Оглавление:
произошло гл. обр. в период испанских завоеваний (16-нач. 17 вв.).Характерная для капитализма частная капиталистич. форма 3. с. создавалась посредством подчинения земледелия капиталу.
с. и зем. собственника (см. Абсентеизм земледельческий): 3.
с. превращается только в титул, дающий право присваивать ренту (см. Земельная рента). Отделение 3.
с. от функционирующего капитала происходит в двух правовых формах: аренды земли и залога земли (ипотеки, см. также Кредит ипотечный).Сращивание 3. с. с финанс. капиталом усиливается в эпоху империализма: возникают крупные с.-х.
корпорации, владеющие большими зем.
массивами, а капитал, вложенный в них, принадлежит финанс., пром.
и торг. монополиям ; происходит сосредоточение земли в руках финанс. монополий; посредством личной унии крупные финанс. монополии становятся зем. собственниками, а крупные землевладельцы — держателями акций банков, пром.
компаний и т. д. Эти формы тесно переплетаются ипредставляют единый процесс.
Об огромной концентрации земли в руках монополий в сер. 60-х гг. 20 в. свидетельствуют следующие данные: «Тексас Пасифик ленд» владела 1,7 млн.
акров земли (1 акр=0,4047 га); консервная компания США «Калифорния пэкинг» — ок. 100 тыс. акров фруктовых садов и т.
д. При государственно-монополистическом капитализме возрастает вмешательство бурж. гос-ва в зем. отношения в интересах монополий и крупного агр. капитала (см. Государственно-монополистическое регулирование сельского хозяйства).При социализме помещичья и капиталистич.
3. с., а следовательно, и связанные с ней отношения эксплуатации человека человеком полностью упраздняются и складываются совершенно новый тип 3. с.- общественная социалистич. собственность и соответствующий ей социалистич.
агр. строй. Особенностью образования социалистич. формы 3. с. по сравнению с предшествующими ей формами является то, что она создаётся в ходе социалистич. революции. Национализация всей земли, а также её недр, лесов и вод в СССР была осуществлена Декретом о земле [26 окт.
(8 ноября) 1917], по к-рому более 150 млн.
дес. (1 дес. = 1,0925 га) земли, находившейся в частной собственности помещиков, капиталистов, монастырей, церквей, царской семьи, перешло в бесплатное пользование трудящихся крестьян. К кон. 1918 в руки бедняков и середняков перешло 50 млн. га земли, изъятой у кулаков. Земля перестала служить орудием эксплуатации.
С окт. 1917 Сов. гос-во стало единым и единственным собственником всей земли, к-рая составляет единый гос.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния.
Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «
ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин.
— Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории». Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом.
Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «
Муранов, Черняков и партнеры».
был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета.
Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам.
Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение.
Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию. Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические, рычаги.
Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.
В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др.
Субъектами (инвесторами и участниками) могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства. В июне 1991 г. принимается Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности». В нем давалось определение инвестора:
«субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование»
.
Субъектами этого вида деятельности могли быть заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и проч. Инвестициями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности,
«вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»
. Банки В Законе «О банках и банковской деятельности» (декабрь 1990 г.) давался перечень операций, совершаемых банками.
Наряду с государственными банками Закон определял статус и функции коммерческих банков. Последние могли выступать в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала и др.
По видам совершаемых операций они делились на универсальные и специализированные.
Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали.
Первоначально пашни возникали сначала на естественных полянках, разбросанных среди лесов паркового типа. Постепенно пашни расширялись за счет вырубки и выжигания лесов7. Трудно представить себе, как люди, живущие на родовой земле, могли добровольно сменить ведение усадебного хозяйства на тяжёлый и неблагодарный труд пахаря.
Очевидно, что землепашеством впервые стали заниматься пленные, рабы, а также те из числа свободных людей, у кого уничтожили, разорили их родовые усадьбы, кто потерял свою родовую землю, был вынужден бросить свой дом и сад и заняться в чужой стороне хлебопашеством.
Так была реализована привнесенная на Русь концепция: «в поте лица ты будешь пахать землю свою».
Вероятно, что именно в этот период у наших предков наряду с родовыми угодьями появляются угодья благоприобретенные. Приобретение прав на эти земли изначально основывалось на праве трудовой заимки.
Из истории создания экопоселений
«Земля сама по себе не имела тогда никакой цены, и её нельзя было никому продать, потому что нельзя было найти ни одного покупателя; всякий сам мог занимать свободные земли»
8. Неудивительно, что в глазах местного сообщества человек получал право на конкретный участок земли не в силу её покупки, или получения от государства, или наличия того или иного документа, а в силу того, что он прикладывал к нему свой труд.
