычно содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество работника; название должности, которую он занимает на момент аттестации, и день, когда его назначили на эту должность; перечень выполняемых сотрудником должностных обязанностей; обоснованную оценку деловых качеств специалиста и результатов его труда за аттестационный период (прилагаются отчеты о выполняемой работе или сведения о невыполненных поручениях – при наличии).
Одновременно с отзывами отдел кадров представляет в аттестационную комиссию копии документов об образовании, о повышении квалификации, , выписки из трудовой книжки и другие необходимые для оценки сотрудника документы. С представленными материалами каждый аттестуемый сотрудник также должен быть ознакомлен заблаговременно (например, за неделю до аттестации).
Так он сможет представить на рассмотрение дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, которые, как он считает, могут повлиять на результаты аттестации.
Если сотрудника не ознакомить с отзывом и иными документами, он может заявить о нарушении процедуры аттестации.
Важно: закон предусматривает обязательное проведение аттестации работников отдельных категорий: госслужащих (ст.
48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), педагогов (ч. десятая ст.
332 ТК РФ) и так далее. В данном случае процедуру устанавливают соответствующие законодательные акты. Ответы на семь популярных вопросов о проведении аттестации читайте После того как необходимая подготовительная работа будет выполнена, компания приступает непосредственно к процедуре аттестации. Ее проводят на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого.
Порядок работников предполагает, что члены комиссии рассматривают материалы и документы, представленные на аттестуемого работника, анализируют результаты его ответов (аттестация может проводиться в различных формах: собеседования, тестирования и тому подобное), заслушивают его сообщения. Результаты заносятся в аттестационный лист. Узнайте подробнее, как оформить аттестационный лист, можно По результатам проведения работников по каждому аттестуемому принимают решение.
Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии. Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями.
Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:
Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии.
Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима.
До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным. Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда. Законодатель побеспокоился и о переходном периоде.
Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.
Но не более чем до 31 декабря 2023 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др. Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно.
Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2023 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы.
Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ. Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:
Начнем с того, кто проводит специальную оценку.
Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки.
По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей.
Результаты проведенной СОУТ действуют пять лет и в случае отсутствия вредных условий труда (если в отношении рабочего места не произошло никаких изменений), срок действия оценки продляется. Но это не касается рабочих мест с вредным и опасным характером производства, в отношении таких мест СОУТ проводится с периодичностью один раз в пять лет либо чаще (если речь идет о внеплановом проведении СОУТ).
По общему правилу СОУТ должна проводиться не реже чем один раз в пять лет (п.4 ст.8 Закона №426-ФЗ). При этом необходимо учитывать специальные правила для следующих случаев:
Важно! Таким образом, если компании или ИП в последний раз проводили аттестацию до 2013 г.
включительно, до конца 2023 г. должны обязательно ее провести, иначе штрафов не избежать.
С 1 января 2023 г. «старые» аттестационные карты спецоценки условий труда уже не действуют. Работодателям нужно иметь результаты СОУТ по правилам, установленным Законом №426-ФЗ.
С ее помощью можно выявить уровень профессиональной подготовки и грамотности сотрудника. Инструкция 1 В государственных учреждениях и предприятиях аттестация проводится в обязательном порядке.
Ее нормы и правила проведения регулируются законодательством.
Многие коммерческие организаций также активно внедряю аттестацию в работу с персоналом. Как правило, способы и сроки ее осуществления фирма устанавливает самостоятельно.
2 Аттестация сотрудника необходима для того, чтобы руководство компании смогло принять решение о дальнейшей судьбе подчиненного.
Это может быть продвижение по службе, повышение заработной платы, понижение в должности или увольнение.
4 Аттестация работника может осуществляться посредством тестирования, квалификационного экзамена, собеседования, а также путем моделирования определенной ситуации.
В процессе подготовки к аттестации определяется состав комиссии, графики проведения мероприятий, а также проводится разъяснительная работа с сотрудниками. 5 Перед аттестацией непосредственный руководитель работника составляет отзыв на него, в котором указывает показатели работы, соблюдение должностной инструкции, профессиональные качества и достижения.
6 В ходе проверки на опрашиваемого заполняется аттестационный лист. Решение об итогах аттестации принимается большинством членов комиссии, в состав которой, как правило, входят руководитель организации или его заместитель, начальник отдела, где работает сотрудник, другие высококвалифицированные специалисты, а также секретарь. Видео по теме Совет 3 : Как проводить переаттестацию Переаттестация может стать действенным средством повышения эффективности работы каждого сотрудника и предприятия в целом.
Но произойдет это только в том случае, если она не будет пустой формальностью. В результате переаттестации работник может повысить свой разряд или категорию.
Соответственно, увеличивается и его зарплата. Руководство же предприятия может оценить, какими кадровыми ресурсами оно располагает.
