Оглавление:
Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдаёт себе отчёт, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а всё-таки пропивается до креста.
Когда он рассказывает Раскольникову о своём последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег.
Он искренне жалеет, что его родная дочь живёт по жёлтому билету, но сам пользуется её деньгами.
Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня!
Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» (1, II).Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову.
С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами.
Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды.
Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести». В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств.
Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства?
На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё.» (1, I).
Первая такая точка – преступление.
Вторая – наказание” (П. Вайль, А. Генис. “Страшный суд”). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.
Но даже и не наказание, а “восстановление погибшего человека” более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо “заплатить. великим, будущим подвигом”. Вся поэтика романа подчиняется основной цели – воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж.
Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: “С высокого берега открывалась широкая окрестность.
Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди. ” В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, “он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим.
“. Отказ Раскольникова от бесчеловечной “недоконченной теории” и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: “бесконечное счастье”, “бесконечные источники жизни”, “бесконечно любит”, “бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые – в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз – когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на “восстановление падшего человека” через приобщение к христианскому идеалу “великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех.
по Христову евангельскому закону”. (Пока оценок нет)
Жанрово-композиционная структура ро-мана сложна.
Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан-ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз-ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа.
Раскольников, как и раньше, верит в непогрешимость своей идеи и ненавидит себя за слабость, за бездарность, раз за разом называет себя негодяем. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой, думая о них так же болезненно, как думает об убийстве Лизаветы.
Он старается не делать этого, так как начнешь думать, то непременно должен будешь решить вопрос, куда же их отнести в своей теории — к какому разряду людей.Согласно логики его теории относятся к «низшему» разряду, а, итак, топор другого Раскольникова может упасть на их головы, и на головы Сони, Полечки, Екатерины Ивановны. Раскольников должен, согласно своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить.Для него невыносима мысль о том, что его теория похожа с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.
«Мать, сестра, как люблю я их! Почему теперь я их ненавижу?».
Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И потому Достоевский будто приходит на помощь человеческой натуре своего героя.Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется.
Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена оголяет весь ужас действия Раскольникова.
Достоевский не показывает морального возрождения своего героя, так как его роман совсем не об этом.Задача писателя заключалась в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Таким образом, идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.Жанровые особенности романа Достоевского «Преступление и наказание» нельзя очертить определенными границами.
И не только потому, что это произведение сложное относительно своего замысла и большое по объему.
Можно назвать несколько жанрово разных определений, и каждое из них будет по-своему справедливым. Роман — философский, так как в нем возникает проблема осуждения воинствующего индивидуализма и так называемой «сверхличности» находится в центре внимания.
(Пока оценок нет)
Загрузка.
Особенности жанра романа «Преступление и наказание» Жанровое своеобразие этого романа Ф.М.Достоевского заключается в том, что это произведение нельзя совершенно определенно отнести к уже известным и опробованным русской литературой жанрам, поскольку в нем присутствуют разностилевые черты. Детективные черты Прежде всего формально роман можно отнести к жанру детектива:
Но никто из читателей и не подумает назвать «Преступление и наказание» простым детективом, потому что каждый понимает, что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных задач.
Новый тип романа — психологический Не укладывается это произведение и в рамки традиционного европейского романа.
Достоевский создал новый жанр — психологический роман. В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор.
Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту? Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших. В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают , которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя.
Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя ( последний сон Родиона). Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.
Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.
Полифоническое решение образной системы Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.
В романе , которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы — и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти ( диалог офицера и студента, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Свидригайловым, Лужиным, Дунечкой, монолог Мармеладова).
Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так , несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, ее жертвенность, ее вера и спасают ее от ада жизни.
Такой герой, как , по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу и выбирает ад, но в последний момент, когда герой заглядывает в бездну, он отшатывается от нее и идет доносить на себя. Есть в романах Достоевского и герои ада.
Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем.
И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов. Для героев ада один выход — смерть.
Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных: недаром ум Раскольникова признают все, Свидригайлов ждет от него какого-то нового слова.
Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и сострадания (к девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке и ее семье). Душа человека как основа психологического реализма Понимание души человека не может быть однозначным, поэтому в романах Достоевского (в «Преступление и наказание» тоже) так много недосказанного.
Раскольников несколько раз называет причину убийства, но ни он, ни другие герои не могут окончательно решить, почему он убил. Конечно, прежде всего им руководит ложная теория, подчиняя себе, искушая проверкой, заставляя поднять топор. Неясно и то, убил ли Свидригайлов свою жену или нет.
В отличие от Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе, Достоевский заставляет читателя вместе с героем переживать какие-то события, видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти закономерность. Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки.
Общепризнанно, что само соответствует настроению героев. Город становится герой повествования.
Город пыльный, грязный, город преступлений и самоубийств. Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя «бесов», темные силы.
Но писатель верит, что в конце концов герой пробьется сквозь них к свету.
Но каждый раз читатель останавливается перед этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.
Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)
«Преступление и наказание» жанр
Именно натура Раскольникова восстает против его «арифметического расчета», против его теории – порождения его рассудка.
Достоевский считал, что добро и зло не являются внешними по отношению к человеку силами, а коренятся в самой природе человека: «В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится вся сила света.
В нем оба средоточия: и крайняя глубь бездны, и высший предел неба».
«Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей»
.
Отсюда раздвоенность героев Достоевского до последнего предела: бездну нравственного падения и бездну высших идеалов они могут созерцать одновременно.
«Идеал мадонны» и «идеал Содомский» могут жить в человеке одновременно. “Преступление и наказание” – первый из пяти наилучших романов Достоевского. Сам писатель этому произведению придавал огромное значение: “Повесть, которую я пишу теперь, возможно, лучшее из всего, что я написал”.
Он изобразил в произведении такую бесправность и беспросветность жизни, когда человеку уже “некуда идти”. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге.
Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М.
Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственных действий Раскольникова.
Что было раньше: тяжелое положение героя, которое привело к болезни и к болезненной теории, или теория, которая стала причиной ужасного положения Раскольникова?Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни.
Жанр «Преступление и наказание» — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни.
Жанр: философский и психологический роман «Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества .
Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей.
Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства?
Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.
Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.
На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё…» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь.
Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны.
По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы.
Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету. Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы!
образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (…) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймём!
Тогда всё поймём!.» (1, II). Теперь вы знаете особенности жанра «Преступление и наказание», какие вопросы и проблемы общества хотел показать Достоевский.
Жанр достоевского преступление и наказание
Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Достоевского.
В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта Достоевского о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу.
Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня. Определение роман-трагедия принадлежит младосимволисту Вячеславу Иванову, оно указывает не только на трагические коллизии в каждом романе и обязательный трагедийный катарсис, но и на художественную структуру романа, на его диалогическую природу.
Иванов читает романы Достоевского как драматические произведения (о «Преступлении и наказании» — трагедия в четырех действиях с эпилогом).
Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе — «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис — откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса — эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои Достоевского, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники).
Роман «Преступление и наказание» — историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу). Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х гг. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека.
Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион.
Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве — социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины. Исследователь Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель и детектив не знают, кто преступник).
Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает Шкловский, значит ответить на два вопроса: 1) каковы мотивы преступления Раскольникова 2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта. Мотивы преступления Раскольникова.
Дмитрий Иванович Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни.
Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе.
Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у нее последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги.
Он отдает себе отчет, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а все-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своем последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег.Он искренне жалеет, что его родная дочь живет по желтому билету, но сам пользуется ее деньгами.
Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» .
Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами.
Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры.С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живется даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас.
Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести». В романе социальное содержание тесно переплетается с философским : философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств.Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир.
Может быть, путем насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.Раскольников убивает ростовщицу Алену Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая.
Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье…» . Алена Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведенного портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая ее ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь, сосущую человеческую кровь.Однако, по мнению Достоевского, даже такую
Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М
Ф.М.Достоевский. А.С.Пушкин. И.А.Гончаров. Слайд 5 из презентации «Сон в литературе» . Размер архива с презентацией 625 КБ.
«Публицистика» — Культура у нас на два лица. Увлекательный мир родной речи. Что волнует публицистов. Типы публицистического повествования.
Диалогичность. Употребление экспрессивной лексики. Область публицистики. Литературные деятели. Хинштейн Александр Евсеевич. Что нужно сделать.
Точка зрения. Использование оценочной лексики. Выразительность. Пресса. Устойчивые сочетания. Основополагающие вопросы. Валентин Григорьевич Распутин.
«Антоновские яблоки» — В третьей описывается охота его со своим шурином, Арсением Семёнычем, а также наступление зимы. В четвёртой — описывается ноябрьский день мелкопоместных людей. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок».
Сюжет. Антоновские яблоки. Антоновские яблоки — повесть, написанная Иваном Алексеевичем Буниным и впервые опубликованная в 1900 году. История создания. «Литературные направления начала 20 века» — Акмеизм.
И.Репин «Бурлаки». Критический реализм.
Социалистический реализм. Анна Ахматова. Декаданс. Основные литературные направления начала XX века.
Серебряный век. Велимир Хлебников. Развитие русской литературы XX столетия. Футуризм. Валерий Брюсов «Женщине».
Символизм. Модернизм. «Литературный комментарий» — Произведение. Цель литературного комментария.
Пояснения. Внимание специалистов.
Историческое лицо. Комментарий Ю.М.
Лотмана. Евгений Онегин. Жанр литературного комментария. Параллели с западноевропейскими литературными текстами.
Лингвистические особенности. Определение жанра литературного комментария.
Комментарий В.В.Набокова. Сравнительный анализ комментариев. Аналитический жанр. «Биография В.П.Астафьева» — Скончался 29 ноября 2001 года. Потерял мать. Литература периода ВОВ.
Автор сценариев. Виктор Петрович Астафьев.
Русская литература. Период ВОВ. Жизненные пласты. Добровольцем уходит в армию. Жизнь и творчество В.П. Астафьева.
Константин Симонов. Произведения Астафьева. Друг заветный. «Жизнь и творчество Бунина» — Мультимедийная презентация к уроку литературы в 11 классе. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду.
Прочитайте фрагмент рассказа «Косцы». Прочитайте стихотворение, докажите его связь с фрагментом рассказа. Проблемный вопрос урока. Творчество Бунина.
Последний русский классик. И.А. Бунин – русский классик. Работа с текстом. Прочитайте текст, составьте хронологическую таблицу.
Всего в теме «Литература 11 класс» 104 презентации Реализм писателя развился и получил свое воплощение в период развития в России капиталистических отношений.
Наступление цивилизации на патриархальную Россию породило бунт маленького человека против униженности. Какие бы идеи ни захватывали писателя, он никогда не забывал об истоках создаваемых им трагедий. Образы, идеи, идеалы его романов восходят к российской действительности.
Основой романов Достоевского становится разночинная, городская пореформенная среда, полуобразованная, мнящая о себе больше, чем она стоит.
Жанровые особенности романа “Преступление и наказание”
Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа.
Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами читателя, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах героев.
По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкнула героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы.
Роман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею. Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог).
Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто социальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвышенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требует «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (христианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жизненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфирий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, которую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову.
Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои. Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных высказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, воплощается в судьбах этих героев.
Авторская позиция при этом прямо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с контрастирующей ей христианской идеей. И только конечный результат сложного движения и развития идей позволяет говорить о позиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.
Таким образом формируется совершенно новый тип романа, ставший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обоснование этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. Он же предложил название «полифонический» (от полифония — многоголосие).
Роль «голосов» в нем исполняют герои-идеи.