Это отразилось в известной формуле:
«там моя земля, куда мой плуг, топор, коса и соха ходили»
. Право пользования землёю приобреталось трудом на ней. Поэтому-то среди самого трудящегося земледельческого населения тогда не могло быть никакого понятия о собственности на землю: никто из них не говорил: «это моя собственность», потому что земля была доступна для всех, — так же как никто не скажет: «это мой воздух».
Но это право заимки, эта формула не могла применяться к рабам: они не могли иметь права на обрабатываемую ими землю, потому что были рабами — людьми, не имеющими вообще никаких прав.
И потому, «когда князь или боярин сажал на пашню свою челядь, он уже говорил: это моя земля, потому что на ней работают мои рабы9. Таким путём возникла частная собственность на землю, и вследствие этого один человек уже мог иметь теперь много своей собственной земли: для этого ему стоило только приобрести много рабов, набрать себе много подневольных работников».
Поэтому вместе с земельной собственностью появились и богатые люди; в руках собственников земли стали скопляться большие богатства, и они выделились в особое высшее сословие, которое со временем стали называть боярами. Эти-то бояре и олицетворяли собой новые представления о собственности на землю и живущих на ней людей.
по 1 ноября 2008 г.
решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).
Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов. Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.
Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности («публичной» собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию.
Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация). 2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов «О земле» 1917 г., Декрета ВЦИК «О социализации земли» 1918 г.
и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г.
Законом СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР» была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.
В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов РФ производились на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1
«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
, а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Поэтому в кодексе написано, что здание является вещью». Так, в нашей стране и создалась ситуация, когда в большом числе случаев здание принадлежит одному лицу, а земельный участок под ним – другому, как правило – государству, добавляет Латыев.
В 2000-х годах появляется еще один шанс упорядочить этот вопрос – в связи с разработкой Земельного кодекса РФ. «Тогда нужно было сделать одну простую вещь, – делится Бевзенко. – Написать в Земельном кодексе норму о том, что если собственник построил здание, то это здание не является самостоятельной недвижимостью, а рассматривается как составная часть земельного участка».
Но этого сделано не было, и получилась ситуация, когда и земля, и здание на ней рассматриваются как две самостоятельные недвижимые вещи, хотя по сути они являются одним объектом, указывает он.
В 90-х годах, когда Госдума принимала все новые и новые законы, часто возникали стихийные митинги, на которых люди требовали реформ. Именно поэтому – для того чтобы устранить проблему раздельного оборота – и был закреплен в ст. 1 Земельного кодекса РФ «уникальный» принцип «единства судьбы» земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно этому постулату
«все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков»
. Предусмотрены были и другие меры, направленные на «соединение» собственности на землю и расположенные на ней объекты: например, преимущественное право собственника здания на покупку или аренду занятого им земельного участка (п.
3 ст. 35 ЗК РФ). Вопрос о том, рассматривать ли здание как составную часть участка, в разных юрисдикциях решается по-разному. Классическая юриспруденция исходила из того, что объектом недвижимости является земельный участок – причем в классическом понимании трех-, а не двухмерный. При этом все построенное на земельном участке рассматривается как его составная часть, а не самостоятельная вещь.
Такова ситуация в большинстве развитых юрисдикций стран Западной Европы (Франции, Испании и других). Подобный подход способствует простому обороту недвижимости: юридически требуется договор купли-продажи земельного участка, за покупку которого платишь с учетом всех составляющих. Однако это лишь одна из возможных моделей, принятая в юрисдикциях, где есть частная собственность на землю.
Во многих странах Азии и арабского мира ситуация иная – вся земля публичная, принадлежит она суверену или государству, и оборот земли не происходит. Типичные примеры – Таиланд или ОАЭ.
В таких случаях, если частное лицо строит на земле дом, то собственностью признается только здание. Опыт показывает, что относительно безболезненный переход от одной модели к другой возможен. Пожалуй, самым ярким примером стал переход ГДР от «советской» модели к более современным законодательным нормам ФРГ.
Так, в ГДР был введен принцип раздельной собственности на землю и на здания.
При объединении Германии в переходных положениях к ГК ФРГ были предусмотрены правила по соединению в один объект права на землю и на здание – например,
Так, в сентябре 2002 г.
в системе Министерства транспорта РФ было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» с закреплением за ним федерального имущества морских портов и с централизацией портовых сборов. «Росморпорт» осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, и осуществление другой портовой деятельности. Аналогичным образом идет сейчас процесс централизации управления ресурсами железнодорожной отрасли в рамках созданного ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») как государственной компании-монополии с тем, чтобы сохранить и увеличить потенциал этой важнейшей инфраструктурной составляющей российской экономики.