Вам понадобится
Переаттестация положена по закону, поэтому ее и проводят. Руководство коммерческой структуры этот вопрос решает по своему усмотрению. Сформулируйте цели существования фирмы, ее перспективы и задачи.
Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо. Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России ). Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.
Индивидуальный предприниматель, не нанявший ни одного работника, не должен проводить аттестацию. Ведь, как уже говорилось выше, аттестовать рабочие места должны работодатели, а ИП без персонала работодателем не является. Правда, были случаи, когда Прокуратура рассылала предпринимателям требования предоставить сведения об аттестации, а при невыполнении этого требования обращалась в суд.
Тем, кто попал в подобную ситуацию, следует написать аргументированное письмо и направить его в Прокуратуру, а при необходимости и в суд. В письме нужно объяснить, что выполнить требование нет возможности, так как ИП не состоит сам с собой в трудовых отношениях, и поэтому не должен руководствоваться требованиями ТК РФ об аттестации рабочих мест.
На первый взгляд, может показаться, что аттестация рабочего места в квартире работника выглядит несколько странно.
И тем не менее, проводить ее нужно. Дело в том, что на надомников распространяется действие трудового законодательства ( ТК РФ), в том числе и норма о необходимости аттестации рабочего места.
Что касается самого рабочего места надомника, то формально оно ничем не отличается от рабочего места офисного работника.
На практике Прокуратура нередко подает судебные иски к компаниям, отказавшимся аттестовать рабочие места надомников. Как правило, судьи решают такие дела не в пользу организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.06.11 № 2-1914/11).
Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.
Аттестующая организация — это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.
В состав комиссии входят:
В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:
В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:
По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.
Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены.
Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков. Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:
Для руководящего состава — как минимум раз в два года. Если компания имеет широкую сеть филиалов в регионах, то аттестационная волна прокатывается по стране постепенно в течение года.
Тестирует сотрудника на предмет готовности к основной работе.
Аттестации также могут различаться по методам проведения. Проверка производится в виде письменного или устного экзамена, тестирования, а также ролевого моделирования рабочих ситуаций.
Наиболее популярным является метод групповой экспертной оценки, когда аттестуемого оценивает команда ведущих специалистов и руководителей.
Основной плюс такого метода в том, что есть несколько мнений, и это позволяет избежать однобокости и предвзятости в оценке. Также бывает периодическая количественная оценка рабочих показателей, если это возможно (количество проданных товаров, заключенных сделок и пр.).
Процедура аттестации всегда в деталях закреплена в соответствующем локальном нормативном документе. Для проведения создаётся аттестационная комиссия, состоящая из 3-10 ведущих специалистов и руководителей, которым начальство доверяет. Это необходимо для достижения максимальной объективности и полноты оценки.
Каждый аттестуемый заполняет анкету, в которой указывает весь свой профессиональный опыт, образование, иногда есть специальная графа, где сотрудник может высказаться в свободной форме.
Вся остальная процедура аттестации может состоять из интервью, тестов, деловых игр и прочего, в зависимости от задач и нужд конкретной компании.
Итоговое решение о каждом сотруднике принимается групповым совещанием аттестационной комиссии. При этом учитываются результаты тестирования, характеристика руководителя на сотрудника, итоги прошлых аттестаций, опыт, квалификация и образование, динамика его карьеры в предшествующие годы.
В соответствие с 3 частью в случае принятия решения о переводе сотрудника руководитель обязан в течение двух месяцев предоставить ему варианты другой работы.
Если такой возможности нет или сотрудник не согласен на понижение, руководство имеет право его уволить.
Как показывает практика, увольнение по данному основанию достаточно часто заканчивается разбирательствами в суде, причем нередко их результатом является проигрыш работодателя. В настоящей статье расскажем, что понимается под аттестацией, в отношении каких категорий работников она может проводиться, какова ее периодичность и какова процедура увольнения работника, если по итогам аттестации он признан не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе.
Прежде всего стоит сказать, что определения понятия «аттестация» в Трудовом кодексе нет, но из определений, содержащихся в различных словарях, можно сделать вывод, что аттестация — это оценка результатов деятельности и определение деловых качеств и квалификации работников с целью выявления их соответствия занимаемым должностям, а также возможности дальнейшего служебного продвижения. Но такую оценку законодатель обязывает проводить лишь в отношении отдельных категорий работников — гражданских и муниципальных служащих, сотрудников ОВД, педагого и пр.
А вот обязательность проведения аттестации в коммерческих организациях законодательством не установлена.