Однако предпринимаемые организационные меры по централизации управления и финансов инфраструктурных отраслей не решают одну из основных проблем — инвестирования нового строительства и модернизации существующих объектов. Дело в том, что собственных ресурсов «Росморпорта» , ОАО «РЖД» , РАО ЕС, «Транснефти» и других естественных монополистов, дополненных средствами федерального бюджета, все равно будет недостаточно для реализации масштабных инфраструктурных проектов по строительству магистральных энергетических и транспортных объектов.
Эти компании, как самостоятельные субъекты хозяйственного права, вынуждены будут прибегать к кредитным источникам инвестиций, займам, выпуску акций и другим формам привлечения частных капиталов. Но здесь перед государством и естественными монополистами стоят серьезные препятствия институционального характера, в первую очередь в вопросах собственности.
При всей масштабности задач по развитию инфраструктуры, стоящих перед Россией\\1, требуемый объем инвестиций в несколько сот миллиардов долларов США на период 10-20 лет не уникален в современной мировой экономике. Так, одной из наиболее значительных в мире долгосрочных программ в инфраструктурном комплексе, которая начала осуществляться в Европе, является программа создания транс европейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических объектов (Trans-European Networks of Transport, Telecommunications and Energy Infrastructures — TENs). Она рассчитана на 20 лет, до 2023 г., а общая потребность в инвестициях для ее реализации оценивается примерно в 400 млрд.
евро\\2, что вполне сопоставимо с финансовыми ресурсами, требуемыми нашей стране для модернизации отечественной транспортной и энергетической инфраструктуры. Крупные проекты в сфере естественных монополий осуществляются также в азиатских и латиноамериканских странах, в первую очередь в Китае, Индонезии, Филиппинах, Таиланде, Аргентине, Бразилии, Мексике.
Среди субъектов государства в
В продаже и вообще в распоряжении арендованными участками арендаторы сохраняют полную свободу; но продавать они могут только право аренды (tenant-right), капитализируемое по расчету долговечности улучшений.
В интересах земледельцев, которые должны быть уверены в результатах своих затрат, необходимо обеспечение постоянства аренды: арендатор сохраняет свою землю, пока исправно платит арендную плату.
Земля, по плану Валласа, переходит в собственность государства посредством своеобразного выкупа у нынешних собственников; а именно, этим последним и тем их наследникам, которые уже родились при осуществлении Н. земли или при жизни собственников, обеспечивается платеж ежегодной ренты, равный прежнему доходу от земли; затем всякие обязательства и платежи государства прекращаются. Чтобы облегчить приобретение поземельных участков, государство должно выдавать приобретателям ссуды для уплаты за улучшения.
Главные свои доводы Валлас черпает из истории и из современного положения частного землевладения в Англии. Он указывает на злоупотребления собственников (удаление фермеров, огораживание общинных земель, обращение громадных пространств под парки или места для охоты), на зависимость от них всех местных жителей — арендаторов, сельских рабочих, даже торговцев, на вмешательство лендлордов в политическую и религиозную жизнь населения, на обусловливаемую частным землевладением невозможность для человека селиться и приобретать поземельные участки там, где он хочет. Если человек и может быть постоянным владельцем земли, то только при условии личной ее обработки; но это владение не обозначает абсолютной собственности; над ним должно быть нечто высшее — верховное право государства на землю.
Менее определенна точка зрения Флюргнейма, руководителя движения в пользу Н. земли в Германии; сочинения его — «Der einzige Rettungsweg», «Auf friedlichen Wege», «Deutschland in 100 Jahren», «Papst und Socialreform» — вообще отличаются спутанностью и противоречивостью воззрений.
Он признает возможным устранить чистую поземельную ренту (т. е. ту, которая вытекает исключительно из естественных преимуществ поземельных участков и из общего прогресса общества, а не из труда владельца) двояким путем: посредством обложения землевладельцев налогом или посредством покупки земли государством и сдачи ее в аренду частным лицам. Для Америки и Англии он считает возможным применить оба приема одновременно, для Германии предлагает второй способ; государство должно произвести оценку всей земли и затем постепенно скупить ее, в силу права преимущественной купли (Vorkaufsrecht).
Средства для выкупа земли государство может получить путем выпуска государственных процентных бумаг, которые будут погашаться из сумм постоянно возрастающей поземельной ренты, поступающей в пользу государства, что даст возможность, в связи с вытекающим из огосударствления ренты падением процента, погасить весь долг через 25 лет. При сдаче в аренду государство должно взимать такую арендную плату, которая поглощала бы чистую поземельную ренту, оставляя арендатору вознаграждение за его труд и издержки.
Декрет о земле впервые в законодательном порядке провозглашал идею национального использования земли в интересах всего общества.
Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную и единоличную. Остуда вытекает следующий принцип декрета- принцип свободы форм землепользования. Принцип трудового землепользования заключался в запрете передачи земли в аренду и применении наемного труда.
Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распространяется в пользу трудящихся по потребительской и трудовой форме.
Важнейшим принципом декрета о земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли у частных землевладельцев. В декрете о земле провозглашался принцип рационально использования земли в интересах всего общества По декрету о земле крестьяне получили более 150 миллионов гектар угодий, а так же помещичьих инфраструктур общей стоимостью более 300 мил., так же они были освобождены от платежей за аренду и налогов за крестьянские наделы.
Были аннулированы долги крестьян крестьянскому банку, составив более миллиона рублей. В ходе конфискации и распределение земель обострились противоречия между деревенской беднотой и зажиточным крестьянством.
Земельный кодекс РСФСР был принят 30октябля1922г. в основных положения указывалось, что частная собственность на землю, недра, воды и леса отменялась навсегда, а все земли в пределах РСФСР составляли собственность государства.
Право пользование землей имеют все граждане независимо от пола, вероисповедания и национализации. Покупка, продажа, завещание и ли дарение, а так же залог земли запрещались и объявлялись не действительными. Разрешалась аренда земли и разрешение наема рабочей силы, что оказало положительное влияние на повышения уровня использования земли, деятельности крестьянских хозяйств и упрочения экономики страны.
Кодексом признавались такие земельные общества как коммуны, артели, а также совокупность дворов, вышедших из прежнего общества.
Кодексом устанавливалось, что способ землепользования может быть общинный, участковый и товарищеский, (совместное пользование землей).
Кодекс нацеливал на крестьян на товарищескую обработку земли как наиболее выгодную форму и указывал на преимущество коллективного землепользования. Земельный кодекс РСФСР: свод законоположений по вопросам земельных отношений и землеустройства, изменил земельную политику, привел её в соответствие с новыми задачами хоз строительства в деревне и стал базой для окончательного установления земельного строя советского государства.
35.Личное подсобное хозяйство, его содержание и развития после 1917 г. По Декрету о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную (это зависело от решения отдельных селений и поселений). В результате к 1922 году было создано 3,3 тысяч коммун, 10,2 тысяч сельскохозяйственных артелей, 2,5 тысяч товариществ по совместной обработке земли, 4,4 тысяч совхозов,
Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.
При иной формулировке ст.
214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».
Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом. Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле».
Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями). Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно.
Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:
На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность.
Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:
Госсобственность любого из видов может возникать:
В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.
Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна.
Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции. Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления.
Для получения земельного участка в собственность необходимо взять обязательство лично или с помощью родственников заниматься сельскохозяйственным производством в течение девяти лет и проживать непосредственно на ферме или поблизости. В Германии право имущественной покупки земель предоставлено тем, кто живет и работает на земле, за исключением случаев дарения или обмена и некоторых иных, связанных с продажей земли родственникам. Покупать землю может лишь тот, кто в течение 10 лет был арендатором.
Продажа земельного участка не фермеру рассматривается как “нездоровое перераспределение”, что категорически запрещается.
В Дании перевод земли из одной категории в другую (всего там существуют три зоны – городские, дачные, сельскохозяйственные земли) возможен только с разрешения властей. Кроме того, устанавливается десятилетний мораторий на подобные переводы. В Швейцарии разрешение на покупку сельскохозяйственных земель дается только тем, кто сам собирается ее обрабатывать; Четвертая – возможность продажи земли (или юридического права) крестьянами по низким ценам богатым людям живущим в городах.
Здесь опыт развитых стран говорит об обратном. Там сложились высокие цены на землю, и они растут быстрее, чем сбережения.
Это не дает возможности сельскохозяйственным производителям развиваться дальше, а перед желающими заняться сельским хозяйством стоит высокий ценовой барьер. В то же время опыт стран, недавно решившихся на земельную реформу, показывает, что большинство крестьян не продает землю, а сдает ее в долгосрочную аренду. Пример тому – Чехия. Там арендная плата становится показателем стоимости земли в условиях развивающегося рынка.
В бывшей ГДР за несколько лет продали всего несколько сот гектаров.
Наконец, истинную цену сельскохозяйственных угодий задает не только и не столько рынок, а кадастровая стоимость участков. В Испании, Швеции и Германии она определяется раз в 5-7 лет и может отличаться от рыночных цен.
Правовые вопросы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Во всех развитых странах фундаментальной основой организации управления земельными ресурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются. В частности, в ФРГ право на существование имеют все формы собственности на землю, хотя в частной собственности находится более 90% земель.
Германское земельное право устанавливает законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, предусматривающего запрет на дробление лесных и сельскохозяйственных участков, их отчуждение с изменением целевого назначения и обеспечивающее развитие высокоэффективного агропромышленного производства в интересах общества.