Однако если в такой компании принято решение о проведении аттестации и ей подлежат категории работников, для которых законодательством предусмотрен специальный порядок ее проведения (например, медицинские или педагогические работники), то при разработке локального нормативного акта, устанавливающего правила и порядок оценки персонала, необходимо учитывать требования таких законодательных актов. Поскольку в ходе аттестации оценивается профессиональная квалификация работника (достаточно ли ее для занятия соответствующей должности), необходимо четко понимать, что является таковой. Определение квалификации можно найти в ст.
195.1 ТК РФ. Это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника. При этом характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, содержится в профессиональном стандарте.
Напомним, что в настоящее время разработано достаточно много профессиональных стандартов, в конечном итоге они призваны заменить квалификационные справочники.
Однако списывать со счетов ЕТКС и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих пока рано.
На основе указанных Справочников (а теперь — и профессиональных стандартов) разрабатываются должностные инструкции, в которых помимо прямых обязанностей и функций работника работодатель может прописать требования к опыту работы и уровню образования, а также иные требования для занятия той или иной должности (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Определять требования к стажу и опыту, профессиональным навыкам и образованию по конкретной должности или профессии необходимо четко и единообразно, иначе при проведении процедуры аттестации, о которой мы расскажем ниже, могут возникнуть вопросы по поводу толкования тех или иных положений инструкции.
Итак, исходя из определения квалификации, приведенного в ст.
Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности. Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу.
Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.
Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:
Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:
Остальной персонал можно аттестовывать.
Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:
Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242. Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.
Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:
Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 . Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта
О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале .
Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:
В 2016 году в закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ были внесены изменения и дополнения (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ), которые помимо уточняющих поправок ввели:
В список регулирующих документов можно также включить документы на уровне управления предприятием:
Таким образом, аттестация рабочих мест — это обязанность работодателя, возложенная на него государством, в целях обеспечения безопасности труда персонала. Об иных обязанностях работодателя в части охраны труда читайте в статье . Итак, мы выяснили, что аттестация рабочих мест — процедура неизбежная.
Но не все рабочие места подлежат обязательной аттестации.
Аттестация рабочих мест проводится с периодичностью 1 раз в 5 календарных лет. Однако такой срок применяется не для всех производственных мест.
Процедуру проходят те рабочие зоны, которые:
Аттестуются те места, которые связаны со следующими рабочими процессами:
Во время работы на человека оказывает влияние ряд факторов, которые и оцениваются при проведении аттестации рабочих мест:
Аттестация недавно оборудованного рабочего места проводится не сразу после его создания, а в течение последующего года.
Аттестация может быть предусмотрена законодательными актами и быть обязательной. Например, аттестация обычно проводится в бюджетных учреждениях в отношении государственных и муниципальных служащих (педагогических работников, работников сферы искусства, медицинских работников и т.
п.). А вот для коммерческих организаций, так сказать, частных компаний, аттестация необязательна, если только компания не осуществляет тот вид деятельности, где обязательность проведения аттестации установлена законами.
Например, если организация или индивидуальный предприниматель выполняет (оказывает) вспомогательные работы (услуги) при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, аттестация их работников обязательна (ст.
13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
). А в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие вещества), должна обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников.
Частью 2 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения. Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации.
Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:
Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников.
Не нужно организовывать оценку, если человека нанимает на работу физлицо, вовсе не имеющее предпринимательского статуса.
Такие правила оговорены 426-м федеральным законом, а именно третьей статьей. Сегодня не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, ее место заняла оценка, причем правила организации такого мероприятия во многом определяются тем, какое рабочее место нужно исследовать. Для некоторых специфических мест законом оговорены специализированные правила.
Перечень (включавший описание процедуры оценки) рабочих мест, оцениваемых по старым правилам, несколько отличается от действующего сегодня.
Ранее аттестовать нужно было только места, на которых работником применялся ручной инструмент, агрегаты и аппараты, машины и установки, транспорт. Словом, любой потенциально опасный предмет уже становился поводом для организации аттестации.
Для СОУТ таких ограничений нет. Эту процедуру нужно проводить всегда, вне зависимости от наличия источника потенциальной опасности на рабочем месте.Ранее кадровики, разбираясь, обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест, практически не обращали внимание на то, где таковое находится: на территории предприятия либо человек работает удаленно, из дома.
Ранее были общие основания для дистанционных и трудящихся в пределах фирмы людей, но текущее законодательство не требует проводить оценку рабочих условий для людей, которые трудятся дома, т. е. работают удаленно. Ранее кадровики беспокоились насчет того, обязательна ли аттестация рабочих мест, если таковые организованы в офисном пространстве. Министерство труда даже издавало специальные пояснения – впрочем, после их публикации у многих по-прежнему были неясности.
В настоящий момент поводов для разночтений нет в принципе.
Текущее законодательство не содержит каких-либо исключений, как следствие, специализированная оценка необходима всегда и везде, даже если речь идет об офисном пространстве. Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований.
В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки.
Наиболее характерная ситуация – введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего.
В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку.